Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:40, контрольная работа
Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
Введение…………………………………………………………………3
Сущность адаптации персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Направления адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Цели адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Механизм управления процессом адаптации . . . . . . . . . . . . . . 7
Функции адаптации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Управление адаптацией персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Виды программ адаптации персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Заключение……………………………………………………………14
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО Казанский филиал
Российская Академия Правосудия (г. Казань)
Кафедра гуманитарных, социально-экономических наук
Контрольная работа по предмету
«Управление человеческими ресурсами»
на тему:
«Управление адаптацией персонала в организации»
Работу выполнил студент 3 курса
Иманкулов С.М. группа 351
Проверил:
Вахитов Д. Р.
Казань-2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Введение
Адаптация персонала в
организации является необходимым
звеном кадрового менеджмента. Действительно,
становясь работником конкретного
предприятия, новичок оказывается
перед необходимостью принять организационные
требования: режим труда и отдыха,
положения, должностные инструкции,
приказы, распоряжения администрации
и т. д. Он принимает также совокупность
социально-экономических
К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Внедрение системы управления адаптацией в предприятия представляет собой достаточно сложную задачу, но от ее нее зависит решение таких важных задач для предприятия, как: уменьшение стартовых издержек, уменьшение текучести кадров; возможно более быстрое достижение рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя; вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды; снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником. Тревожность и неуверенность в данном случае означают боязнь провалов в работе и неполную ориентацию в рабочей ситуации. Это нормальный страх перед новым и неизвестным, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников, развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях.
Система адаптации призвана решать вышеперечисленные проблемы. В связи с этим является актуальным определение сущности адаптации, описание ее как системы, определение направлений, этапов, изучение показателей оценки состояния работы по адаптации, разработка программ адаптации.
1. Сущность адаптации персонала
Профессиональная адаптация
выступает важным составным элементом
системы подготовки кадров. Дело в
том, что у кандидатов нередко
возникает проблема необоснованных
ожиданий, когда вновь принятый на
работу сотрудник питает нереалистичные
надежды, выстраивает нереалистичные
планы, касающиеся своего будущего в
новой организации. При поступлении
на работу кандидат лишь приблизительно
представляет себе, что ценит организация
в своих работниках и что она
ожидает от них. Более того, необоснованные
ожидания могут приводить к росту
неудовлетворенности работой и,
как крайний, экстремальный случай,
к увольнению и, соответственно, росту
текучести кадров со всеми вытекающими
отсюда отрицательными последствиями
для компании. С одной стороны, эта проблема
связана с недостаточной компетентностью
лиц, проводящих собеседование, которые
стремятся выгоднее продать свою компанию,
несколько приукрасить ее в глазах кандидата
и нередко в своих собственных, а с другой
– с уникальной системой ценностей, взглядов,
представлений, которую каждый кандидат
привносит в организацию. Устранение этих
необоснованных ожиданий и вызывает необходимость
развития и совершенствования такого
направления кадровой работы, как адаптация
персонала. Трудовая адаптация персонала
– это взаимное приспособление работника
и организации, основывающееся на постепенном
включении работника в процесс производства
в новых для него профессиональных, психофизиологических,
социально-психологических, организационно-
1.1. Направления адаптации
Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условия и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.
1.2. Цели адаптации
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
- снижение степени
- сокращение текучести
рабочей силы, так как если
новички чувствуют себя
- экономия времени руководителя
и сотрудников, так как
- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
1.3. Механизм управления процессом адаптации
Механизм управления процессом
адаптации предусматривает
1.4. Функции адаптации
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Задачами подразделения
или специалиста по управлению адаптацией
в области организации
2. Управление адаптацией персонала
Изучение отечественного опыта показывает, что, как правило, специальной службы, которая бы занималась вопросами адаптации в организации, не существует.
Вопросами адаптации занимаются
отдельные работники из разных подразделений.
Это инспектор отдела кадров, линейные
руководители или коллеги по работе.
Их главная цель – сделать процесс
адаптации, приспособления молодых
работников к предприятию как
можно более коротким и безболезненным.
Проведение процессов как первичной,
так и вторичной адаптации
не отличается большими особенностями,
т.е. все мероприятия похожи друг
на друга и выглядят следующим
образом. Процесс адаптации
При организации научно обоснованной системы управления профориентацией и адаптацией исходят из целей и задач организации.
Для достижения этих целей в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению адаптацией кадров. В осуществлении процесса адаптации непосредственное участие принимают линейные руководители.
Функции этого подразделения
должны быть ориентированы на работников,
которым нужна помощь в профессиональной
ориентации и переориентации. Для
новых работников организуется специальный
курс обучения и воспитания, призванный
наиболее быстро и рационально адаптировать
их к стилю и методам работы
в организации или в
3. Виды программ адаптации персонала
В работе по провидению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы:
1. Общее преставление об организации: приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции; нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация; структура; связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения.
2. Оплата труда в организации.
3. Дополнительные льготы,
виды страхования, выходные
4. Охрана труда и техника
безопасности: меры предосторожности;
правила противопожарной
5. Отношения работников
с профсоюзами; сроки и
6. Служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта.
После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким–либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные руководители или наставники.
Информация о работе Управление адаптацией персонала в организации