Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа
Основная цель – раскрыть этапы стратегического планирования, а также рассмотреть стратегическое предприятие на ООО «Никавуд».
Объект исследования - ООО «Никавуд», предприятие занимающееся производством балконных блоков и деревянных окон.
Предмет исследования – анализ внешней и внутренней среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, анализ слабых и сильных сторон данного предприятия.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
Ознакомиться с понятием стратегического планирования, его основными этапами и составляющими.
Проанализировать стратегическое планирование на ООО «Никавуд».
Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на ООО «Никавуд».
Введение………………………………………………………………………….4
Организация стратегического планирования на предприятии……….........5
Сущность и основные функции стратегического планирования……........5
Выбор миссии и целей организации………………………………………10
Анализ внешней среды предприятия………………………………...........11
Анализ внутренней среды предприятия………………………………......13
Формулировка и выбор стратегии…………………………………...........17
Стратегическое планирование ООО «Никавуд» …………........................20
Краткая организационно-экономическая характеристика
ООО «Никавуд» ……………………………………………………………......20
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Никавуд»………………...22
SWOT-анализ деятельности ООО «Никавуд» ……………………..........27
Анализ действующей стратегии предприятия…………………...............32
Предложения по организации стратегического планирования
на ООО «Никавуд………………………………………………………............35
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников ……………
Ниже
представлены основные потребители продукции
ООО «Никавуд».
Таблица 2. Основные потребители продукции ООО «Никавуд».
№ | Наименование организации | Сумма реализации, млн. руб. в год. |
1 | ЗАО «М-индустрия»
г. Санкт-Петербург |
1500 |
2 | ООО «Никавуд» г. Санкт-Петербург | 540 |
3 | ООО «Викстрой» | 1256 |
4 | ЗАО «Стройтрест №7» | 721 |
Примечание.
Источник: Собственная разработка.
Поставщики. Предприятие занимается производством окон из покупаемых материалов. Соответственно у него налаженная система взаимоотношений с поставщиками. Для производства самой структуры окон, предприятие закупает древесину у ОАО «Белорусская Универсальная Биржа». Основным поставщиком фурнитуры является белорусское предприятие «ТБМ Бел». Основным поставщиком стеклопакетов является ООО «Чистый взгляд». Поставщиком красок и лаков является белорусское предприятие МАВ.
Предприятие сотрудничает с этими поставщиками уже достаточно долгий срок, и нет смысла прерывать отношения с ними по ряду причин:
1. предприятия проявили себя с положительной стороны, не было сбоев в сроках поставках, все материалы были хорошего качества;
2. предприятия находятся на территории Беларуси (быстрые сроки поставки);
3. ценовая политика предприятий-поставщиков очень подходит ООО «Никавуд».
Решающим фактором в отношении с поставщиками остается цена материалов, сроки поставок и наличие материалов.
При анализе внутренней среды, уделено значение таким функциональным зонам, как маркетинг, персонал предприятия, финансы предприятия и организационная структура управления предприятием.
Маркетинг. На предприятии нет эффективной системы маркетинга. Нет специального отдела или хотя бы человека, занимающегося исследованием рынка, продвижением продукции, установлением новых контактов и рекламой. Предприятие реализует свою продукцию путем старых связей, накопившихся за долгий срок существования предприятия. Можно подчеркнуть, что только в 2010 году у предприятия полноценно заработал свой первый коммерческий сайт www.nikawood.ru, хотя в современных условиях половина продукции может легко реализоваться через интернет. При этом ценовая политика у предприятия – гибкая, что дает большие конкурентные преимущества ООО «Никавуд». Предприятие грамотно устанавливает цены на продукцию, разрабатывает различные системы скидок и бонусов.
Персонал предприятия. Персонал предприятия ООО «Никавуд» всегда подбирался очень тщательно и целесообразно. Подбором и поиском персонала на предприятии занимается отдел кадров. Предприятие насчитывает 86 человек. Основными плюсами персонала, я хотел бы отметить: квалификационные навыки, а также возрастной состав (большая часть персонала моложе 50 лет). Основной проблемой в персонале предприятия является текучесть кадров. За 2008-2009 год она составила 250 человек. Это происходит из-за особенностей менталитета местного населения, а также слабой мотивации труда на предприятии.
Финансы ООО «Никавуд». На сегодняшний момент предприятие работает не на полную мощность из-за нехватки оборотных средств, прежде всего это связано с тем, что предприятие выполняет ряд заказов, не взяв при этом предоплату с заказчиков. Ряд заказчиков нарушают условия договоров и не во время оплачивают заказы. Таким образом, они создают дефицит оборотных средств ООО «Никавуд».
Организационная структура управления предприятием.
На предприятии ООО «Никавуд» действует линейно-функциональная организационная структура. Основными плюсами такой структуры являются: высокая компетентность специалистов, освобождение линейных руководителей от решения многих специфических вопросов.
Основными минусами являются трудности поддержания взаимосвязи между различными функциональными службами, длительная процедура принятия решений и несогласованность распоряжений различных функциональных служб. Область применения: массовое производство. Основа линейно-функциональных систем управления – это рационализация процесса управления по основным функциям: производство, исследование и разработки, снабжение, сбыт, бухгалтерский учет, финансы, кадровая политика и т.д.
Формально на предприятии нет разделений по отдельным отделам и цехам. Но теоретически можно выделить следующие отделы: отдел материально технического снабжения, отдел главного механика, отдел кадров, отдел бухгалтерии, отдел менеджмента и производственный отдел, включающий в себя цеха для производства продукции.
Отдел бухгалтерии возлагает на себя функцию ведения денежных отношений, подсчет средств, соблюдения законов Гражданского Кодекса Республики Беларусь.
Отдел кадров обеспечивает подбор персонала и прием его на работу.
Отдел материально-технического снабжения отслеживает хозяйственные нужды предприятия. Ответственность за технику безопасности несет каждый сотрудник организации во всех подразделениях предприятия.
Отдел менеджмента отвечают за сбыт продукции и установление деловых связей.
Директор предприятия осуществляет в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, контролирующую деятельность вех подразделений предприятия.
Исполнительный
директор осуществляет также контролирующую
функцию над всеми
На
начальников подразделений
В
каждом подразделении существуют свои
специфические функции
Производственная система предприятия состоит из нескольких звеньев. Напрямую в производственном процессе участвуют начальник производства, мастера, рабочие.
Начальник производства осуществляет в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами, регулирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия, руководство производственным участком. Также в его функции входит организация охраны труда.
Мастера непосредственно работает на производственном участке, регулирует деятельность рабочих на определенных участках производства, осуществляет контроль качества производимого продукта.
В группу рабочих входят сборщики окон, столяра, маляра, монтажники по установке окон, разнорабочие, грузчики.
Организационная
структура представлена в приложении
А.
Для того чтобы получить ясную информацию о сильных и слабых сторонах предприятия, а также ситуации на рынке, существует SWOT-анализ деятельности предприятия. SWOT-анализ включает себя анализ сильных сторон предприятия, слабостей, рыночных возможностей и рыночных угроз предприятия
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Прежде всего, должны быть определены слабые и сильные стороны предприятия.
Таблица 3. Определение сильных и слабых сторон ООО «Никавуд»
Параметр оценки | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Организация | Высокий уровень квалификации и наличие большого опыта работы управленческого персонала. | Нерациональная структура управления предприятием. |
2. Производство | Высокое качество
продукции.
Налаженная система поставок от поставщиков. Высокая производственная мощность. |
Себестоимость
продукции не ниже, чем у конкурентов.
Плохая
организация труда. |
3. Финансы | Высокая скорость оборота денежных средств, активов, материальных запасов предприятия, дебиторской задолженности. | Сезонный спрос
на продукцию (зимой спрос меньше, чем
летом).
Дефицит оборотных средств. |
4. Инновации | Новое оборудование.
Постоянные разработки технологов для упрощения и улучшения производственного процесса. |
|
5. Маркетинг | Гибкая ценовая
политика на предприятии.
Существование долговременных постоянных заказчиков и потребителей. |
Отсутствие
отдела маркетинга или лица, занимающегося
маркетинговой деятельностью.
Неуделение должного значения рекламе. |
Примечание.
Источник: Собственная разработка.
Далее
должны быть определены различные возможности
и угрозы, которые могут возникнуть для
предприятия.
Таблица 4. Определение рыночных возможностей и угроз ООО «Никавуд»
Параметры оценки | Возможности | Угрозы |
1. Конкуренция | Новые технологии.
Новые виды продукции. |
Различные условия
закупки леса у государственных
и частных фирм.
Появление
новых конкурентов среди |
2. Сбыт | Увеличение рекламы | Появление запретов и ограничений на сбыт продукции. |
3. Спрос | Перераспределение целевой аудитории. | Падение спроса по причине снижения доходов населения. |
4. Природные и экологические условия | Недостача пригодного
леса для производства окон.
Появление различных катаклизмов. | |
5. Экономические факторы | Получение беспроцентных кредитов или под низкие проценты. | Рост цен на
электроэнергию и материалы, рост тарифов
на грузовые перевозки.
Увеличение налоговых ставок. Появление новых налогов. |
Примечание.
Источник: Собственная разработка.
В
SWOT-анализе необходимо не только вскрыть
сильные и слабые стороны, угрозы и возможности,
но и попытаться оценить их с точки зрения
того, сколь важным они являются для производства
окон. Для этого в следующей таблице представлена
оценка всех сильных и слабых сторон, возможностей
и угроз. Их можно оценить, задав два вопроса:
"Насколько высока вероятность того,
что это случится?" и "Насколько это
может повлиять на производство окон?".
Таблица 5. Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Сильные
стороны |
9 | Высокое качество продукции. |
8 | Высокая производственная мощность. | |
7 | Высокий уровень квалификации управленческого персонала. | |
6 | Новое оборудование. | |
5 | Гибкая ценовая политика на предприятии. | |
4 | Существование долговременных заказчиков. | |
3 | Высокая скорость оборота денежных средств. | |
2 | Налаженная система поставок от поставщиков. | |
1 | Постоянные разработки технологов | |
Слабые
стороны |
7 | Отсутствие отдела маркетинга или лица, занимающегося маркетинговой деятельностью. |
6 | Дефицит оборотных средств. | |
5 | Сезонный спрос на продукцию (зимой спрос меньше, чем летом). | |
4 | Плохая организация труда. | |
3 | Нерациональная структура управления предприятием. | |
2 | Неуделение должного значения рекламе. | |
1 | Себестоимость продукции не ниже, чем у конкурентов. | |
Возможности |
5 | Новые виды продукции. |
4 | Увеличение рекламы | |
3 | Перераспределение целевой аудитории. | |
2 | Новые технологии. | |
1 | Получение беспроцентных кредитов или под низкие проценты. | |
Угрозы |
9 | Падение спроса по причине снижения доходов населения. |
8 | Различные условия закупки леса у государственных и частных фирм. | |
7 | Появление запретов и ограничений на сбыт продукции. | |
6 | Появление новых
конкурентов среди | |
5 | Рост цен на электроэнергию и материалы, рост тарифов на грузовые перевозки. | |
4 | Появление новых налогов. | |
3 | Увеличение налоговых ставок. | |
2 | Появление различных катаклизмов. | |
1 | Недостача пригодного леса для производства окон. |