Сущность планирования деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 10:00, доклад

Краткое описание

Планирование деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

1. Планирование  производственно-хозяйственной деятельности  предприятия

1.1. Функции планирования

1.1.1. Сущность  планирования деятельности предприятия 

Планирование  деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. 

Сущность внутрифирменного планирования в рыночной экономике  заключается в выборе целей развития, форм хозяйственной деятельности, способов их осуществления, которые при использовании  ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых качественных и количественных результатов.[1] 

Планирование  на предприятии – это взаимосвязанная  научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой  выступает система свободных  рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. 

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов. 

Методика планирования характеризует состав применяемых  на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования  конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана. 

Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия  весьма сложным и трудоемким предметом  деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности. 

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования. 

Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие. 

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся: 

·     формулирование состава предстоящих  плановых проблем, определение системы  ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия; 

·     обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует  осуществить предприятие в предстоящий  период, проектирование желаемого будущего организации; 

·     планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор  или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; 

·     определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры  необходимых ресурсов и сроков их поступления; 

·     проектирование внедрения разработанных  планов и контроль за их выполнением. 

В планировании обоснование принимаемых решений  и прогноз ожидаемых результатов  опираются на теоретические положения  и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что  каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли. 

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных  метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и  принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий. 

Конечным результатом  планирования является ожидаемый экономический  эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.[2]

Информация о работе Сущность планирования деятельности предприятия