Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа
Основная цель – раскрыть этапы стратегического планирования, а также рассмотреть стратегическое предприятие на ООО «Никавуд».
Объект исследования - ООО «Никавуд», предприятие занимающееся производством балконных блоков и деревянных окон.
Предмет исследования – анализ внешней и внутренней среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, анализ слабых и сильных сторон данного предприятия.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
Ознакомиться с понятием стратегического планирования, его основными этапами и составляющими.
Проанализировать стратегическое планирование на ООО «Никавуд».
Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на ООО «Никавуд».
Введение………………………………………………………………………….4
Организация стратегического планирования на предприятии……….........5
Сущность и основные функции стратегического планирования……........5
Выбор миссии и целей организации………………………………………10
Анализ внешней среды предприятия………………………………...........11
Анализ внутренней среды предприятия………………………………......13
Формулировка и выбор стратегии…………………………………...........17
Стратегическое планирование ООО «Никавуд» …………........................20
Краткая организационно-экономическая характеристика
ООО «Никавуд» ……………………………………………………………......20
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Никавуд»………………...22
SWOT-анализ деятельности ООО «Никавуд» ……………………..........27
Анализ действующей стратегии предприятия…………………...............32
Предложения по организации стратегического планирования
на ООО «Никавуд………………………………………………………............35
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников ……………
Основной вид выпускаемой продукции – оконные и балконные блоки из клееного соснового бруса выпускаются в полной заводской готовности, укомплектованы фурнитурой фирмы ROTO (Германия), уплотнительной резинкой DEVENTER (Германия), двухкамерным стеклопакетом 4-10-4-10-4, окрашены по желанию заказчика ЛКМ ZOBEL (Германия) или ЛКМ производства УП «Мав» (РБ). Продукция изготовлена по немецкой технологии и полностью удовлетворяет стандартам JV-68, JV-78 на оконные блоки. В настоящее время продукция полностью сертифицирована. Впервые в Республике Беларусь внедрены технология производства энергосберегающего окна с сопротивлением теплопередач 1,1 кв.м• °С/Вт с толщиной коробки 92 мм. Не имеет аналогов в Республике Беларусь.
Предприятие специализируется на серийном и массовом выпуске оконных и балконных блоков для муниципального и элитного жилья.
В своем составе ООО «Никавуд» для производства своей продукции имеет следующие основные функциональные и производственные подразделения:
Технология
изготовления окон и балконных дверей
из древесины предусматривает
Покраска осуществляется в автоматической покрасочной камере EIZENMANN роботов в электростатическом поле и не имеет аналогов в Республике Беларусь
Сушка изделий осуществляется в сушильной камере нагретым воздухом и циркулирует в объеме сушильной камеры. Топливом для обогревателя служат отходы деревообработки (стружка, опилки). Выброс загрязняющих веществ от обогревателя осуществляется через дымовую трубу;
12. Сборка готовых изделий (установка фурнитуры, навеска створок (полотен), установка алюминиевых накладок, монтаж стеклопакетов в створках, филенки в полотно, установка штапика).
На сегодня персонал предприятия насчитывает 86 человек, из низ 27 – инженерно-технические работники.
Таблица 1. Анализ основных показателей деятельности предприятия
Показатели | Ед.изм. | 2008г. | 2009г. | Отклонение | |
Млн.руб | Млн. руб | % | |||
Выручка от реализации | 7414 | 7885 | 471 | 94 | |
Себестоимость | 5040 | 4938 | 102 | 102 | |
Прибыль от реализации | 63 | 99 | 36 | 157 | |
Прибыль отчетного года | 83 | 88 | 5 | 94 | |
Налоги и сборы, прочие платежи из прибыли | 22 | 40 | 18 | 181 |
Продолжение таблицы 1.
Примечание.
Источник: Отчеты о финансово-хозяйственной
деятельности субъекта малого производства
за 2008-2009 годы.
Исходя
из таблицы, можно сделать вывод,
что предприятие увеличило
Анализ среды предполагает изучение основных трех элементов: внешнего окружения или макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. Определение стратегии предприятия всегда будет тесно связано с развитием внешней среды предприятия, которая его окружает.
Анализ факторов внешней среды дает возможность выявить особенности социально – экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое или косвенное воздействие на организацию.
Факторами косвенной среды являются: экономические, социальные, политические и технологические факторы.
Экономический фактор. Состояние экономической среды имеет первостепенное значение для деятельности любого предприятия. Необходимо постоянно оценивать и контролировать такие факторы экономического развития, как темпы инфляции, уровень занятости, курсы валют и многое другое. Важно умение предугадать развитие экономики, ее рост, спад. Ведь спад в экономике ведет к снижению платежеспособности потребителей, что ведет к необходимости сокращать объемы производства и наоборот.
Политический фактор. Степень правовой защищенности у предприятий в Республике Беларусь не очень высока, это связано с высокой изменчивостью законодательной базы, а также не информированности многих предприятий по поводу их прав и обязанностей. Это существенно повышает риск неопределенности при принятии стратегически важных решений, которые компаниям приходится неоднократно пересматривать и постоянно корректировать.
Технологический фактор. Влияние технологического фактора немаловажно для ООО «Никавуд». В настоящее время, чтобы сохранить конкурентоспособность, предприятие вынуждено идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками и технологиями, от которых зависит эффективность его деятельности.
Состояние ООО «Никавуд» по отношению к технологическому фактору положительное. Предприятие используют новые европейские технологии деревообработки и производства окон, все сотрудники, нуждающиеся в компьютерах, обеспечены ими, а имеющиеся компьютеры объединены в единую локальную сеть, у предприятия есть ряд функциональных программ и приложений, обеспечивающих более простую и функциональную работу.
Социальный фактор. Окна из дерева с самого зарождения строительства были востребованы, и я не считаю, что социальный фактор может сильно повлиять на деятельность предприятия. Окна - это необходимый элемент строительства, на их потребность мода особо не влияет.
Наибольшее влияние на предприятие оказывают экономические и политические факторы. Сюда относится количество налогов и размеры налоговых ставок, а также различные ограничения со стороны власти для частных предприятий, неравные условия реализации продукции для частных и государственных фирм.
Анализ
внешней среды позволяет
К угрозам следует отнести дефицит государственного бюджета, сложности в привлечении финансовых ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи. Финансовое положение ООО «Никавуд» напрямую зависит от экономической ситуации в Республике Беларусь. При задолженности в бюджет и жесткой налоговой политике фирма теряет значительную часть прибыли. При этом все зависит от покупательской способности населения. Поэтому экономическая и политическая стабильность в республике является залогом успешного существования фирмы.
Далее я хотел бы рассмотреть мезоокрокружение предприятия (состояние отрасли и конкурентов).
Традиционно, отрасль деревообработки была и остается достаточно развитой в Республике Беларусь. Учитывая, что треть нашей страны – это территория леса, было бы глупо не развивать эту отрасль.
Развитие этой отрасли производства прямо пропорционально развитию строительства жилья в стране, и, соответственно прямо пропорционально общему экономическому положению в стране.
В Республике Беларусь в 2009 г. было введено в эксплуатацию 5,849 млн.кв.м. общей площади жилья, план строительства жилья увеличен на 14,6 % по сравнению с 2008 годом. Также на 10,2 % увеличился план по ремонту жилого фонда Республики Беларусь. В 2009 году отремонтировано 1 млн. 263 тыс.кв.м. жилья. Жилищный фонд Республики Беларусь составляет более 200 миллионов кв.м.
Конкуренты. Изучение и анализ конкурентных сил ООО «Никавуд» в данной сфере деятельности позволяет: выявить свои слабые и сильные стороны и в итоге выбрать оптимальную конкурентную стратегию, занять выгодное положение на рынке с целью получения максимальной прибыли, а так же занять правильную позицию для защиты от конкурентов.
В 2010 году правительством было принято распоряжение для строительных государственных компаний, строящих жилье за счет льготных кредитов граждан (что составляет до 90% количества возводимого жилья в Республике Беларусь), покупать окна только у государственных производителей. Таким образом, предприятие было смещено с сегмента нового строительства в Республике Беларусь. Но у предприятия ООО «Никавуд» есть одно преимущество – в отличие от государственных предприятий, оно способно изготавливать нестандартные окна – нестандартных размеров, цветов и конструкций. Таким образом, предприятие имеет возможность и участвует в программе по ремонту старого жилого и нежилого фонда. На этом рынке у предприятия имеется ряд конкурентов со стороны других частных предприятий. Качественные показатели оконных блоков практически одинаковы у всех производителей (в частности у ООО «Волат» и у ИП «Наши окна»), поскольку они изготовлены по одной технологии, используются одни и те же комплектующие – в частности фурнитура, лакокрасочные материалы, стеклопакеты, уплотнительная резинка, силикон и т.д. и должны соответствовать существующим государственным стандартам.
Ценовая политика предприятия при существующих низких накладных расходах позволяет успешно конкурировать на строительном рынке среди частных предприятий. Качество продукции регламентируется соответствием СТБ 939-93, имеется сертификат соответствия. Сроки поставки определяются существующими производственными мощностями, но они не всегда являются решающим показателем для тендера.
Немаловажными конкурентами предприятия ООО «Никавуд» являются производители ПВХ окон из дешевого пластика. Здесь решающим показателем конкурентоспособности является ценовой фактор.
Анализ конкурентов и отрасли в целом показал, что конкурентная среда характеризуется в основном административным фактором. Следующим немаловажным показателем является цена. После цены, основным показателем является условие оплаты и качество продукции, а так же важную роль играет скорость выполнения работ. Табличный вид конкурентов ООО «Никавуд» представлен в приложении Б.
Деловое
окружение предприятия
Потребители. Основными рынками сбыта продукции ООО «Никавуд» являются города Беларуси, а также Москва и Санкт-Петербург. Предприятие занимается серийным и массовым выпуском оконных и балконных блоков. И осуществляет розничную и оптовую торговлю. Развитая инфраструктура между городами Республики Беларусь, а также между поселком Боровухой (где осуществляется непосредственно производство) и городами Москвой и Санкт-Петербургом, позволяют без задержек доставлять продукцию. Поэтому риски снижения спроса из-за сокращения транспортного сообщения отсутствуют.