Стратегическое планирование деятельности на предприятии (на примере ООО «Никавуд»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:28, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель – раскрыть этапы стратегического планирования, а также рассмотреть стратегическое предприятие на ООО «Никавуд».
Объект исследования - ООО «Никавуд», предприятие занимающееся производством балконных блоков и деревянных окон.
Предмет исследования – анализ внешней и внутренней среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, анализ слабых и сильных сторон данного предприятия.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
Ознакомиться с понятием стратегического планирования, его основными этапами и составляющими.
Проанализировать стратегическое планирование на ООО «Никавуд».
Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования на ООО «Никавуд».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….4
Организация стратегического планирования на предприятии……….........5
Сущность и основные функции стратегического планирования……........5
Выбор миссии и целей организации………………………………………10
Анализ внешней среды предприятия………………………………...........11
Анализ внутренней среды предприятия………………………………......13
Формулировка и выбор стратегии…………………………………...........17
Стратегическое планирование ООО «Никавуд» …………........................20
Краткая организационно-экономическая характеристика
ООО «Никавуд» ……………………………………………………………......20
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Никавуд»………………...22
SWOT-анализ деятельности ООО «Никавуд» ……………………..........27
Анализ действующей стратегии предприятия…………………...............32
Предложения по организации стратегического планирования
на ООО «Никавуд………………………………………………………............35
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованных источников ……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

    Анализ  макроокружения включает:

  1. его всестороннее изучение с целью отслеживания специфических тенденция выявления возможностей и угроз, стратегических неопределенностей, альтернатив;
  2. их прогнозирование и оценку направленности с точки зрения их вероятного воздействия на организацию.

    Благодарю такому анализу руководители организации  могут понять обстановку в которой функционирует фирма, роль национальных и международных организаций, а также повысить качество принимаемых стратегических решений.

    При анализе макроокружения рассматривается  ряд факторов: экономические, социальные, политические и технологические.

    При анализе экономических факторов paccмaтpивaют:

  1. темпы инфляции;
  2. налоговую ставку;
  3. международный платежный баланс;
  4. уровень занятости в целом и по отрасли;
  5. платежеспособность предприятий.
 

    При анализе политических факторов необходимо следить:

  1. за соглашениями по тарифам и торговле между странами;
  2. протекционистской таможенной политикой, направленной против третьих стран;
  3. нормативными актами местных органов власти и центрального управления;
  4. уровнем развития правового регулирования экономики;
  5. отношение государства и ведущих политиков страны к антимонопольному регулированию;
  6. кредитной политикой местных властей;
  7. ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.
 

    Анализ  внешней технологической среды  должен учитывать изменения:

  1. в технологии производства;
  2. в конструкционных материалах;
  3. в применении компьютерных технология для проектирования новых товаров;
  4. в управлении;
  5. в технологии сбора, обработки и передачи информации;
  6. в средствах связи.

    Социальные  фактор внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождается большинство проблем, представляющих большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справляться с этими проблемами, организация как социальная среда должна меняться, приспосабливаться к внешней среде. [10, с 279]

    Мезоокружение представляет собой совокупность внешних  факторов, с которыми субъект взаимодействует  непосредственно, однако не на индивидуальном уровне, а на системном уровне. Например: отрасль, к которой принадлежит предприятие и рынок, где оно конкурирует в качестве продавца или покупателя.

    В отличие от макроокружения на мезоокружение  предприятие может влиять, однако, лишь в совокупности с другими субъектами.

    Анализ  мезоокружения осуществляется по 5 направлениям.

    Первое  направление – изучение рынка  в целом.

    Исследуются:

  1. изменение демографических условий;
  2. уровень доходов населения и их распределение;
  3. жизненные циклы товаров и услуг;
  4. уровень конкуренции в отрасли;
  5. доля рынка, занимаемая организацией;
  6. емкость рынка;
  7. защищенность рынка правительством.

    Вторым  направлением изучения мезоокружения  организации – является изучение конкуренции на рынке и в отрасли.

    Анализ  конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства  организации за действиями конкурентов. Это позволяет руководству организации постоянно быть готовым к потенциальным угрозам. В анализе конкурентов выделяют четыре диагностические зоны:

  1. анализ будущих целей конкурентов;
  2. оценка их текущей стратегии;
  3. оценка предпосылок относительно конкурентов;
  4. изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

    Третье  направление предполагает выяснение  общей привлекательности рынка  и его перспектив. Если рынок малопривлекателен, то фирмы могут начать поиск новых возможностей, начать процесс слияния с конкурентами, или быть поглощенными ими, ограничить дальнейшие инвестиции.

    Четвертое направление – анализ положения  дел в отрасли, где действует  или собирается действовать фирма.

    Пятое направление анализа мезоокружения  сконцентрировано на определении выгод конкурентной борьбы с точки зрения приобретаемого доходы, опыта и различных навыков. [2, с 133-139]

    Микроокружение (или деловое окружение) образуют субъекты и процессы, с которыми фирма непосредственно взаимодействует  или сама оказывает на них влияние. Сюда можно отнести всех поставщиков, потребителей, посредников, кредиторов.

    В целом положении организации  зависит от  того, насколько хорошо она управляет контролируемыми  факторами ее окружения и подстраивается под факторы, которые не может  контролировать.

    Таким образом, анализ внешней среды позволяет  организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она  сталкивается в этой среде. Для успешного  же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации. 

    1.4. Анализ внутренней среды предприятия 

    Внутренняя  среда оказывает постоянное и  самое непосредственное воздействие  на функционирование предприятия и  составляет систему ситуационных факторов внутри предприятия.

    Целью анализа внутренней среды предприятия  является выявление внутренних сильных  сторон деятельности предприятия для лучшего использования внешних возможностей и определение внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.

    Метод, с помощью которого осуществляется диагностика проблем внутреннего  порядка, называется управленческим обследованием.

    Управленческое  обследование предполагает анализ факторов внутренней среды в разрезе следующих функциональных зон: организация управления, маркетинг, финансы, технология, персонал, организационная культура и имидж предприятия, исследования и разработки. [4, с 203-208]

    При анализе организации управления необходимо выявить уровни иерархии управления, основные вертикальные и горизонтальные коммуникации, вид организационной структуры управления и оценить ее достоинства и недостатки. Необходимо сделать вывод о степени целесообразности организационной структуры управления предприятием.

    Целесообразность организационной структуры управления зависит от степени ее соответствия возможностям предприятия, направлениям деятельности, установленным целям и принятым стратегиям развития предприятия, а также от степени обеспечения гибкого реагирования на условия маркетинговой ситуации.

    Маркетинг.

    При обследовании маркетинговой деятельности предприятия необходимо:

    1. охарактеризовать и оценить маркетинговую стратегию предприятия;
    2. охарактеризовать товарную политику, оценить широту и глубину ассортимента товаров предприятия, оценить долю товаров “рыночной новизны" и проанализировать систему контроля качества товаров;
    3. охарактеризовать ценовую политику предприятия и содержание основных ценовых стратегий в разрезе товарных групп;
    4. охарактеризовать источники поступления товаров и уровни каналов товародвижения.
    5. выявить применяемые методы продажи в разрезе товарных групп; изучить мероприятия «мерчандайзинга», используемые в предприятии.
    6. охарактеризовать рекламную деятельность предприятия, изучить виды и средства рекламы на предприятии, определить величину затрат на рекламу и их динамику, а также выявить применяемые на предприятии методы оценки эффективности рекламы.

    Исследование  и разработки (НИОКР).

    Цель  научно-исследовательской деятельности в предприятии заключается в получении и применении новых знаний в сфере решения экономических, социальных и технологических проблем и имеет исключительно прикладной характер.

    Научно-исследовательская  деятельность предприятий может  осуществляться как силами специалистов предприятия, так и на основе привлечения, на хоздоговорной основе учёных из НИИ, вузов, а также обращения к услугам специализированных консалтинговых фирм.

    В процессе изучения деятельности предприятия  в области НИОКР рекомендуется  охарактеризовать:

  1. основные виды и методы проведения маркетинговых исследований;
  2. виды исследований в иных сферах деятельности предприятия;

     величину  затрат на научно-исследовательские  и проектные работы;

  1. применяемые методы экономического анализа и прогнозирования;
  2. сотрудничество с НИИ, вузами, консалтинговыми фирмами и другими организациями в области НИОКР;
  3. сферы нововведений на предприятии (товар, технологии, методы управления, организационная структура и др.);
  4. инновационные возможности предприятия.

    По  результатам анализа необходимо дать оценку степени активности предприятия (высокая, средняя, низкая) в области НИОКР.

    Технология.

    Исследование  технологий торговых предприятий связано, прежде всего, с изучением организации  торгово-технологических процессов  и состоянием материально-технической  базы предприятия.

    В связи с этим рекомендуется изучить  состав розничной торговой сети и  её типологию.

    Характеризуя  месторасположение торговой сети, необходимо указать расположение предприятия (на основных магистралях города, в  районе интенсивных покупательских потоков, на второстепенных магистралях, в микрорайонах). Торговую сеть следует ранжировать по категориям на магазины общегородского значения и магазины, размещённые в жилой застройке.

    Персонал  предприятия.

    При оценке персонала предприятия необходимо проанализировать динамику и состав персонала, уровень профессиональной подготовки и качество расстановки кадров. Рекомендуется сделать вывод о качестве расстановки кадров и тенденции в этом процессе, а также показать необходимость обучения и повышения квалификации персонала предприятия.

    Поскольку важным показателем кадрового потенциала предприятия является стабильность трудового коллектива, то необходимо провести анализ движения кадров на предприятии. Анализируя персонал предприятия, рекомендуется выявить степень мотивации деятельности. Для этого необходимо изучить применяемую на предприятии систему оплаты труда, используемые другие формы материальной и нематериальной мотивации. Рекомендуется выявить размер средней заработной платы и её динамику и сопоставить с динамикой производительности труда. В результате анализа указанных параметров следует выявить степень (высокая, средняя, низкая) мотивированности деятельности персонала.

    Финансы.

    Финансовое  состояние предприятия значительно  определяет выбор стратегии предприятия. Анализ финансового состояния предприятия позволяет определить, насколько устойчиво предприятие в финансовом плане. На основе анализа показателей платежеспособности необходимо сделать вывод о способности предприятия своевременно расплачиваться по своим финансовым обязательствам. Анализ показателей финансовой устойчивости направлен на определение степени стабильности финансового обеспечения развития предприятия в перспективе.

Информация о работе Стратегическое планирование деятельности на предприятии (на примере ООО «Никавуд»)