Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

     Этот термин, ныне широко употребляемый,  часто принято ставить в один  ряд с понятиями духовной атмосферы,  духа коллектива и преобладающего  настроения.

     Психологический климат коллектива  всегда характеризуется специфической  для совместной деятельности  людей атмосферой психического  и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

     Не только в социологии, но  и в психологии утвердилась  точка зрения, согласно которой  главной структурой образующей  психологический климат является  настроение. Сошлемся, в частности,  на высказывание известного советского  психолога К.К. Платонова, по  мнению которого психологический  климат (как свойство группы) является  одним (хотя и важнейшим) из  компонентов внутренней структуры  группы, определяется межличностными  отношениями в ней, создающими  стойкие настроения группы, от  которых зависит степень активности  в достижении целей. [6, с.76]

     Таким образом, психологический  климат коллектива представляет  собой преобладающий и относительно  устойчивый психический настрой  коллектива, который находит многообразные  формы проявления во всей его  жизнедеятельности.

     Существенным элементом в общей  концепции психологического климата  является характеристика его  структуры. Это предполагает вычисление  основных компонентов в рамках  рассматриваемого явления по  некоему единому основанию, в  частности по категории отношения.  Тогда в структуре психологического  климата становится очевидным  наличие двух основных подразделений  – отношения людей к труду  и их отношения друг к другу. [10, с.136]

    В  свою очередь отношения друг  к другу дифференцируются на  отношения между товарищами по  работе и отношения в системе  руководства и подчинения.

     В конечном итоге всё многообразие  отношений рассматривается через  призму двух основных параметров  психического настроя – эмоционального  и предметного.

     Под предметным настроем подразумевается  направленность внимания и характер  восприятия человеком тех или  иных сторон его деятельности. Под эмоциональным – его эмоциональное  отношение удовлетворенности или  неудовлетворенности этими сторонами.

     Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего  в отношениях людей друг к  другу и к общему делу, этим  все же не исчерпывается. Он  неизбежно сказывается и на  отношениях людей к миру в  целом, на их мироощущении и  мировосприятии. А это в свою  очередь может проявиться во  всей системе ценностных ориентаций  личности, являющейся членом данного  коллектива. Таким образом, климат  проявляется определенным образом  и в отношении каждого из  членов коллектива к самому  себе. Последнее из отношений  кристаллизуется в определенную  ситуацию – общественную форму  самоотношения и самосознания  личности.

     В результате создается определенная  структура ближайших и последующих,  более непосредственных и более  опосредованных проявлений социально-психологического  климата. [10, с.140]

     То обстоятельство, что отношение  к миру (система ценностных ориентаций  личности) и отношение к самому  себе (самосознание, самоотношение  и самочувствие) попадают в ранг  последующих, а не ближайших  проявлений климата, объясняется  их более сложной, многократно  опосредованной зависимостью не  только от ситуации данного  коллектива, но и от целого  ряда других факторов, с одной  стороны, макромасштабных, с другой  – сугубо личностных.

    Действительно,  отношения человека к миру  формируются в рамках его образа  жизни в целом, который никогда  не исчерпывается предметами  того или иного, даже самого  значимого для него коллектива.

     Аналогичным образом обстоит  дело и с отношением к самому  себе. Самосознание человека складывается  в течение всей его жизни,  а самочувствие находится в  существенной зависимости не  только от его статуса в  трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

     Это, разумеется, не снимает возможности  рассмотрения самооценки и самочувствия  индивида в данном конкретном  коллективе и в зависимости  от него.

     На самочувствие личности в  коллективе отражаются отношения  личности к определенной группе  в целом, степень удовлетворенности  своей позицией и межличностными  отношениями в группе.

     Каждый из членов коллектива  на основе всех других параметров  психологического климата вырабатывает  в себе соответствующее этому  климату сознание, восприятие, оценку  и ощущение своего «я» в  рамках данной конкретной общности  людей.

     Самочувствие личности в определенной  мере может служить и известным  показателем степени развернутости  ее духовного потенциала. В данном  случае подразумевается психическое  состояние, определяемое во многом  атмосферой производственного коллектива.

     С этой точки зрения самочувствие  личности может рассматриваться  как один из наиболее общих  показателей психологического климата.  Вместе с тем он не может  считаться вполне основательным  для того, чтобы конкретно судить  о всех аспектах психологического  климата в коллективе, о мере  эффективности его деятельности. коллектив

     Руководитель может  целенаправленно регулировать характер  отношений в группе и влиять  на психологический климат. Для  этого необходимо знать закономерности  его формирования и осуществлять  управленческую деятельность с  учетом факторов, влияющих на  психологический. Остановимся на  их характеристике более подробно.

     Существует целый  ряд факторов, определяющих социально-психологический  климат в коллективе.

     Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность  экономических, культурных, политических  и др. условий. Стабильность в  экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат.

     Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру  которой входит трудовой коллектив.  Размеры организации, статусно-ролевая  структура, отсутствие функционально-ролевых  противоречий, степень централизации  власти, участие сотрудников в  планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений  (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.

     Физический микроклимат,  санитарно-гигиенические условия  труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать  источником повышенной раздражительности  и косвенно повлиять на психологическую  атмосферу в группе. Напротив, хорошо  оборудованное рабочее место,  благоприятные санитарно-гигиенические  условия повышают удовлетворенность  от трудовой деятельности в  целом, способствуя формированию  благоприятного психологического  климата.

     Удовлетворенность работой.  Большое значение для формирования  благоприятного психологического  климата имеет то, насколько работа  является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует  ли она его профессиональному  уровню, позволяет ли реализовать  творческий потенциал, профессионально  расти. Привлекательность работы  повышают удовлетворенность условиями  труда, оплатой, системой материального  и морального стимулирования, социальным  обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным  обеспечением, перспективами карьерного  роста, возможностью повысить  уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных  отношений в коллективе по  вертикали и горизонтали и  т.д. Привлекательность работы  зависит от того, насколько ее  условия соответствуют ожиданиям  субъекта и позволяют реализовать  его собственные интересы, удовлетворить  потребности личности:

  • в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
  • в общении и дружеских межличностных отношениях;
  • успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
  • творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.

     Характер выполняемой  деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие  риска для здоровья и жизни  сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и  т.д. — все это факторы, которые  косвенно могут негативно сказаться  на психологическом климате в  коллективе.

     Организация совместной деятельности, формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на психологический климат. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

     Психологическая совместимость  является важным фактором, влияющим  на психологический климат. Под  психологической совместимостью  понимают способность к совместной  деятельности, в основе которой  лежит оптимальное сочетание  в коллективе личностных качеств  участников. Психологическая совместимость  может быть обусловлена сходством  характеристик участников совместной  деятельности. Людям, похожим друг  на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению  чувства безопасности и уверенности  в себе, повышает самооценку. В  основе психологической совместимости  может лежать и различие характеристик  по принципу взаимодополняемости.  В таком случае говорят, что  люди подходят друг другу «как  ключ к замку». Условием и результатом  совместимости является межличностная  симпатия, привязанность участников  взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

     На степень психологической  совместимости сотрудников влияет  то, насколько однородным является  состав рабочей группы по различным  социальным и психологическим  параметрам:

     Выделяют три уровня  совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический:

     Психофизиологический  уровень совместимости имеет  в своей основе оптимальное  сочетание особенностей системы  органов чувств (зрение, слух, осязание  и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает  особое значение при организации  совместной деятельности. Холерик  и флегматик будут выполнять  задание в разном темпе, что  может повлечь за собой сбои  в работе и напряженность в  отношениях между рабочими.

     Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

     Социально-психологический  уровень совместимости основан  на согласованности социальных  ролей, социальных установок,  ценностных ориентации, интересов.  Двум субъектам, стремящимся к  доминированию, будет сложно организовать  совместную деятельность. Совместимости  будет способствовать ориентация  одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному  человеку больше подойдет в  качестве напарника спокойный  и уравновешенный сотрудник. Психологической  совместимости способствуют критичность  к себе, терпимость и доверие  по отношению к партнеру по-взаимодействию.

     Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

     Характер коммуникаций  в организации выступает в  качестве фактора психологического  климата. Отсутствие полной и  точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

     Стиль руководства.  Роль руководителя в создании  оптимального психологического  климата является решающей:

     Демократический стиль  развивает общительность и доверительность  взаимоотношений, дружественность.  При этом нет ощущения навязанности  решений извне, «сверху». Участие  членов коллектива в управлении, свойственное этому стилю руководства,  способствует оптимизации психологического  климата.

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр