Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

 

     Эксперимент по изучению эффективности управления психологическим коллективом проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 3 г. Юрюзань. В эксперименте участвовало 16 педагогов школы. В сентябре 2010 учебного года в школе была открыта дошкольная группа. В связи с этим в коллективе добавились новые сотрудники. 

     Для решения  проблемы управления психологическим  климатом педагогического коллектива  мы использовали следующие методы  педагогического менеджмента (В.П.  Сергеева, В.П. Симонов):

  • Организационно-распорядительные методы (директор школы издал распоряжение о создании рабочей группы по решению проблемы изучения и оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе школы в составе трех человек: директор, заместитель директора по УВР, социальный педагог-психолог);
  • Методы психолого-педагогического воздействия составление программы по оптимизации психологического климата и социально-психологическому развитию коллектива, диагностика уровня психологического климата;
  • Методы общественного воздействия – охват всех педагогов школы методической работой по оптимизации психологического климата педагогического коллектива.

     Этапы проведения  эксперимента:

  1. Постановка цели;
  2. Создание рабочей группы;
  3. Заседания рабочей группы по составлению плана работы для решения проблемы;
  4. Составление программы оптимизации психологического климата;
  5. Реализация программы (формирующий эксперимент)
  6. Анализ эффективности программы (диагностика)

     Этапы деятельности  рабочей группы по оптимизации  психологического климата:

  1. Психологическое просвещение педагогов.
  2. Диагностический.
  3. Коррекционно-профилактический.

     Характер социально-психологического  климата в целом зависит от  уровня развития педагогического  коллектива. Между состоянием климата  развитого коллектива и эффективностью  совместной деятельности его  членов существует положительная  связь. Оптимальное управление  деятельностью и психологическим  климатом или психологической  атмосферой в любом коллективе  требует специальных знаний и  умений от руководящего состава.  Как специальные меры применяются:

  • Комплектование первичных коллективов с учетом психологической совместимости;
  • Применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия, а значит сплоченности и ценностно-ориентированного единства в профессиональной деятельности (социально-психологический тренинг, деловая игра).

     Социально-психологический  климат зависит от стиля руководства,  от авторитета руководителя. В  своей деятельности по его  оптимизации руководителю следует  опираться на самых активных, сознательных и авторитетных  членов коллектива.

     В связи  с этим для изучения эффективности  управления психологическим климатом  в педагогическом коллективе  были взяты методики направленные  на изучение ценностно-ориентированного  единства (сплоченности) и совместимости педагогов. А также, изучение взаимоотношений администрации и педагогического коллектива.

     Для проведения  исследования были использованы  следующие методики:

  1. «Диагностика творческого потенциала педагогов» Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.
  2. «Изучение психологического климата коллектива» по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто .
  3. «Социально-писхологическая совместимость педагогов» Форверга и психофизиологический опросник Айзена
  4. «Изучение сплоченности коллектива» - показатели ценностно-ориентированного единства Дж. Морено
  5. «Изучение взаимоотношение администрации и педагогического коллектива» В.В. Рубцов
  6. Диагностика типа педагогической центрации
  7. Социально-психологические тренинги

    I. «Диагностика творческого потенциала педагогов» разработана Е.И. Роговым. Методика включает в себя 18 вопросов по изучению творческого потенциала личности и тремя вариантами ответов на них. Интерпретация результатов теста такова:

• 48 и более баллов –  в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам  богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить  ваши способности, то вам доступны самые  разнообразные формы творчества.

• 18 – 47 баллов – у вас  есть качества, которые позволяют  вам творить, но есть и барьеры  вашего творчества. Самый опасный  – страх, особенно у людей, ориентированных  на обязательный успех. Боязнь неудачи  сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и  социальный, страх общественного  осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.  

    II. «Диагностика психологического климата в коллективе» разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии.  Методика крайне важна для понимания процессов, происходящих в коллективе, позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”. Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

  • положительная оценка (к этой категории относятся сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)
  • отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)
  • неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке  данные можно свести в таблицу. В  каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, - , 0.

На следующем этапе  обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента где - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от - 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать  отрицательными, во второй - противоречивыми, а третий - положительными.

Произведенные вычисления позволяют  вывести структуру отношения  к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится  аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие  сочетания рассматриваемого отношения:

  • Полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;
  • Положительное - в целом благоприятный;
  • Полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;
  • Отрицательное - в целом неудовлетворительный;
  • Противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы и неопределенны.

    III. Методика Форверга «Психологическая совместимость педагогов» представляет собой тест, который состоит из сорока двух утверждений, направленных на изучение трех параметров:

  1. Взаимоотношения между коллегами, рассматривается эмоциональный компонент (приятные, не приятные).
  2. Отношение к профессии педагога (нравится, не нравится)
  3. Позволяет определить мотив выбора данной профессии.

Подсчитывается количество совпадений и несовпадений по всем параметрам в отдельности и по тесту в целом (полученная сумма  делится на 3).

Высокая степень совпадений:

9 и более баллов –  может свидетельствовать о соответствующем  уровне совместимости;

7 и более баллов –  указывает на слабую совместимость;

Полное несовпадение  - на несовместимость. [6,37]. Данный тест проводился индивидуально с каждым педагогом. Время, затраченное на проведение теста 20 – 25 минут на одного испытуемого.

    IV. Методика «Изучение сплоченности коллектива». Социометрический тест разработан Дж. Морено. Предназначен для диагностики эмоциональных связей и решения следующих задач:

  • Измерение степени сплоченности и разобщенности в группе
  • Выявление авторитета членов коллектива
  • Выявление неформальных лидеров

Методика позволяет сделать  моментальный срез с динамики внутриколлективных отношений, с тем чтобы впоследствии использовать полученные результаты для  переструктурирования групп, повышения  сплоченности и эффективности деятельности.

     V. Методика «Исследование взаимоотношений администрации и педагогического коллектива». Автор данной методики Рубцов В.В.

     Данная методика, представляет список признаков  взаимоотношений, которые сгруппированы  по шесть вариантов в каждом. Всего выделено 21 признак. Испытуемых  просят по каждому признаку  дать соответствующую оценку. Каждого  представителя администрации оценивают  по предложенным параметрам, которые  объединены в три блока:

  1. Функциональный компонент управленческой деятельности включает в себя:
    • Инновационный потенциал
    • Организационный потенциал
    • Умение планировать свою деятельность
    • Умение использовать власть
    • Умение принимать решения
    • Способность к контролю по оценке деятельности
    • Умение поддержать стремление к развитию учащихся.
  1. Личностные особенности и коммуникативный потенциал руководителя.
  1. Авторитет руководителя у преподавателей.

По каждому признаку подсчитывается количество баллов. Для наглядности  строятся графики степени выраженности параметров. Для обсуждения можно  предложить руководителю провести самооценку своей деятельности и сравнить ее с оценками подчиненных

     VI. Диагностика типа творческой центрации.

Педагогическая центрация  это не просто направленность педагога, но и заинтересованность, озабоченность  проявление активности в интересах  тех или иных участкников педагогической системы.

     Выделяются  типы центрации:

  • Конформная центрация – на интересах и мнениях своих коллег
  • Эгоцентрическая центрация – на интересах и потребностях своего «Я»
  • Гуманистическая центрация – на интересах детей
  • Центрация на интересах и требованиях администрации
  • Центрация на интересах родителей
  • Познавательная центрация – на содержании учебного предмета, научно-теоретических подходах, средствах и методах преподавания
  1. Тренинги на «Формирование команды и сплочение педагогического коллектива».

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр