Авторитарный стиль
обычно порождает враждебность,
покорность и заискивание, зависть
и недоверие. Но если этот
стиль приводит к успеху, который
оправдывает его использование
в глазах группы, он способствует
благоприятному психологическому
климату, как например, в спорте
или в армии.
Попустительский стиль
имеет своим следствием низкую
продуктивность и качество работы,
неудовлетворенность совместной
деятельностью и ведет к формированию
неблагоприятного психологического
климата. Попустительский стиль
может быть приемлем лишь в
некоторых творческих коллективах.
Если руководитель предъявляет
завышенные требования, прилюдно
критикует сотрудников, часто
наказывает и редко поощряет,
не ценит их вклад в совместную
деятельность, угрожает, пытается запугать
увольнением, лишением премии
и т.д., ведет себя в соответствии
с лозунгом «начальник всегда
прав», не прислушивается к мнению подчиненных,
невнимателен к их нуждам и интересам,
то он формирует нездоровую рабочую атмосферу.
Отсутствие взаимного уважения и доверия
заставляет людей занимать оборонительную
позицию, защищаться друг от друга, сокращается
частота контактов, возникают коммуникативные
барьеры, конфликты, появляется желание
покинуть организацию и, как следствие,
происходит снижение производительности
и качества продукции. [12, с.84]
Страх наказания порождает
стремление избежать ответственности
за совершенные ошибки, перекладывание
вины на других, поиск «козла
отпущения». На эту роль, как правило,
выбирается человек (группа лиц),
который не виновен в случившемся,
но отличается от большинства
сотрудников, не похож на них,
слаб и не способен постоять
за себя. Он становится объектом
нападок, враждебного отношения,
необоснованных обвинений. Наличие
«козла отпущения» позволяет
членам группы осуществлять разрядку
напряжения и неудовлетворенности,
которые легко накапливаются
в атмосфере взаимного недоверия
и страха. Тем самым группа
поддерживает собственную стабильность
и сплоченность. Это кажется парадоксальным,
но какую бы неприязнь и
враждебность не вызывал в
свой адрес «козел отпущения»,
он нужен группе как «предохранительный
клапан», позволяющий освободиться
от агрессивных тенденций. Поиск
«козла отпущения» играет роль
механизма интеграции и стабилизации
отношений в группе, позволяет
избежать острых и интенсивных
конфликтов. Но этот процесс обеспечивает
лишь частичный, одномоментный
эффект. Источник напряженности
и неудовлетворенности в организации
сохраняется, и немалую роль
в их появлении играет неправильное
поведение руководителя.
Даже если руководитель использует
авторитарный стиль управления,
он может быть позитивным, если,
принимая решение, учтет интересы
служащих, объяснит им свой выбор,
сделает свои действия понятными
и обоснованными, иными словами,
станет больше внимания уделять
установлению прочной и тесной
связи с подчиненными. [10, с.98]
Таким образом, руководитель
может существенно повлиять на
характер межличностных отношений
в рабочем коллективе, на отношение
к совместной деятельности, удовлетворенность
условиями и результатами работы,
т.е. социально-психологический климат,
от которого во многом зависит
эффективность деятельности организации
в целом. В данном контексте
будет целесообразно обозначить
основные характеристики благоприятного
и неблагоприятного климата в
коллективе, то есть тот результат
к которому должны привести
грамотные действия руководителя
в отношении к подчиненным.
Для благоприятного
(зрелого, здорового) психологического
климата свойственны:
- преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;
- чувство групповой сплоченности и товарищества;
- высокий уровень профессиональной подготовленности работников;
- хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;
- равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;
- своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;
- справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;
- нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;
- использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;
- критика и самокритика;
- коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;
- охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.
Для неблагоприятного (незрелого) психологического
климата свойственны:
- частые опоздания и длительное отсутствие на работе;
- обсуждение указаний руководителей в "кулуарах";
- длительные перекуры во время работы;
- неточное выполнение решений и приказов руководства;
- распространение слухов друг о друге;
- скрытая критика условий труда;
- пустая трата рабочего времени;
- отказ от работы в сверхурочное время;
- частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;
- частые нарушения дисциплины;
- высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;
- низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов; - отсутствие критики и самокритики.
Таким образом, мы видим, что
в зависимости от характера
социально-психологического климата
его воздействие на личность
будет различным — стимулировать
к труду, поднимать настроение,
вселять бодрость и уверенность,
или, наоборот, действовать угнетающе,
снижать энергию, приводить к
производственным и нравственным
потерям. Вместе с тем социально-психологический
климат способен ускорять или
замедлять развитие ключевых
качеств работника, необходимых
в работе: готовность к постоянной
инновационной деятельности, умение
действовать в экстремальных
ситуациях, принимать нестандартные
решения, инициативность и предприимчивость,
готовность к непрерывному повышению
квалификации, сочетание профессиональной
и гуманитарной культуры. [6, с.79]
- Творческий потенциал педагога
Педагогическая
деятельность, как и любая другая,
имеет не только количественную
меру, но и качественные характеристики.
Содержание и организацию педагогического
труда можно правильно оценить,
лишь определив уровень творческого
отношения педагога к своей
деятельности, который отражает
степень реализации им своих
возможностей при достижении
поставленных целей. Творческий
характер педагогической деятельности,
поэтому является важнейшей ее
объективной характеристикой. Она
обусловлена тем, что многообразие
педагогических ситуаций, их неоднозначность
требуют вариативных подходов
к анализу я решению вытекающих
из них задач.
Известно,
что развитие сознания и творческих
параметров человека шло по
пути от простого созерцания
к глубокому познанию действительности
и лишь затем к ее творческому
преобразованию. В равной мере
это относится и к эволюции
сознания и деятельности педагога.
В настоящее время утверждение
о том, что педагогическая деятельность
является по своей природе
творческой, стало тривиальным. Однако
не менее известно, что как
в неквалифицированный, традиционно
нетворческий труд работник может
внести элемент творчества, так
и, наоборот, педагогическую деятельность
можно строить по шаблону, лишив
ее присущего творческого начала.
Творчество - это
деятельность, порождающая нечто
новое. Творчество имеет разные
уровни. Для одного уровня творчества
характерно использование уже
существующих знаний и расширение
области их применения; на другом
уровне создается совершенно
новый подход, изменяющий привычный
взгляд на объект или область
знаний.
При этом
творчество как специфический
вид человеческой деятельности
наряду с «новизной» характеризуется
и «прогрессивностью». С.С. Голъдентрихт
отмечает, что «природа творческого
деяния — созидание, рождение
нового прогрессивного, способствующего
развитию человека и общества.
Сущность творчества несовместима
с деятельностью, враждебной человеку»
[74. с.12].
Такой
подход к сущности творчества
согласуется с идеями гуманистической
педагогики, с развитием личности,
культуры общества.
Академик В.А. Энгельгард писал,
что творчество в своем первоисточнике
есть результат врожденной, физиологической
потребности, «результат некоего
инстинкта, ощущаемого также властно,
как потребность птицы петь
или стремление рыбы подниматься
против течения бурной горной реки»
[74. с.15]. Действительно, человек в любой,
даже самый далекий от творчества труд,
не осознавая того сам, вносит элементы
творчества.
В.И.
Андреев, определяя творчество
как вид человеческой деятельности,
отмечает ряд признаков, характеризующих
ее как целостный процесс:
- наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
- социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
- наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
- новизна и оригинальность процесса или результата [5, с.64].
Если из
названных признаков осмысленно
исключить хотя бы один, то
творческая деятельность либо
не состоится, либо деятельность
не может быть названа творческой.
А теперь
рассмотри непосредственно само
педагогическое творчество и
все, что с ним связано.
Педагогика - одна
из интереснейших социальных
дисциплин, которая имеет дело
с самыми широкими социальными
процессами. И за всем этим
космосом чувств, диалогов - реальные
люди, реальные дети [74, с.32].
Однако суть
педагогической профессии не
определяется совокупностью заданий
и предъявляемых ими требований.
Как и всякая другая профессия,
педагогическая оказывает влияние
на весь образ жизни педагога
своим режимом, условиями труда,
характером и дидактической формой
общения с обучаемыми, а также
эмоционально-волевой нагрузкой.
С другой стороны, педагогическая
деятельность в большей степени,
чем другие профессии, окрашена
личностно, и поэтому личностные
качества играют значительную
роль в достижении профессионального
успеха.
Педагогический
труд нетворческим не бывает,
и быть не может, ибо неповторимы
обучаемые, обстоятельства, личность
самого педагога, и любое педагогическое
решение должно исходить из
этих всегда нестандартных факторов.
Педагогическое творчество, представляя
особый феномен, при всей специфике
имеет много общего с деятельностью
ученого, писателя, артиста.
Следовательно,
педагогическая деятельность —
процесс постоянного творчества.
Но в отличие от творчества
в других сферах (наука, техника,
искусство) творчество педагога
не имеет своей целью создание
социально ценного нового, оригинального,
поскольку его продуктом всегда
остается развитие личности. Конечно,
творчески работающий педагог,
а тем более педагог новатор,
создает свою педагогическую
систему, но она является лить
средством для получения наилучшего
в данных условиях результата.
В современной
литературе педагогическое творчество
понимается как процесс решения
педагогических задач в меняющихся
обстоятельствах. Обращаясь к
решению неисчислимого множества
типовых и нестандартных задач,
педагог так же, как и любой
исследователь, строит свою деятельность
в соответствии с общими правилами
эвристическою поиска: анализ педагогической
ситуации; проектирование результата
в соответствии с исходными данными; анализ
имеющихся средств, необходимых для проверки
предположения и достижения искомого
результата; оценка полученных данных;
формулировка новых задач.