Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

       С помощью  социометрической методики Джона  Морено мы определили степень сплоченности и разобщенности в группе рисунок 4

Рис. 4. Степень сплоченности коллектива

 

     На рисунке  4 видно, что степень сплоченности  на констатирующем этапе эксперимента  составляет: 31,2 высокий уровень; 37,6 средний; 31,2низкий. Таким образом,  мы можем отметить, что причиной  неустойчивого социально-психологического  климата является низкий уровень  сплоченности и совместимости педагогов. Поэтому программа оптимизации психологического климата направлена на сплочение педагогического коллектива, на развитие личностных коммуникативных качеств, способствующих повышению совместимости. На контрольном этапе эксперимента по изучению сплоченности коллектива, мы видим, что уровень сплоченности коллектива увеличился: 68,8% высокий уровень, 25% средний, 6,2% низкий.

     Таким образом,  видно, что уровень сплоченности  педагогов увеличился и имеет  высокий уровень. Это в свою  очередь способствовало оптимизации  социально-психологического климата  среди педагогов.

     В своем  исследовании мы использовали  психодиагностическую методику  Рубцова, которая позволила нам  выяснить взаимоотношения администрации  (директора) и педагогического  коллектива, охарактеризовать личностные  качества руководителя. Результаты  исследования представлены в  таблице 3.

 

Таблица 3

Изучение взаимоотношений  администрации и педагогов

№ п/п

Параметры оценки

Количественные показатели. Средний  балл. Констатирующий этап

Количественные показатели. Средний  балл.

Контрольный  этап

Качественные показатели

Функциональный компонент управленческой деятельности директора школы

1.

Инновационный потенциал 

9

9

Стремиться вовремя поддержать любое начинание, но иногда слишком  увлекается новшествами

2.

Авторитет руководителя у преподавателей

11

11

Хороший организатор, умеет нужным образом расставить людей и распределить между ними обязанности, решителен, решения принимает быстро, без  промедления, требователен к другим, но не придирается к мелочам, возможно ему следовало проявлять больше твердости

3.

Умение планировать свою деятельность

5

5

Хорошо умеет планировать свою деятельность

4.

Умение использовать власть

3

4

Никогда не превышает своих полномочий, прав, власти, иногда даже использует их не в полной мере, иногда без необходимости  перепоручает подчиненным решение  тех вопросов, которые должен был  бы решать сам

5.

Умение принимать решение 

7

8

Обычно принимает продуманные, квалифицированные, управленческие решение, способен быстро разобраться в сути вопроса и выделить главное

6.

Способность к контролю по оценке деятельности

4

9

Способен держать под своим  контролем основные моменты в  ходе работы, способен достаточно объективно оценить своих подчиненных и  результаты их деятельности

7.

Умение поддерживать стремление к  развитию учащихся

7

10

Проявляет заинтересованность в повышении  квалификации подчиненных, проявляет  заинтересованность в служебном  росте подчиненных, всегда охотно оказывает  помощь товарищам по работе, не жалеет для этого своего времени и  сил

Личностные особенности и коммуникативный  потенциал руководителя

8.

Личностные особенности и коммуникативный  потенциал руководителя

7

11

Умеет располагать к себе людей  и находить с ними общий язык, иногда недооценивает свои возможности, не уверен в себе,  готов отвечать за свои поступки, скорее примет вину на себя, чем подведет товарищей, вежлив и корректен в отношениях с  окружающими 

Авторитет руководителя у преподавателей

9.

Авторитет руководителя у преподавателей

7

13

Любит свою работу, имеет большой  авторитет в коллективе


 

     На констатирующем  этапе эксперимента, по мнению  педагогов, директор школы обладает  следующими качествами:  инновационный  потенциал 31,2%; организационный потенциал 68,7%; умение планировать свою деятельность 31,2%; умение использовать власть 18,7%; умение принимать решение 43,7%; способность к контролю по оценке деятельности 25%; умение поддерживать стремление к развитию учащихся 43,7%; личностные особенности и коммуникативный потенциал руководителя 43,7%; авторитет руководителя у преподавателей 43,7%. Таким получился портрет руководителя школы. На наш взгляд взаимоотношения, которые существуют у директора школы с подчиненными способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, но есть и моменты над которыми нужно работать. После внедрения программы по созданию благоприятного психологического климата для развития творческого потенциала педагогов провели контрольный эксперимент. Результаты таковы: инновационный потенциал 31,2%; организационный потенциал 68,7%; умение планировать свою деятельность 31,2%; умение использовать власть 25%; умение принимать решение 50%; способность к контролю по оценке деятельности 56,2%; умение поддерживать стремление к развитию учащихся 62,5; личностные особенности и коммуникативный потенциал руководителя 68,7%; авторитет руководителя у преподавателей 81,2%. У руководителя возросло: умение использовать власть, умение принимать решения, способность к контролю и оценке деятельности, умение поддержать стремление к развитию, личностные способности и коммуникативный потенциал, авторитет у преподавателей.

     В коллективе  была проведена диагностика типа  педагогической центрации, по  результатам которой было выявлено  что 87% педагогов ориентированы  на гуманистической центрации  и 13% на центрации требований  администрации. 

     В ходе формирующего  этапа эксперимента использовались  тренинги на сплочение коллектива, которые дали положительные результаты.

     Таким образом,  мы можем отметить, что управление  социально-психологическим климатом  в педагогическом коллективе  возможно и методы педагогического менеджмента и психологического воздействия, используемые нами для его оптимизации подобраны верно.

 

2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе

 

Паспорт программы

     Наименование  программы. Комплексная программа «Создание благоприятных психологических условий в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов».

     Основание разработки программы. Недостаточный уровень развития творческого потенциала педагогов, неблагоприятный, неустойчивый психологический климат, плохие взаимоотношения с коллегами, возникновение конфликтов, неудовлетворение своей профессией, несовпадение интересов, средний уровень совместимости, низкий уровень сплоченности.

Разработчики программы: директор МОУООШ №3 г. Юрюзань, заместитель  директора по УВР, социальный педагог-психолог

Цель  программы: создания системы работы с кадрами в образовательном  учреждении по оптимизации психологического климата; формированию сплоченности, совместимости  в педагогическом коллективе, осмыслению процессов, способов и результатов  индивидуальной и совместной деятельности; создания в коллективе атмосферы  сотрудничества и взаимопонимания, формирования позитивного, доброжелательного  микроклимата для роста и развития профессионального мастерства педагогов 

Задачи программы:

  1. Подобрать пакет методик по изучению психологического климата в коллективе.
  2. Обеспечить методическое сопровождение педагогического коллектива в рамках реализации мероприятий программы.
  3. В комплексе организовать и провести мероприятия с целью улучшения психологического климата в коллективе.
  4. Оказать психолого-педагогическую помощь педагогам в рамках программы.

Сроки реализации программы: 12 месяцев 

Особенности реализации программы: программа направлена на информационное обеспечение педагогического персонала.

Исполнители программы: педагогический коллектив МОУООШ №3 г. Юрюзань.

Принципы работы с участниками  во время тренингов:

  1. Принцип активности участников: в ходе занятий постоянно вовлекать участников тренинга в различные виды деятельности – обсуждение, проигрывание ролевых ситуаций, выполнение упражнений
  2. Принцип исследовательской позиции: в процессе работы создаются такие ситуации, когда участникам необходимо найти решение проблемы
  3. Принцип объективации поведения: поведение участников группы в течении занятий переводится с импульсивного на объективный уровень и поддерживается в ходе занятия
  4. Принцип партнерского общения: основывается на признании ценности личности другого человека, его мнения, интереса. Все решения принимаются с максимально-возможным учетом всех участников тренинга

     При организации  и проведении занятий рабочая  группа руководствуется следующими  этическими нормами:

  1. Участие во всех упражнениях добровольное
  2. Открытость информации
  3. При проведении занятий принимаются все меры предосторожности против психологических и физических травм.

     Запланированные  мероприятия для реализации программы:

  1. Исследование социально-психологической и методической литературы по программе
  2. Проведение констатирующего эксперимента (нулевой срез)
  3. Методические мероприятия в рамках формирующего эксперимента
  4. Проведение контрольного этапа эксперимента
  5. Анализ эффективности проведенных мероприятий

     Система программных  мероприятий: программа представляет  собой комплексную систему мер  по формированию благоприятного  психологического климата в педагогическом  коллективе.

    Система мер  содержит конкретные мероприятия,  направленные на реализацию задач  программы. 

     Организация  управления и механизмы реализации  программы: администрация МОУООШ  №3  г. Юрюзань координирует  и контролирует реализацию мероприятий  в рамках программы.

     Ожидаемые  результаты реализации программы:  повысить уровень интереса педагогов  к участию в коллективно-творческих  делах путем  улучшения психологического климата, а именно улучшения взаимоотношения с коллегами, сформировать компетентность сглаживать конфликты, сформировать заинтересованность к профессии, найти общие цели и интересы, поднять уровень сплоченности в коллективе.

Таблица4

Мероприятия в рамках реализации программы

№ п/п

Наименование видов управленческой деятельности, управленческих мероприятий

Срок выполне-ния

Ответствен-ные 

Выход

1 блок: Ознакомительный

1.1

Изучение социально-педагогической литературы

Октябрь 2010г.

Директор 

Информация 

1.2

Создание рабочей группы

Ноябрь  2010 г.

Директор 

Распоряжение 

1.3

Заседание рабочей группы

Ноябрь 2010 г.

Директор 

Протокол заседания

1.4

Выбор методов исследования

Декабрь  2010 г.

Социальный педагог-психолог

Методическая база проведения исследования

2 блок: Диагностический

2.1

«Диагностика творческого  потенциала педагогов» Рогов Е.И.

Январь 2011

Социальный педагог-психолог

Результаты исследования

2.2

«Изучение психологического климата коллектива» по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

Январь 2011

2.3

«Социально-писхологическая совместимость  педагогов» Форверга и психофизиологический опросник Айзена

Январь 2011

2.4

«Изучение сплоченности коллектива» - показатели ценностно-ориентированного единства Дж. Морено

Январь 2011

2.5

«Изучение взаимоотношение администрации  и педагогического коллектива»  В.В. Рубцов

Январь 2011

2.6

Диагностика типа педагогической центрации

Январь 2011

2.7

Индивидуальные беседы с педагогами

В течение экспери-мента

Рабочая группа

Оказание помощи

3 блок: Методическая работа. Тренинговые занятия

3.1

Тренинг

Тема: «Знакомство»

Февраль 2011

Рабочая группа

Исследование своих личностных особенностей;  создание условий  для раскрепощения участников

3.2

Тренинг

Тема: «Устранение барьеров эмоционального общения»

Февраль 2011

Рабочая группа

Научить отличать поведение  уверенного от неуверенного и агрессивного; раскрытие интересов участников группы; эмоциональное раскрепощение

3.3

Семинар практикум

Тема: «Стили общения»

Март 2011

Рабочая группа

Изучить разные стили общения; развитие базовых коммуникативных  умений; эмоциональное раскрепощение 

3.4

Обучающий семинар 

Тема: «Знакомство с принципами хорошего слушания»

Март 2011

Рабочая группа

Выделение принципов хорошего слушания; развитие навыков восприятия партнера по общению; эмоциональное  раскрепощение

3.5

Педсовет 

Тема: «Навыки совместной работы»

Апрель 2011

Рабочая группа

Приобретение опыта совместной работы; поиск новых способов поведения  в контактах с людьми; развитие навыков общения

3.6

Тренинг

Тема: «Обучение овладения  собой»

Апрель 2011

Рабочая группа

Осознание собственного влияния  на людей; овладение навыками высказывания и принятия обратной связи; развитие навыка контроля уверенности в себе

3.7

Круглый стол

Тема: «Изучение сильных  сторон своего характера»

Май 2011

Рабочая группа

Помощь членам группы разыскать  сильные стороны своего характера; изучение особенностей своего характера; определение личностных ценностей

3.8

Мастер класс

Тема: «Придумывание сценария коллективом, проигрывание»

Май 2011

Рабочая группа

Сценарий должен устраивать всех участников; овладение навыками работы в коллективе; овладение навыками высказывания и принятия обратной связи; развитие навыков контроля и уверенности  в себе

4 блок: Организация досуговой  деятельности педагогов

4.1

Посещение Челябинского драматического театра в честь праздника Дня  учителя

Ноябрь 2010

Директор 

 

4.2

Сюрприз для учащихся школы. Постановка новогоднего спектакля  педагогами

Декабрь 2010

Рабочая группа

 

4.3

«На тропу здоровья!» семейный выход коллективом в лес на лыжах посвященный 23 февраля 

Февраль 2011

Рабочая группа

 

4.4

«За милых дам» праздничная  программа посвященная 8 марта подготовленная мужьями коллектива

Март 2011

Рабочая группа

 

4.5

Экскурсия на озеро Зюраткуль  посвященная окончанию учебного года

Май 2011

Директор 

 

4.6

«Лучше гор могут быть только горы» день здоровья. 2-х дневный  семейный поход на г. Иремель

Июль 2011

Рабочая группа

 

4.7

Посещение Челябинского театра Оперы и балета в честь начала учебного года

Сентябрь 2011

Директор

 

4.8

Участие в шествии трудовых коллективов в честь празднования Дня города

Сентябрь 2011

Рабочая группа

 

4.9

«День рождения только раз  в году» поздравление с днем рождения именинников с обязательным подарком-сюрпризом

В течение года

Рабочая группа

 

5 блок: Информационно-аналитическая деятельность

5.1

Мониторинг участия педагогов  в коллективно-творческих делах

Июнь 2011

Заместитель директора по УВР

Справка «Анализ воспитательной работы школы»

5.2

«Диагностика творческого  потенциала педагогов» Рогов Е.И.

Август 2011

Социальный педагог-психолог

Анализ результатов

5.3

«Изучение психологического климата коллектива» по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто

Август 2011

5.4

«Социально-писхологическая  совместимость педагогов» Форверга и психофизиологический опросник Айзена

Сентябрь 2011

5.5

«Изучение сплоченности коллектива» - показатели ценностно-ориентированного единства Дж. Морено

Сентябрь 2011

5.6

«Изучение взаимоотношение  администрации и педагогического  коллектива» В.В. Рубцов

Сентябрь 2011

5.7

Диагностика типа педагогической центрации

Сентябрь 2011


 

    

Выводы по второй главе

 

     Основной  целью  опытно-экспериментальной  работы  явилась  проверка  выдвинутой в исследовании гипотезы. Предположения гипотезы проверялись в ходе  опытно-экспериментальной  работы,  которая  проводилась  на  базе  муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 3 г. Юрюзань. В эксперименте участвовал весь педагогический коллектив школы в количестве 16 человек.

     Для проведения  эксперимента нами были использованы  методы психологической диагностики:  «Диагностика творческого потенциала педагогов» Рогов Е.И., «Изучение психологического климата коллектива» по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, «Социально-писхологическая совместимость педагогов» Форверга и психофизиологический опросник Айзена, «Изучение сплоченности коллектива» - показатели ценностно-ориентированного единства Дж. Морено, «Изучение взаимоотношение администрации и педагогического коллектива» В.В. Рубцов, диагностика типа педагогической центрации. Педагоги школы участвовали в тренингах методических мероприятиях, досуговых мероприятиях. Деятельность  руководителя школы была направлена на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

     Исследования  показали, что на контрольном этапе 69% педагогов  имеют высокий  уровень творческого потенциала, им доступны самые разнообразные формы творчества. На этапе констатирующего эксперимента этот показатель составлял 44%.

В результате формирующего эксперимента 87,3 % педагогов  дали благоприятную оценку психологического климата в коллективе, в сравнении  с 31% на констатирующем этапе эксперименте.

Показатель  уровня совместимости педагогов  возрос и составил 81,3%, это соответствует  высокому уровню совместимости в  сравнении с показателем до формирующего эксперимента этот показатель был средним  и составлял 50 %. Педагоги стали гораздо  лучше взаимодействовать друг с  другом.

Изменилось  и качество взаимоотношений, 62,5 % педагогов  имеют очень хорошие  доброжелательные отношения, 37,5 % ровные, нейтральные  взаимоотношения, в сравнении с  показателем до формирующего эксперимента – у 18,7 % педагогов в коллективе возникали конфликты.

 В  лучшую сторону изменилось отношение  к профессии.  68,8 % педагогов, имеют положительное отношение к профессии, она им нравится, в сравнении с показателем до формирующего эксперимента – 50 %,

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр