Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71
С помощью
социометрической методики
Рис. 4. Степень сплоченности коллектива
На рисунке
4 видно, что степень
Таким образом,
видно, что уровень
В своем
исследовании мы использовали
психодиагностическую методику
Рубцова, которая позволила
Таблица 3
Изучение взаимоотношений администрации и педагогов
№ п/п |
Параметры оценки |
Количественные показатели. Средний балл. Констатирующий этап |
Количественные показатели. Средний балл. Контрольный этап |
Качественные показатели |
Функциональный компонент | ||||
1. |
Инновационный потенциал |
9 |
9 |
Стремиться вовремя поддержать любое начинание, но иногда слишком увлекается новшествами |
2. |
Авторитет руководителя у преподавателей |
11 |
11 |
Хороший организатор, умеет нужным образом расставить людей и распределить между ними обязанности, решителен, решения принимает быстро, без промедления, требователен к другим, но не придирается к мелочам, возможно ему следовало проявлять больше твердости |
3. |
Умение планировать свою деятельность |
5 |
5 |
Хорошо умеет планировать свою деятельность |
4. |
Умение использовать власть |
3 |
4 |
Никогда не превышает своих полномочий, прав, власти, иногда даже использует их не в полной мере, иногда без необходимости перепоручает подчиненным решение тех вопросов, которые должен был бы решать сам |
5. |
Умение принимать решение |
7 |
8 |
Обычно принимает продуманные, квалифицированные, управленческие решение, способен быстро разобраться в сути вопроса и выделить главное |
6. |
Способность к контролю по оценке деятельности |
4 |
9 |
Способен держать под своим контролем основные моменты в ходе работы, способен достаточно объективно оценить своих подчиненных и результаты их деятельности |
7. |
Умение поддерживать стремление к развитию учащихся |
7 |
10 |
Проявляет заинтересованность в повышении квалификации подчиненных, проявляет заинтересованность в служебном росте подчиненных, всегда охотно оказывает помощь товарищам по работе, не жалеет для этого своего времени и сил |
Личностные особенности и | ||||
8. |
Личностные особенности и |
7 |
11 |
Умеет располагать к себе людей и находить с ними общий язык, иногда недооценивает свои возможности, не уверен в себе, готов отвечать за свои поступки, скорее примет вину на себя, чем подведет товарищей, вежлив и корректен в отношениях с окружающими |
Авторитет руководителя у преподавателей | ||||
9. |
Авторитет руководителя у преподавателей |
7 |
13 |
Любит свою работу, имеет большой авторитет в коллективе |
На констатирующем
этапе эксперимента, по мнению
педагогов, директор школы
В коллективе
была проведена диагностика
В ходе формирующего
этапа эксперимента
Таким образом,
мы можем отметить, что управление
социально-психологическим
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе
Паспорт программы
Наименование программы. Комплексная программа «Создание благоприятных психологических условий в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов».
Основание разработки программы. Недостаточный уровень развития творческого потенциала педагогов, неблагоприятный, неустойчивый психологический климат, плохие взаимоотношения с коллегами, возникновение конфликтов, неудовлетворение своей профессией, несовпадение интересов, средний уровень совместимости, низкий уровень сплоченности.
Разработчики программы: директор МОУООШ №3 г. Юрюзань, заместитель директора по УВР, социальный педагог-психолог
Цель программы: создания системы работы с кадрами в образовательном учреждении по оптимизации психологического климата; формированию сплоченности, совместимости в педагогическом коллективе, осмыслению процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности; создания в коллективе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, формирования позитивного, доброжелательного микроклимата для роста и развития профессионального мастерства педагогов
Задачи программы:
Сроки реализации программы: 12 месяцев
Особенности реализации программы:
программа направлена на информационное
обеспечение педагогического
Исполнители программы: педагогический коллектив МОУООШ №3 г. Юрюзань.
Принципы работы с участниками во время тренингов:
При организации
и проведении занятий рабочая
группа руководствуется
Запланированные
мероприятия для реализации
Система программных
мероприятий: программа
Система мер
содержит конкретные
Организация
управления и механизмы
Ожидаемые
результаты реализации
Таблица4
Мероприятия в рамках реализации программы
№ п/п |
Наименование видов |
Срок выполне-ния |
Ответствен-ные |
Выход |
1 блок: Ознакомительный | ||||
1.1 |
Изучение социально- |
Октябрь 2010г. |
Директор |
Информация |
1.2 |
Создание рабочей группы |
Ноябрь 2010 г. |
Директор |
Распоряжение |
1.3 |
Заседание рабочей группы |
Ноябрь 2010 г. |
Директор |
Протокол заседания |
1.4 |
Выбор методов исследования |
Декабрь 2010 г. |
Социальный педагог-психолог |
Методическая база проведения исследования |
2 блок: Диагностический | ||||
2.1 |
«Диагностика творческого потенциала педагогов» Рогов Е.И. |
Январь 2011 |
Социальный педагог-психолог |
Результаты исследования |
2.2 |
«Изучение психологического климата коллектива» по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто |
Январь 2011 | ||
2.3 |
«Социально-писхологическая |
Январь 2011 | ||
2.4 |
«Изучение сплоченности коллектива» - показатели ценностно-ориентированного единства Дж. Морено |
Январь 2011 | ||
2.5 |
«Изучение взаимоотношение администрации и педагогического коллектива» В.В. Рубцов |
Январь 2011 | ||
2.6 |
Диагностика типа педагогической центрации |
Январь 2011 | ||
2.7 |
Индивидуальные беседы с педагогами |
В течение экспери-мента |
Рабочая группа |
Оказание помощи |
3 блок: Методическая работа. Тренинговые занятия | ||||
3.1 |
Тренинг Тема: «Знакомство» |
Февраль 2011 |
Рабочая группа |
Исследование своих личностных особенностей; создание условий для раскрепощения участников |
3.2 |
Тренинг Тема: «Устранение барьеров эмоционального общения» |
Февраль 2011 |
Рабочая группа |
Научить отличать поведение уверенного от неуверенного и агрессивного; раскрытие интересов участников группы; эмоциональное раскрепощение |
3.3 |
Семинар практикум Тема: «Стили общения» |
Март 2011 |
Рабочая группа |
Изучить разные стили общения; развитие базовых коммуникативных умений; эмоциональное раскрепощение |
3.4 |
Обучающий семинар Тема: «Знакомство с принципами хорошего слушания» |
Март 2011 |
Рабочая группа |
Выделение принципов хорошего слушания; развитие навыков восприятия партнера по общению; эмоциональное раскрепощение |
3.5 |
Педсовет Тема: «Навыки совместной работы» |
Апрель 2011 |
Рабочая группа |
Приобретение опыта совместной работы; поиск новых способов поведения в контактах с людьми; развитие навыков общения |
3.6 |
Тренинг Тема: «Обучение овладения собой» |
Апрель 2011 |
Рабочая группа |
Осознание собственного влияния на людей; овладение навыками высказывания и принятия обратной связи; развитие навыка контроля уверенности в себе |
3.7 |
Круглый стол Тема: «Изучение сильных сторон своего характера» |
Май 2011 |
Рабочая группа |
Помощь членам группы разыскать сильные стороны своего характера; изучение особенностей своего характера; определение личностных ценностей |
3.8 |
Мастер класс Тема: «Придумывание сценария коллективом, проигрывание» |
Май 2011 |
Рабочая группа |
Сценарий должен устраивать всех участников; овладение навыками работы в коллективе; овладение навыками высказывания и принятия обратной связи; развитие навыков контроля и уверенности в себе |
4 блок: Организация досуговой деятельности педагогов | ||||
4.1 |
Посещение Челябинского драматического театра в честь праздника Дня учителя |
Ноябрь 2010 |
Директор |
|
4.2 |
Сюрприз для учащихся школы. Постановка новогоднего спектакля педагогами |
Декабрь 2010 |
Рабочая группа |
|
4.3 |
«На тропу здоровья!» семейный выход коллективом в лес на лыжах посвященный 23 февраля |
Февраль 2011 |
Рабочая группа |
|
4.4 |
«За милых дам» праздничная программа посвященная 8 марта подготовленная мужьями коллектива |
Март 2011 |
Рабочая группа |
|
4.5 |
Экскурсия на озеро Зюраткуль посвященная окончанию учебного года |
Май 2011 |
Директор |
|
4.6 |
«Лучше гор могут быть только горы» день здоровья. 2-х дневный семейный поход на г. Иремель |
Июль 2011 |
Рабочая группа |
|
4.7 |
Посещение Челябинского театра Оперы и балета в честь начала учебного года |
Сентябрь 2011 |
Директор |
|
4.8 |
Участие в шествии трудовых
коллективов в честь |
Сентябрь 2011 |
Рабочая группа |
|
4.9 |
«День рождения только раз в году» поздравление с днем рождения именинников с обязательным подарком-сюрпризом |
В течение года |
Рабочая группа |
|
5 блок: Информационно-аналитическая деятельность | ||||
5.1 |
Мониторинг участия педагогов в коллективно-творческих делах |
Июнь 2011 |
Заместитель директора по УВР |
Справка «Анализ воспитательной работы школы» |
5.2 |
«Диагностика творческого потенциала педагогов» Рогов Е.И. |
Август 2011 |
Социальный педагог-психолог |
Анализ результатов |
5.3 |
«Изучение психологического климата коллектива» по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто |
Август 2011 | ||
5.4 |
«Социально-писхологическая совместимость педагогов» Форверга и психофизиологический опросник Айзена |
Сентябрь 2011 | ||
5.5 |
«Изучение сплоченности коллектива» - показатели ценностно-ориентированного единства Дж. Морено |
Сентябрь 2011 | ||
5.6 |
«Изучение взаимоотношение
администрации и |
Сентябрь 2011 | ||
5.7 |
Диагностика типа педагогической центрации |
Сентябрь 2011 |
Выводы по второй главе
Основной целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Предположения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 3 г. Юрюзань. В эксперименте участвовал весь педагогический коллектив школы в количестве 16 человек.
Для проведения
эксперимента нами были
Исследования показали, что на контрольном этапе 69% педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала, им доступны самые разнообразные формы творчества. На этапе констатирующего эксперимента этот показатель составлял 44%.
В результате формирующего эксперимента 87,3 % педагогов дали благоприятную оценку психологического климата в коллективе, в сравнении с 31% на констатирующем этапе эксперименте.
Показатель уровня совместимости педагогов возрос и составил 81,3%, это соответствует высокому уровню совместимости в сравнении с показателем до формирующего эксперимента этот показатель был средним и составлял 50 %. Педагоги стали гораздо лучше взаимодействовать друг с другом.
Изменилось и качество взаимоотношений, 62,5 % педагогов имеют очень хорошие доброжелательные отношения, 37,5 % ровные, нейтральные взаимоотношения, в сравнении с показателем до формирующего эксперимента – у 18,7 % педагогов в коллективе возникали конфликты.
В
лучшую сторону изменилось