Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

              Ведущий должен объяснить игрокам,  что они не имеют права договариваться  о том, в какой точке начинать  и в каком направлении вести  ломаную линию. Каждый должен  внимательно следить за командами  и, когда до него дойдет очередь,  действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник  не смог уследить за линией  или ему показалось, что кто-либо  из его товарищей допустил  ошибку, он останавливает игру  командой "Стоп!". По этой команде  все, что уже нарисовано на  воображаемых листах, автоматически  стирается. Остановивший игру  начинает ее сначала - делает  первый ход. После того как  фигура нарисована, ведущий предлагает  следующую, более сложную.

             Как правило, игра проходит  очень оживленно. Наличие общей  цели и ответственность каждого  за ее достижение приводят  к значительной мобилизации зрительного  воображения. 

 

Упражнение "Поставь  себя на место другого"

 

Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в котором  вы начали общение с позиции "над". А теперь расслабьтесь, закройте глаза  и представьте себя на место того учителя, с которым вы разговаривали. Представили? Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что изменилась прежде всего ваша внутренняя позиция? Если раньше осознанно или неосознанно вы начинали беседу с коллегой по работе так же, как вы говорите с вашими учениками на уроке, то сейчас вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

 

Упражнение "Гомеостат" (согласованность между членами  группы)

 

 Так называется прибор  со множеством ручек и циферблатов,  который используется психологами  для изучения групповой совместимости.  Наш "прибор" устроен несколько  проще. Участники рассаживаются  в круг. Каждый сжимает правую  руку в кулак, и по команде  ведущего все "выбрасывают"  пальцы.

             Группа должна стремиться к  тому, чтобы все участники независимо  друг от друга выбросили одно  и то же число. Участникам  запрещено договариваться, перемигиваться  и другими "незаконными"  способами пытаться согласовывать  свои действия. Игра продолжается  до тех пор, пока группа не  достигнет своей цели. Для того  чтобы предоставить друг другу  возможность оценить обстановку  и учесть ее в последующем  такте игры, участники после каждого  "выбрасывания" фиксируют на  какое-то время положение своих  растопыренных пальцев. 

             Помимо своего прямого назначения "Гомеостат" может быть использован  психологом для выявления взаимоотношений  между играющими. Если внимательно  понаблюдать за ходом игры, то  можно заметить одного или  нескольких лидеров в группе, под которых подстраиваются остальные  участники. Возможно, группа распадается  на несколько группировок, имеющих  свои установки на исход игры (например, половина играющих выбрасывает  несколько раз подряд по три  пальца, в то время как другая - по одному). Не исключено также  и появление "негативиста", упорно гнущего свою линию  даже после того, как между  остальными участниками уже достигнуто  определенное согласие.

             Если участникам наскучит этот  сидячий вариант рефлексивной  игры, то можно предложить ее  подвижный аналог.

 

Упражнение Робот"

(невербальное  общение, общие точки прикосновения)

 

Создается игровое поле - обширное пространство с разбросанными  спичками. Участники разбиваются  на пары ("робот" и "оператор"). Задача "оператора" - с помощью своего "робота" собрать как можно больше спичек. Для этого он подает "роботу" словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача "робота" - беспрекословно и точно выполнять команды своего "оператора". Глаза "робота" во время игры закрыты. При разъяснении инструкции тренеру следует подчеркнуть, что "робот" не должен подыгрывать своему "оператору". "Робот" лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен; он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках "оператора". Проведение игры требует соблюдения элементарных правил безопасности. "Робот", если он хорошо исполняет свою роль, действует бездумно и негибко. Вся ответственность за избежание столкновений со стенами, предметами и другими "роботами" лежит на "операторе". Кроме того, за всем происходящим на игровом поле обязан внимательно наблюдать ведущий. Для дополнительной подстраховки устройство всех "роботов" программируется таким образом, что они застывают неподвижно по аварийной команде "Стоп!", которую ведущий может дать в случае опасности. Для того чтобы успешно управлять "роботом", "оператор" должен тонко чувствовать все его движения, буквально вживаться в него. При хорошем включении в игру "оператор" начинает воспринимать неточности в движениях "робота" не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные. Для "робота" же игра служит хорошей тренировкой избирательного внимания, поскольку он должен выуживать из плотного словесного потока голос именно своего "оператора". Вместо сбора спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д. Возможны и другие модификации этой игры.

 

Упражнение "Учимся понимать друг друга".

 

 Если мы сконцентрируем  свое внимание на языке тела, то сможем понять, какое настроение  у другого члена группы.

1. Члены группы ходят  по комнате в произвольном  ритме. По Вашем сигналу "Стоп" они должны остановиться и  встать перед тем участии ком,  который оказался ближе всего.  Пусть, не говоря ни слова,  игрок попытаются почувствовать,  как внешний облик другого  человека - положение тела, мимика  лица, частота дыхания, выражение  глаз - воздействует на них. Они  должны ощутить эмоциональное  состояние другого участника  и мгновенно оценить свое собственное.

2. Через полминуты партнеры  делятся впечатлениями, которые  получили друг о друге. На  выполнение задания отводится  2 минуты.

3. Члены группы продолжают  прогулку по комнате. Дайте  им возможность попробовать себя  еще в двух или трех встречах.

4. Обсудите итоги игры, дав участникам возможность ответить  на следующие вопросы:

       o Почему людям важно учиться понимать язык тела?

       o Насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?

       o В какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутренний мир своих партнеров?

 

Упражнение "Резервуар"

(понимание собеседника)

 

Цель игры - совершенствование  нерефлексивного слушания.

             В беседе с учителем, родителями, старшей сестрой или братом, другом  или подругой, любым человеком,  находящимся в состоянии возбуждения  или обиды на вас, сыграйте  роль "пустой формы", "резервуара", в которые ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои слова,  мысли, чувства, эмоции. Постарайтесь  достигнуть внутреннего состояния  "резервуара": вы форма, вы  не реагируете на внешние воздействия,  а только принимаете их в  своё внутреннее пространство. Отбросьте  свои личные оценки, - вас как  бы нет в реальности, есть только  пустая форма!

 Это трудно. Но проиграйте  это 2-3 раза, и у вас будет  легко получаться. Затем, когда  вы будете уверены, что сформировали  внутреннее состояние "резервуара", вступайте в разговор с самым  конфликтным человеком и постарайтесь  беспристрастно и нетенденциозно  отнестись к своему собеседнику.  Используйте умения, приобретённые  вами в предыдущем упражнении.

 

Упражнение "Стыковка"

(понимание друг  друга)

 

Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук - "космические  станции" - они вытягивают навстречу  друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью  словесных команд или прикосновений  управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков - свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" - ладонь сидящего перед  собой человека от преследующей его "ракеты" - от указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в  пределах досягаемости пальца, а лицо из соображений безопасности - вне  ее пределов.

 

К ЗАНЯТИЮ № 6.

 

Упражнение "ДА" ЗНАЧИТ "НЕТ"

 

Упражнение проводится в  общем кругу.

             Нередко люди при общении друг  с другом не умеют соблюдать  правила конструктивного ведения  разговора. 

Цель этого упражнения - научить говорить "нет" или  выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и  злобы.

 Такое упражнение можно  проводить с учащимися средней  школы, старшеклассниками, студентами, специалистами коммуникативных  профессий.

             По просьбе ведущего каждый  пишет на листочке (или просто  придумывает) спорное утверждение.  Например: "Все дети - невыносимы", "Пожилые люди - мудрые и спокойные", "Все учителя ценят и уважают  своих учеников", "Родители  никогда не понимают своих  детей".

             После этого по мере готовности  участник произносит (зачитывает) свою  фразу. Остальные дают ответ  в следующей форме. Сначала  нужно обязательно согласиться  с тем, что было сказано.  После этого - продолжить разговор, выражая свое согласие или  несогласие с тем, что было  сказано.

Примеры первой фразы: "Да, однако...", "Да, и все же...", "Да, и если..."

             При выполнении этого упражнения  участники имеют возможность  потренироваться в умении конструктивно  вести диалог. Такое умение бывает  очень полезно при общении  с людьми, находящимися в состоянии  гнева, агрессии, раздражения, обиды. 

 

Упражнение "ОБВИНЕНИЕ  И ЗАЩИТА"

(АВТОР В. В. Петрусинский)

            

     Для этой игры необходимо выбрать Водящего. Он становится защищающимся и занимает место в центре круга. Задача остальных членов группы - "обвинителей" - выделить негативную черту обвиняемого и описать, как она проявляется. Задача защищающегося - найти положительное объяснение этой черты, высказать свое мнение по поводу сделанного обвинения.

             После проведения упражнения  группа обсуждает, удалось ли "обвиняемому" оправдаться,  насколько он был уверен в  себе и что помогало ему  в этом. В заключение группа  предлагает свои варианты "оправдания" "обвиняемого", которые он должен  изложить при повторном предъявлении  обвинения. Важно, чтобы в роли "обвиняемого" по очереди побывали все участники группы.

 

Упражнение "Нахал"

(способы отработки  поведения) 

 

Цель игры - совершенствовать умение выстраивать своё речевое  поведение в экстремальной ситуации.

Ход игры. Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед  вами кто-то "влезает". Ситуация очень  жизненная, а ведь частенько и  слов не находится, чтобы выразить своё возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту  на будущее такому нахалу. А тем  не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем  разобрать такую ситуацию. Разбейтесь на пары. В каждой паре сидящий слева - добросовестно стоит в очереди. Нахал заходит справа. Отреагируйте экспромтом на его появление, да так, чтобы было неповадно. Затем каждая пара меняется ролями, и игра продолжается. В конце игры группа обсуждает, какой ответ был самым удачным.

 

Упражнение "Неожиданный  звонок"

 

Чувства и состояния мотивируют наше поведение. Но, если поведение  можно наблюдать и контролировать, с чувствами это сделать сложнее. Две или несколько фундаментальных  эмоций, часто возникающие у человека, могут формировать эмоциональные  черты личности:

тревожность;

депрессия;

любовь;

враждебность.

             По нашим поведенческим реакциям  и мыслям можно с большой  долей вероятности судить о  наличии эмоциональной черты  личности или о ситуативном  состоянии, которое оказывает  влияние на жизнь.

Цель: Способствовать выявлению  эмоциональных черт личности через  поведенческие реакции и спонтанно  возникающие мысли.

Организация: Можно во время  визуализации включить тихую, спокойную  музыку.

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр