Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

             Предложите участникам сесть  поудобнее, расслабиться и закрыть  глаза.

"…Представь себе, что  ты находишься дома в одиночестве.  Тебе хорошо и комфортно. Ты  занимаешься любимым делом или  просто отдыхаешь. За окном  идет дождь, ветер стучится  в стекло, а дома уютно и  тепло… Неожиданно раздается  телефонный звонок! Какая мысль  возникла в твоей голове? Чей  голос ты ожидаешь услышать  в трубке? Какую новость он  тебе сообщит? Что тебе хочется  сделать в этот момент?.."

             Предложите участникам открыть  глаза и записать ответы на  вопросы, которые только что  прозвучали.

             Попросите 3-4 человек рассказать  о своих мыслях и чувствах.

             Дайте информацию о эмоциональных  чертах личности и их видах:

Тревожность. Человек, с преобладанием  этой черты скорее всего испугается неожиданного звонка и решит, что  ему хотят сообщить неприятную новость  или вообще сказать о трагедии. Депрессия. Мысли этого человека будут тоже не радужные, но основным чувством будет печаль и тоска. Любовь. Спектр чувств - радость, нежность, предвкушение удовольствия. Ожидание, что звонит кто-то родной, близкий, любимый. Враждебность. Звонок скорее всего вызовет раздражение, человек настроится на то, чтобы  скорее отделаться от звонящего, или  будет готов к словесной потасовке.

Вопросы к участниками:

- Ваша реакция на звонок  и какое отношение это имеет  к вашей личности?

- Как часто вы испытываете  подобные чувства ?

- Является ли это состояние  проблемой?

- С чем оно связано?

 Важно дать понять  участникам, что их выводы о  себе не оцениваются и не  осуждаются. Впрочем, это важно  не только в этом упражнении…

 

Упражнение "Тумба-Юмба"

 

Ни одно поведение не вызывает так много противоречивых мнений, как агрессия. Одни осуждают любое  проявление агрессивности, считают  его недостойным, другие - боятся и  стараются избежать, третьи рады любой  возможности подраться и показать свою силу. Но, поскольку чувство  злости осуждается социумом, агрессивность  проявляется неосознанно и неконтролируемо. Это упражнение дает возможность  исследовать не только хорошо известное, но и вытесняемое поведение.

Цель: Исследовать индивидуальные стратегии агрессивного поведения.

Организация: Для работы понадобятся покрывала. В помещении  должно быть достаточно места.

             Предложите участникам разделиться  на две группы и встать в  линейку напротив друг друга.  Все участники из покрывал  делают скатки (скатать в валик).

Инструкция:

 Жили два первобытных  племени - Тумба и Юмба. Неплохие, в целом были ребята, но дикари. И время от времени выходили  они на поле битвы за раздел  территории… Сейчас вы будите  изображать эту битву. Биться  можно тем, что у вас в  руках, и при этом обязательно  говорить. Представители племени  Тумба будут говорить: "Вот  тебе Юмба!" и наоборот. Бить  можно противника по нижней  части туловища. Нельзя наносить  удары по лицу и голове. Готовы? Начали!

             "Битва" длится 1,5-2 минуты. За  это время, как правило, участники  забывают, где свои, где чужие,  и битва перерастает в массовую  потасовку. Тренеру желательно  наблюдать за поведением участников  и запоминать, кто как действует.

             Подать сигнал "Стоп!" и задать  вопросы:

- Что я чувствовал  в процессе битвы?

- Как я себя вел?

- Выполнял ли инструкции? (не бить своих, бить противника  по нижней части туловища, приговаривать  во время удара).

             Все участники спонтанно делятся  на пары и отвечают друг  другу на вопросы, которые прозвучали.

Вопросы к участнику:

- Стратегии моего поведения?

- Какие выводы я сделал  о себе и как это отражается  на моей жизни?

- Где и с кем я  веду себя по жизни подобным  образом?

- Является ли это для  меня проблемой?

             Обратите внимание участников, что  в упражнении проявлялась физическая  и вербальная агрессия. Проявления  в жизни могут быть иными,  но суть от этого меняется  мало. Избегайте оценочных суждений!

 

Упражнение "Случай в лифте"

 

Это упражнение прекрасно  подойдет для иллюстрации того, как  проявляются наши чувства. В силу убеждений и воспитания, направленного  на подавление чувств, люди либо не проявляют  чувства, либо испытывают угрызения  совести по поводу того, что "не сдержались". В игре они смогут выразить то, что  запрещается и это станет поводом  для дальнейшего разговора о  роли чувств в жизни. Кроме того, известно, что нельзя сыграть то, чего в тебе нет.

Цель: Исследовать поведенческие  проявления различных чувств и состояний. Организация: Восемь человек занимают центр комнаты. Вокруг них выставляются стулья, спинками внутрь - это имитирует  лифт. Остальные участники становятся наблюдателями.

             Предложите желающим выйти в  центр (8 человек). Остальным участникам  объясните, что они становятся  наблюдателями.

             Участникам объясняют сюжет игры:

"Вы все - жильцы  одного дома. И вот однажды,  утром отправляясь на работу, вы застреваете в лифте. При  этом у вас возникают разные  чувства. Какие именно - вы узнаете,  когда вытащите карточку".

             Раздайте карточки с перечисленными  на них названиями чувств и  состояний.

Варианты карточек:

  1. радость, восторг, удовольствие
  2. интерес, волнение, возбуждение
  3. горе, страдание, печаль, депрессия
  4. злость, раздражение, негодование, возмущение
  5. страх, тревога опасение
  6. презрение, высокомерие, пренебрежение
  7. стыд, самоуничижение, неловкость
  8. удивление, изумление

 Ваше поведение должно  быть продиктовано тем состоянием, которое написано на карточке. Называть словом его нельзя.

             Участники разыгрывают ситуацию  в течение 10-15 минут.

             Наблюдатели высказывают свои  предположения, какие чувства  кто демонстрировал.

Вопросы к участникам:

- Как удалось передать  состояние?

- Как в жизни я проявляю  это чувство?

- Как часто я испытываю  это чувство и в каких ситуациях? 

 

К ЗАНЯТИЮ № 7.

 

Упражнение "Имя  и эпитет

(самораскрытие)"

 

Каждый участник описывает  себя с помощью трех прилагательных. Остальные члены группы угадывают, кто скрывается за этим описанием.

 Проследите, чтобы все  члены группы хорошо видели  друг друга.

             Объясните, что предлагаемая игра  способствует развитию интуиции.

             Каждый участник подбирает и  записывает три эпитета, характеризующих  его личность.

             Соберите листы бумаги и поочередно  читайте записи. Игроки пытаются  угадать, кто охарактеризовал  себя подобным образом. При  этом высказывающий соображения  участник должен обосновать свою  позицию, а также выслушать  мнения других членов группы, которые могут соглашаться с  его доводами либо опровергать  их и выдвигать собственные.

             Порекомендуйте участникам не  стремиться сразу быть узнанными,  поскольку тогда они смогут  получить больше информации о  том впечатлении, которое сложилось  о них в группе. Каждый сам  волен решить, открыться ему в  конце игры или остаться неузнанным.

Варианты

             Эту игру можно упростить и  предложить группе в самом  начале работы, когда участники  еще плохо знают друг друга.  Для этого просто попросите  членов группы описать себя, свое  настроение, пользуясь только тремя  прилагательными. Кроме того, можно  предложить участникам выбрать  цвет, наиболее подходящий к их  настроению.

 

Упражнение "Коллега - образ"

 

Вспомните одного из своих  коллег. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для  характеристики его личности (отметьте несколько качеств):

          тревожный - спокойный 

          разбросанный - целеустремленный

          замкнутый - общительный

          легкомысленный - серьезный

          возбудимый - уравновешенный

          уступчивый - принципиальный

          "выскочка" - скромный

          вспыльчивый - сдержанный

          лицемерный - искренний

          пессимист - оптимист

          безвольный - волевой

          глупый - умный

          агрессивный - миролюбивый

          ранимый - невозмутимый

          грубоватый - тактичный

          ленивый - трудолюбивый

          черствый - отзывчивый

          злой - добрый

          пассивный - активный

          самовлюбленный - самокритичный

             Если вы не можете оценить  коллегу только при помощи  двухфакторной оценки ("глупый - умный"), тогда напротив каждой характеристики  поставьте определенный балл, исходя  из шести балльной системы. Попробуйте оценить таким образом 5-7 своих коллег.

 

Упражнение "Второй план"

(осознание своей  позиции в общении)

 

В общении с коллегой по работе старайтесь выработать для себя "второй план" беседы: как ваш  собеседник вас воспринимает, что  он о вас думает, что он говорит  и что не говорит, что чувствует.

             Стройте беседу с другим учителем  так, чтобы представленный вами "второй план" был одним из  ведущих факторов вашего общения.  Не говорите того, что было  бы неприятно вашему собеседнику,  старайтесь оставить о себе  хорошее впечатление, думайте  о последствиях своих слов.

 Упражнение развивает  способность осознавать свою  позицию в общении. 

 

Упражнение "Учимся ценить индивидуальность"

 

Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам  было бы легче принимать инакостъ партнера.

 Члены группы рассаживаются  по кругу, у каждого заготовлены  бумага и карандаш.

             В начале игры скажите примерно  следующее: "Мы часто хотим  быть точно такими же, как остальные,  и страдаем, чувствуя, что отличаемся  от других. Иногда действительно  хорошо, когда мы - как все, но  не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить".

             Предложите каждому игроку написать  о каких-то трех признаках,  которые отличают его от всех  остальных членов группы. Это  может быть признание своих  очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п.  В любом случае информация  должна носить позитивный характер.

             Приведите три примера из собственной  жизни, чтобы участникам стало  полностью понятно, что от них  требуется. Для создания игровой  атмосферы используйте свою фантазию  и чувство юмора.

             Участники записывают свои имена  и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете  записи и зачитаете их, а члены  группы будут отгадывать, кто  является автором тех или иных  утверждений.

             Соберите листочки и еще раз  отметьте положительные аспекты  того, что люди не похожи друг  на друга: мы становимся интересны  друг другу, можем найти нестандартное  решение проблемы, дать друг другу  импульсы к изменению и обучению и т. д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается "вычислить", он должен назваться сам.

 

"ПРИCТPОЙКА СВЕРХУ И ПРИСТРОЙКА СНИЗУ"

(АВТОР В. В.  ПЕТРУСИНСКИЙ)

 

Перед выполнением этого  упражнения ведущий информирует  школьников о двух элементарных формах ведения диалога - "пристройке сверху" и "пристройке снизу".

             Часто бывает так, что в разговоре  один из его участников чувствует  себя более уверенно, как бы  ставит себя выше собеседника,  второй же может, наоборот, пригибаться,  оставляя пальму первенства партнеру. В первом случае мы наблюдаем"пристройку  сверху", во втором - "Пристройку  снизу". Считается, что обычно  пристраивается один из участников  диалога, второй же просто выполняет  отведенную ему роль.

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр