Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

 

Упражнение "Пожелания"

(создание групповой  атмосферы)

 

Все участники сидят в  кругу. Каждый по кругу высказывает  пожелание сидящим игрокам. Можно  одному из игроков, если есть желание. Ведущий тренинг высказывает  своё пожелание в конце круга.

 

Упражнение "Компакт - опросы"

(повышение уровня  общительности)

 

Цель игры - совершенствовать уровень общительности (научиться  ограничивать себя крайним экстравертам и раскрываться интровертам).

Ход игры. 3 участника выбирают себе социальную роль (директор лицея, домохозяйка, бомж и др.) и садятся в центр круга. Остальные участники игры задают всем трём один и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через 3 секунды после конца вопроса). Причём, каждый из отвечающих предварительно определяет объём своего высказывания (1, 3, 10 предложений). За точностью выполнения задания следит "хранитель времени".

 

К ЗАНЯТИЮ № 2.

 

Упражнение "Я  хочу тебе подарить"

(развитие психологического  климата)

 

 Ведущий начинает упражнение, обращаясь к сидящему справа  от него участника, с фразой "Я хочу тебе подарить…"  и говорит то, что хочет он  подарить этому человеку.

 

Упражнение "Телепатия"

(Невербальное  общение)

 

Группа разбивается на пары. В каждой паре участники садятся  лицом друг к другу. Одному из них  отводится роль "передающего", другому - "принимающего". Ведущий  объясняет, что "передающий" должен как можно лучше сосредоточиться  на каком-нибудь образе и усилием  воли внушить его "принимающему". Задача "принимающего" - проникнуть в то, на чем сосредоточено внимание его партнера.

             Можно организовать игру так,  чтобы один и тот же образ  вся группа передавала одному  из участников, - это вносит оживление  в работу, делает ее более интересной.

             При организации игры ведущий  должен дать понять группе, что  он вполне серьезно относится  к предложенному эксперименту  и ожидает положительных результатов.  Это поможет участникам преодолеть  возможное скептическое отношение  к подобным занятиям и настроиться  на серьезную работу. Конечно,  дело тут не в телепатии  - ее может и не быть в  природе. Однако необходимость  создания яркой воображаемой  картины не только для себя, но и для партнера, - дополнительный стимул для "передающего" предельно мобилизовать силы своего воображения.

             Во время игры правильные отгадывания  случаются обычно чаще, чем этого  можно было бы ожидать по  теории вероятностей. В этом нет  ничего мистического. По дыханию  партнера (а если упражнение выполняется  с открытыми глазами, то и  по его позе, движениям, выражению  лица) "принимающий" может довольно  точно уловить по крайней мере  эмоциональный тон картины - спокойная  она или будоражащая, радостная  или печальная.

             В том случае, если после первых  удач у участников действительно  возникнет впечатление, будто  мысли передаются на расстоянии, ведущему не следует спешить  в развенчанием "чудесного феномена". Ведь веру в телепатию можно  эффективно использовать для  того, чтобы все сильнее и сильнее  подогревать вашу группу в  ее работе. Лишь после того, как  каждый из участников достаточно  поработает в роли "передающего", имеет смысл раскрыть карты  и рассказать группе о возможных  каналах передачи информации.

 

Упражнение "Я  на твоём месте"

(эмпатия) 

 

 Одним из фундаментальных  механизмов человеческого взаимопонимания  является рефлексия - способность  представлять себя на месте  другого человека, мысленно видеть  и "проигрывать" ситуацию  за него.

             Потерявшие друг друга в незнакомом  городе люди встречаются на  центральной площади. Преступник  оставляет драгоценности на самом  видном месте в надежде, что  все бросятся на поиски тайников, и лишь видавшие виды детективы  находят их там, где искать  никому не приходило в голову. Соперники сверлят друг друга  глазами - каждый понимает, чего  хочет другой, но понимает также  и то, что другой понимает это.  Вам это знакомо?

             Умение ставить себя на место  соперника или партнера, принимать  за него наиболее вероятные  решения и согласовывать с  ним свои собственные действия, учитывать его попытки "думать  за тебя" и действовать с  поправкой на это думанье - все это необходимо.

             Участники упражнения делятся  на пары. Один из пары вспоминает  случай из жизни или литературную  историю (выдавая за свою - игровая  ситуация), второй участник начинает  разговор со слов "Я на твоём  месте…" и продолжает, как бы  он поступил в данном случае. В конце упражнения проходит  рефлексия. 

 

 

Упражнение "Зеркало"

(развитие психологического  климата)

 

 Участники разбиваются  на пары, становятся лицом друг  к другу. Один из играющих  делает замедленные движения  руками, головой, всем телом. Задача  другого - в точности копировать  все движения напарника, быть  его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно  подбирают нужную сложность движений  и их темп.

             В ходе игры участники, работающие  за "отражение", довольно быстро  научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его  движения становится все легче,  и все чаще возникают ситуации  не только предвосхищения, но  и опережения его движений. Освоив  навыки двигательного подражания, участники могут попробовать  свои силы и в более сложной  игре: задача та же, но роли "отражения"  и "оригинала", ведомого и  лидера, не определены. Гибко подстраиваясь  друг под друга, играющие стремятся  двигаться в унисон.

             Это упражнение - очень хорошее  средство развития психологического  контакта. Наблюдая за ходом его  выполнения, тренер может выявить  "естественного" лидера в  каждой паре. Трудности в достижении  двигательного согласия нередко  бывают связаны с наличием  напряженных отношений между  партнерами.

 

Упражнение "Холодный суп"

 

Это упражнение проводится после краткой теоретической  части, во время которой тренер объясняет  значение терминов "уверенный (агрессивный)", "неуверенный (пассивный)", "агрессивный", "манипулятивный".

             Участники садятся полукругом. На  полу треугольником растягивается  шнур, по его углам и на середине  одной из сторон лежат карточки  со словами "уверенный", "неуверенный", "агрессивный", "манипулятивный".

             Линии, соединяющие различные  виды поведения, являются континуумом,  на нем располагаются переходные  формы поведения: от манипулятивного  к неуверенному и агрессивному, от неуверенного - к уверенному  и т.д.

 Ведущий предлагает  для обсуждения следующую ситуацию:

             Вас попросили обсудить деловые  вопросы с важным клиентом, и  вы пригласили его в дорогой  ресторан. И ваш клиент, и вы  заказали себе первое блюдо.  Cуп оказался холодным. Клиента пригласили вы, значит, вы являетесь хозяином и чувствуете, что должны что-то предпринять.

             Каждый участник получает карточку, на которой написана возможная  реакция на создавшееся положение.  Участникам предлагается поместить  доставшиеся им карточки в  пространстве треугольника и  обосновать свое решение. Группа  может задавать вопросы каждому  участнику и обсуждать его  выбор. 

Содержание карточек:

1. Спросите официанта: "Этот  суп подается холодным?"

2. Отставьте тарелку в  сторону.

3. Встаньте и покиньте  заведение.

4. Громко, так, чтобы это  услышали и официант, и другие  посетители, произнесите: "Это последний  раз, когда я сюда кого-то  привожу!"

5. Скажите официанту: "Я  хотел бы поговорить с менеджером".

6. Скажите официанту: "Суп  отвратителен. Унесите его и немедленно  подайте нам что-нибудь более  съедобное".

7. Спросите официанта: "Милейший, а что случилось с вашей  электроплитой?"

8. Сделайте вид, что  все в порядке, и ешьте суп.

9. Скажите официанту: "Этот  суп холодный. Пожалуйста, замените  его".

10. Скажите официанту,  что вы хотели бы вычесть  стоимость супа из счета.

11. Спросите у вашего  клиента, не желает ли он  пожаловаться.

12. Когда официант придет  убирать тарелки, скажите: "Извините  меня, но я боюсь, что мы не  смогли доесть суп. На вкус  он не плох, но он был не  очень теплым - совершенно холодным, я имею в виду!"

             Во время общего обсуждения  анализируются варианты уверенного  поведения и примеры из собственной  жизни, когда участники смогли  использовать данный вариант. 

 

Упражнение "Любящий  взгляд"

(Невербальное  общение)

 

Из числа участников выбирается водящий. Он выходит из помещения. Сидящие  в комнате выбирают 3-х игроков, которые будут смотреть на водящего "любящим, ласковым взглядом". Игрок, вошедший в комнату должен догадаться, кто из участников смотрит на него любящим, ласковым взглядом. Затем выбирается следующий водящий.

 

К ЗАНЯТИЮ № 3.

 

Упражнение "Перевоплощение"

(самораскрытие,  углубление эмоциональных контактов)

 

Участники группы удобно располагаются  в креслах (на стульях). Один из них  получает от ведущего задание: представить  себе предмет, который выглядел бы как  само овеществленное расслабление. Внутреннему  взору являются перезрелая и едва не срывающаяся с ветки груша, гигантский маятник, ползущая по склону вулкана расправленная лава или  тающее масло. После этого участник, получивший задание, должен силой воображения "превратить" себя в то, что  он представил, ощутить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, проникнуться настроением и вжиться в "характер". От лица этой вещи он начинает рассказ  о том, что происходит с ней  в данный момент и что она при  этом переживает. Закончив повествование, участник прикосновением передает слово  своему соседу слева. Тот может либо продолжить рассказ, либо начать новое  перевоплощение.

             Игра ставит каждого из членов  группы в ситуацию решения  творческой задачи и открывает  большую свободу для выражения  своей индивидуальности.

             Желательно проводить игру в  затемненном помещении - это обеспечит  занимающимся большую раскованность  и психологический комфорт. По  мере овладения искусством вживаться  в образ перевоплощения становятся  все более яркими и убедительными.  От поверхностных, чисто внешних  описаний участники идут "в  глубь" предмета, все более  и более отождествляясь с ним  и переживая его "изнутри". В отдельных случаях картины  бывают настолько выразительными  и сильными, что их настроением  проникается вся группа.

             Участникам, слушающим рассказ, включиться  в развитие образа бывает даже  легче, чем говорящему.

 Не следует предлагать  данное упражнение группе, внутри  которой еще не созрели отношения  взаимного приятия и вкус к  совместному творчеству. Иногда  для раскачки группы ведущий  может на первых порах предоставить  участникам право по желанию  пропускать свою очередь и  передавать дошедшее до них  прикосновение дальше.

"Анабиоз" (переход от  отчуждённости к контакту)

 

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли "замороженного" и "реаниматора". По сигналу "замороженный" застывает в неподвижности, изображая  погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача "реаниматора", на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического  состояния, оживить его. "Реаниматор" не имеет права ни прикасаться  к "замороженному", ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима.

             Признаками успешной работы "реаниматора"  можно считать непроизвольные  реплики "замороженного", его  смех, улыбку и другие проявления  эмоциональной жизни. Критерии  выхода из анабиоза, которые могут  варьировать от явных нарушений  молчания и неподвижности до  едва заметных изменений в  выражении лица, устанавливаются  самими участниками в зависимости  от уровня их "квалификации".

             Наверное, каждому знакомо чувство  отчуждения, незримой стеной встающее  между двумя людьми: партнеры  как бы деревенеют друг перед  другом, перестают чувствовать и  понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное  взаимопонимание, и, словно по  незримому каналу, переживания и  намерения свободно перетекают  от одного к другому. В предложенном  упражнении в миниатюре решается  задача перехода от отчуждения  к контакту. Работая в роли "реаниматоров", участники осваивают различные  способы разрушения взаимной  изоляции.

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр