Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71
Упражнение "Пожелания"
(создание групповой атмосферы)
Все участники сидят в кругу. Каждый по кругу высказывает пожелание сидящим игрокам. Можно одному из игроков, если есть желание. Ведущий тренинг высказывает своё пожелание в конце круга.
Упражнение "Компакт - опросы"
(повышение уровня общительности)
Цель игры - совершенствовать уровень общительности (научиться ограничивать себя крайним экстравертам и раскрываться интровертам).
Ход игры. 3 участника выбирают себе социальную роль (директор лицея, домохозяйка, бомж и др.) и садятся в центр круга. Остальные участники игры задают всем трём один и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через 3 секунды после конца вопроса). Причём, каждый из отвечающих предварительно определяет объём своего высказывания (1, 3, 10 предложений). За точностью выполнения задания следит "хранитель времени".
К ЗАНЯТИЮ № 2.
Упражнение "Я хочу тебе подарить"
(развитие психологического климата)
Ведущий начинает упражнение, обращаясь к сидящему справа от него участника, с фразой "Я хочу тебе подарить…" и говорит то, что хочет он подарить этому человеку.
Упражнение "Телепатия"
(Невербальное общение)
Группа разбивается на
пары. В каждой паре участники садятся
лицом друг к другу. Одному из них
отводится роль "передающего",
другому - "принимающего". Ведущий
объясняет, что "передающий" должен
как можно лучше
Можно организовать игру так, чтобы один и тот же образ вся группа передавала одному из участников, - это вносит оживление в работу, делает ее более интересной.
При организации игры ведущий
должен дать понять группе, что
он вполне серьезно относится
к предложенному эксперименту
и ожидает положительных
Во время игры правильные
В том случае, если после первых
удач у участников
Упражнение "Я на твоём месте"
(эмпатия)
Одним из фундаментальных
механизмов человеческого
Потерявшие друг друга в
Умение ставить себя на место соперника или партнера, принимать за него наиболее вероятные решения и согласовывать с ним свои собственные действия, учитывать его попытки "думать за тебя" и действовать с поправкой на это думанье - все это необходимо.
Участники упражнения делятся
на пары. Один из пары вспоминает
случай из жизни или
Упражнение "Зеркало"
(развитие психологического климата)
Участники разбиваются
на пары, становятся лицом друг
к другу. Один из играющих
делает замедленные движения
руками, головой, всем телом. Задача
другого - в точности копировать
все движения напарника, быть
его "зеркальным отражением".
В каждой паре участники
В ходе игры участники,
Это упражнение - очень хорошее
средство развития
Упражнение "Холодный суп"
Это упражнение проводится после краткой теоретической части, во время которой тренер объясняет значение терминов "уверенный (агрессивный)", "неуверенный (пассивный)", "агрессивный", "манипулятивный".
Участники садятся полукругом. На
полу треугольником
Линии, соединяющие различные
виды поведения, являются
Ведущий предлагает
для обсуждения следующую
Вас попросили обсудить
Каждый участник получает
Содержание карточек:
1. Спросите официанта: "Этот суп подается холодным?"
2. Отставьте тарелку в сторону.
3. Встаньте и покиньте заведение.
4. Громко, так, чтобы это услышали и официант, и другие посетители, произнесите: "Это последний раз, когда я сюда кого-то привожу!"
5. Скажите официанту: "Я
хотел бы поговорить с
6. Скажите официанту: "Суп отвратителен. Унесите его и немедленно подайте нам что-нибудь более съедобное".
7. Спросите официанта: "Милейший, а что случилось с вашей электроплитой?"
8. Сделайте вид, что все в порядке, и ешьте суп.
9. Скажите официанту: "Этот суп холодный. Пожалуйста, замените его".
10. Скажите официанту, что вы хотели бы вычесть стоимость супа из счета.
11. Спросите у вашего клиента, не желает ли он пожаловаться.
12. Когда официант придет убирать тарелки, скажите: "Извините меня, но я боюсь, что мы не смогли доесть суп. На вкус он не плох, но он был не очень теплым - совершенно холодным, я имею в виду!"
Во время общего обсуждения
анализируются варианты
Упражнение "Любящий взгляд"
(Невербальное общение)
Из числа участников выбирается водящий. Он выходит из помещения. Сидящие в комнате выбирают 3-х игроков, которые будут смотреть на водящего "любящим, ласковым взглядом". Игрок, вошедший в комнату должен догадаться, кто из участников смотрит на него любящим, ласковым взглядом. Затем выбирается следующий водящий.
К ЗАНЯТИЮ № 3.
Упражнение "Перевоплощение"
(самораскрытие,
углубление эмоциональных
Участники группы удобно располагаются в креслах (на стульях). Один из них получает от ведущего задание: представить себе предмет, который выглядел бы как само овеществленное расслабление. Внутреннему взору являются перезрелая и едва не срывающаяся с ветки груша, гигантский маятник, ползущая по склону вулкана расправленная лава или тающее масло. После этого участник, получивший задание, должен силой воображения "превратить" себя в то, что он представил, ощутить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, проникнуться настроением и вжиться в "характер". От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что происходит с ней в данный момент и что она при этом переживает. Закончив повествование, участник прикосновением передает слово своему соседу слева. Тот может либо продолжить рассказ, либо начать новое перевоплощение.
Игра ставит каждого из членов группы в ситуацию решения творческой задачи и открывает большую свободу для выражения своей индивидуальности.
Желательно проводить игру в
затемненном помещении - это обеспечит
занимающимся большую
Участникам, слушающим рассказ, включиться в развитие образа бывает даже легче, чем говорящему.
Не следует предлагать
данное упражнение группе, внутри
которой еще не созрели
"Анабиоз" (переход от отчуждённости к контакту)
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли "замороженного" и "реаниматора". По сигналу "замороженный" застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача "реаниматора", на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. "Реаниматор" не имеет права ни прикасаться к "замороженному", ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима.
Признаками успешной работы "реаниматора"
можно считать непроизвольные
реплики "замороженного", его
смех, улыбку и другие проявления
эмоциональной жизни. Критерии
выхода из анабиоза, которые могут
варьировать от явных
Наверное, каждому знакомо чувство
отчуждения, незримой стеной встающее
между двумя людьми: партнеры
как бы деревенеют друг перед
другом, перестают чувствовать и
понимать друг друга. Вероятно,
знакомо и противоположное