Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71
Цель тренингов:
Задачи тренингов:
Методы, используемые в тренинге: видео-анализ, ролевые и деловые игры, работа в малых группах над практическими ситуациями, выездные тренинги в природных условиях.
Таким образом,
в данном параграфе мы
2.2. Анализ полученных результатов
Изучив и
проанализировав теоретические
разработки в области
Каждое управленческое
действие начинается с
Цель опытно-экспериментальной
работы: оценить эффективность
Для осуществления
данной цели решались
В эксперименте
был задействован весь
Таблица 1
Сведения о педагогическом коллективе
№ п/п |
Работники |
Кол- во |
Категория |
Образование |
Стаж работы | ||||||
Без кате-гории |
Пер- вая |
Выс- шая |
Выс- шее |
средне-спе-циаль-ное |
До 5 лет |
До 10 лет |
До 15 лет |
Более | |||
1. |
Директор |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
2. |
Заместитель директора по УВР |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
3. |
Социальный педагог-психолог |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||
4. |
Учителя |
10 |
5 |
5 |
9 |
1 |
1 |
7 |
2 | ||
5. |
Воспитатели |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 | ||||
Всего: |
16 |
3 |
6 |
7 |
13 |
3 |
1 |
2 |
9 |
4 | |
% |
100 |
18.7 |
37.5 |
43.9 |
81.2 |
18.8 |
6.3 |
12.5 |
56.2 |
25 |
Эксперимент осуществлялся под руководством рабочей группы.
Исследование уровня развития творческого потенциала педагогов.
Задача исследования
заключалась в том, чтобы
Методы исследования:
тестирование; мониторинг участия
в коллективно-творческих
Результат
тестирования проведенного, по изучению
уровня творческого потенциала
педагогов представлены на
Рис.1. Сравнительная диаграмма изучения творческого потенциала педагогов
Из рисунка
видно, что на первом этапе
констатирующего эксперимента
Результат мониторинга участия педагогов в коллективно-творческих делах представлен в виде таблицы 2.
Таблица 2
Мониторинг участия педагогов в коллективно-творческих делах за 2 года
№ п/п |
Наименование мероприятий |
2009 – 2010 уч. год |
2010 – 2011 уч. год |
Международные конкурсы |
|||
1 |
«Люблю тебя Петра творенье» |
Участие | |
2 |
«Рисунок поздравление» |
Участие |
Диплом 2 степени |
3 |
6 –ой международный детский /юношеский/ конкурс «Звезды в защиту животных» |
3 призовых места | |
Всероссийские, областные |
|||
4 |
Областной конкурс «Давай дружить дорога» |
Участие | |
5 |
Областная выставка - конкурс детского творчества «Россия матушка, Урал – батюшка» |
Участие |
Участие |
6 |
Русский медвежонок |
Участие |
Участие |
7 |
Кенгуру |
Участие | |
8 |
Золотое руно |
Участие | |
Районные мероприятия |
|||
9 |
Самый классный классный |
1 место | |
10 |
Районный конкурс «Безопасное колесо» |
5 место |
3 место |
11 |
Спартакиада района призывной и допризывной молодежи на приз Героя Советского Союза В.А. Фигичева, среди учебных заведений |
Участие |
3 место |
12 |
Районный молодежный конкурс фотографического искусства «Фотокросс» |
участие |
1 место |
13 |
Районный творческий конкурс «Лучшей маме на свете» |
1 место | |
14 |
Районный творческий конкурс «Моя любимая бабушка» |
3 призовых места | |
15 |
Районный конкурс презентаций, посвященный Дню матери |
1 место | |
16 |
«Серебряное перышко» |
Участие | |
17 |
Районная военно – спортивная игра «Зарничка» |
3 место | |
18 |
«Журналина» |
3место + личные грамоты |
2 место + личные грамоты |
19 |
Районный фестиваль творчества учащихся «Служу России» |
участие |
участие |
20 |
Районный творческий конкурс «Сам себе спасатель» |
Участие | |
21 |
Районный конкурс на лучшее проведение месячника патриотического воспитания молодежи |
1 место | |
22 |
Творческий конкурс |
участие |
Активное участие |
23 |
Районный конкурс творческих работ поэзии и прозы «Муза пера» |
1 место | |
24 |
Стрелковые соревнования из пневматического оружия |
Участие | |
25 |
Районные соревнования по троеборью на приз Героя Советского Союза И.А. Кукарина |
3 место | |
26 |
Лыжная эстафета на приз
администрации Катав – |
Призовые места в личном первенстве |
Личное – 2 место |
27 |
Районный конкурс детских
театральных коллективов « |
5 место |
1 место |
28 |
Районный фестиваль – конкурс детских театров моды «Белый бант» |
8 место |
1 место |
29 |
Районный конкурс «Елочная игрушка» |
3 призовых места |
8 призовых мест |
30 |
Районный конкурс декоративно – прикладного творчества «Мозаика детства» |
15 призовых мест |
22 призовых места |
31 |
Районное первенство по волейболу |
Девушки 2 3место |
1 место девушки |
32 |
Районная Экологическая акция |
Участие | |
33 |
Районный творческий конкурс «Увиденное рядом» |
5 призовых мест | |
34 |
Районные соревнования «Зарница – школа безопасности» |
3 место | |
Городские мероприятия |
|||
35 |
Городской конкурс «Осенние фантазии» |
10 призовых мест | |
36 |
Первенство города по баскетболу |
2 призовых места | |
37 |
Городской слет пионерских и детских организаций |
2 место | |
38 |
Городские лыжные соревнования |
3 место | |
39 |
Городской конкурс «Символы моей страны» |
2 место |
4 место |
40 |
«Сыны Отечества» |
Участие |
Участие |
41 |
«Служу России» |
участие |
участие |
42 |
Городские спортивные соревнования «Веселые старты |
Два 3 места |
2 место |
43 |
«Город зажигает звезду» |
2 место | |
44 |
Первенство города по волейболу |
2 место | |
45 |
«Я шагаю по тропинкам» |
2 место |
1 место |
46 |
«Почемучки» |
3 место |
2 место |
47 |
«Супер вожатый» |
участие |
2 место |
48 |
Конкурс театральных коллективов |
участие |
1 место |
49 |
Городской творческий конкурс «Растяни меха, гармошка» |
3 призовых места | |
50 |
Городская легкоатлетическая эстафета, посвященная 9 мая |
3 место | |
51 |
Городской конкурс рисунков «Служу Отечеству» |
5 призовых мест | |
Всего педагогов
принявших участие в |
23 |
51 |
Из таблицы
2 видно, что в 2010-2011 учебном
году повысился интерес
При изучении
психологического климата в
Рис.2. Сравнительная диаграмма изучения психологического климата в педагогическом коллективе
Из рисунка
видно, что на первом этапе
в коллективе 31% педагогов считают
психологический климат как
С целью создания
благоприятного
А) Взаимоотношение с коллегами |
В) Отношение к профессии |
В) Интересы |
Г) Совместимость |
Рис. 3. Психологическая совместимость педагогов
Проанализировав
данные на констатирующем