Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

Цель тренингов:

    1. Усиление сплоченности участников образовательного процесса для повышения эффективности их взаимодействия.

Задачи тренингов:

  1. Формирование благоприятного психологического климата в группе;
  2. Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  3. Первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  4. Осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  5. Развитие умения работать в команде;
  6. Сплочение группы.

Методы, используемые в тренинге: видео-анализ, ролевые и деловые  игры, работа в малых группах над практическими ситуациями, выездные тренинги в природных условиях.

     Таким образом,  в данном параграфе мы обозначили  базу экспериментального исследования, выделили методы педагогического  менеджмента, позволяющие оптимизировать  социально-психологический климат  в педагогическом коллективе. Определили  этапы экспериментального исследования  и методики проведения психологической  диагностики педагогического коллектива  в соответствии с гипотезой  исследования.

 

2.2. Анализ полученных  результатов

 

     Изучив и  проанализировав теоретические  разработки в области управления  социально-психологическим климатом  в коллективе, была проведена  опытно-экспериментальная работа  по изучению данной проблемы  в педагогическом коллективе  муниципального общеобразовательного  учреждения основной общеобразовательной  школы № 3 г. Юрюзань. Школа-сад  с художественно-эстетическим направлением.

     Каждое управленческое  действие начинается с принятия  решения или планирования, а заканчивается  итоговым контролем с анализом  результативности и эффективности  реализации каждого нового управленческого  воздействия руководителя на  подчиненных. Исходя из этого,  анализ полученных результатов  позволит нам выяснить причины  имеющихся проблем и оценить  эффективность внедренной программы  по оптимизации социально-психологического  климата у педагогов.

     Цель опытно-экспериментальной  работы: оценить эффективность использованных  методов управления оптимизацией  психологического климата в коллективе.

     Для осуществления  данной цели решались следующие  задачи:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме создания благоприятного социально-психологического климата для развития творческого потенциала педагогов.
  2. Изучение и подбор методов и методик для исследовательской работы
  3. Составление и реализация программы по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе  для развития творческого потенциала педагогов.
  4. Анализ эффективности экспериментальной работы.

     В эксперименте  был задействован весь педагогический  коллектив школы. Сведения об  образовании, стаже работе, категории  и занимаемой должности представлены  в таблице 1:

Таблица 1

Сведения о педагогическом коллективе

п/п

Работники

Кол-

во

Категория

Образование

Стаж работы

Без кате-гории

Пер-

вая

Выс-

шая

Выс-

шее

средне-спе-циаль-ное

До 5 лет

До 10 лет

До 15 лет

Более

1.

Директор 

1

   

1

1

     

1

 

2.

Заместитель директора по УВР

1

   

1

1

     

1

 

3.

Социальный педагог-психолог

1

 

1

 

1

   

1

   

4.

Учителя

10

 

5

5

9

1

 

1

7

2

5.

Воспитатели

3

3

   

1

2

1

   

2

Всего:

16

3

6

7

13

3

1

2

9

4

%

100

18.7

37.5

43.9

81.2

18.8

6.3

12.5

56.2

25


 

Эксперимент осуществлялся  под руководством рабочей группы.

     Исследование  уровня развития  творческого  потенциала педагогов. 

     Задача исследования  заключалась в том, чтобы выявить  уровень творческого потенциала  педагогов.

     Методы исследования: тестирование; мониторинг участия  в коллективно-творческих делах,  методических мероприятиях.

     Результат  тестирования проведенного, по  изучению  уровня творческого потенциала  педагогов представлены на рисунке  1.

Рис.1. Сравнительная диаграмма изучения творческого потенциала педагогов

 

     Из рисунка  видно, что на первом этапе  констатирующего эксперимента у  44% педагогов заложен значительный творческий потенциал. У 56% педагогов есть качества, которые позволяют творить, но есть и барьеры творчества. Это страх, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Педагоги боятся осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. На наш взгляд это является одной из причин низкого уровня творческой активности педагогов. После реализации программы создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов мы вновь провели диагностику. Контрольный этап показал, что у 69% педагогов   вырос уровень творческого потенциала, им доступны самые разнообразные формы творчества.

     Результат  мониторинга участия педагогов  в коллективно-творческих делах представлен в виде таблицы 2.

Таблица 2

Мониторинг участия педагогов  в коллективно-творческих делах  за 2 года

№ п/п

Наименование мероприятий

2009 – 2010  уч. год

2010 – 2011 уч. год

 

Международные конкурсы

   

1

«Люблю тебя Петра творенье»

 

Участие

2

«Рисунок поздравление»

Участие

Диплом 2 степени

3

6 –ой международный детский  /юношеский/ конкурс «Звезды в  защиту животных»

 

3 призовых места

 

Всероссийские, областные

   

4

Областной конкурс «Давай дружить дорога»

 

Участие

5

Областная выставка  - конкурс  детского творчества «Россия матушка, Урал – батюшка»

Участие

Участие

6

Русский медвежонок

Участие

Участие

7

Кенгуру

 

Участие

8

Золотое руно

 

Участие

 

Районные мероприятия

   

9

Самый классный классный

 

1 место

10

Районный конкурс «Безопасное  колесо»

5 место

3 место

11

Спартакиада района призывной  и допризывной молодежи на приз Героя  Советского Союза В.А. Фигичева, среди  учебных заведений 

Участие

3 место

12

Районный молодежный конкурс  фотографического искусства «Фотокросс»

участие

1 место

13

Районный  творческий конкурс  «Лучшей маме на свете»

 

1 место

14

 Районный  творческий  конкурс «Моя любимая бабушка»

 

3 призовых места

15

Районный конкурс презентаций, посвященный Дню матери

 

1 место

16

«Серебряное перышко»

 

Участие

17

Районная военно – спортивная игра «Зарничка»

 

3 место

18

«Журналина»

3место +

 личные грамоты

2 место + личные грамоты

19

Районный фестиваль творчества учащихся

 «Служу России»

участие

участие

20

Районный творческий конкурс  «Сам себе спасатель»

 

Участие

21

Районный конкурс на лучшее проведение месячника патриотического  воспитания молодежи

 

1 место

22

Творческий конкурс презентаций  «Палитра мгновений»

участие

Активное участие

23

Районный конкурс творческих работ поэзии и прозы «Муза  пера»

 

1 место

24

Стрелковые соревнования из пневматического оружия

 

Участие

25

Районные соревнования по троеборью на приз Героя Советского Союза И.А. Кукарина

 

3 место

26

Лыжная эстафета на приз администрации Катав – ивановского  муниципального района

Призовые места в личном первенстве

Личное – 2 место

27

Районный конкурс детских  театральных коллективов «Признание»

5 место

1 место

28

Районный фестиваль –  конкурс детских театров моды «Белый бант»

8 место

1 место

29

Районный конкурс «Елочная игрушка»

3 призовых места

8 призовых мест

30

Районный конкурс декоративно  – прикладного творчества «Мозаика детства»

15 призовых мест

22 призовых места

31

Районное первенство по волейболу

Девушки 2 3место

1 место девушки

32

 Районная Экологическая  акция

 

Участие

33

Районный творческий конкурс  «Увиденное рядом»

 

5 призовых мест

34

Районные соревнования «Зарница – школа безопасности»

 

3 место

 

Городские мероприятия

   

35

Городской конкурс «Осенние фантазии»

 

10 призовых мест

36

Первенство города по баскетболу

 

2 призовых места

37

Городской слет пионерских и детских организаций

 

2 место

38

Городские лыжные соревнования

 

3 место

39

Городской конкурс «Символы моей страны»

2 место 

4 место

40

«Сыны Отечества»

Участие

Участие

41

«Служу России»

участие

участие

42

Городские спортивные соревнования «Веселые старты

Два 3 места

2 место

43

«Город зажигает звезду»

 

2 место

44

Первенство города по волейболу

 

2 место

45

«Я шагаю по тропинкам»

2 место

1 место

46

«Почемучки»

3 место

2 место

47

«Супер вожатый»

участие

2 место

48

Конкурс театральных коллективов

участие

1 место

49

Городской творческий конкурс  «Растяни меха, гармошка»

 

3 призовых места

50

Городская легкоатлетическая  эстафета, посвященная 9 мая

 

3 место

51

Городской конкурс рисунков «Служу Отечеству»

 

5 призовых мест

 

Всего педагогов  принявших участие в мероприятиях

23

51


 

     Из таблицы  2 видно, что в 2010-2011 учебном  году повысился интерес педагогов  к участию в различных конкурсах.  Если в 2009 – 2010 учебном году  в среднем каждый педагог участвовал  в одном, двух мероприятиях, а  некоторые педагоги совсем не  принимали участия в организованных  конкурсах по различным причинам, то в 2010 – 2011 учебном году  каждый педагог участвовал уже  в трех, четырех конкурсах. На  такой рост интереса оказали  влияния несколько факторов: переход  школы на новую систему оплаты  труда (стимулирующие выплаты), оказание  грамотной методической помощи, проведение семинаров-практикумов,  круглых столов, тренингов, организация  совместного досуга. Все эти направления  деятельности  из программы создания  благоприятного психологического  климата для развития творческих  способностей и повлияли на  рост заинтересованности педагогов  в участии в конкурсах. За 2010 – 2011 учебный год два педагога  аттестовались на высшую категорию, 2 педагога награждены грамотами  министерства образования и науки  за значительный вклад в образовательный  процесс школы, один педагог  награжден грамотой губернатора  области за добросовестный труд, один работник школы награжден  грамотой главы города за добросовестный  труд, один сотрудник был приглашен  на торжественную встречу с  министром образования Челябинской  области посвященную дню учителя.

     При изучении  психологического климата в педагогическом  коллективе нами были получены  данные, которые представлены на  рисунке 2.

Рис.2. Сравнительная диаграмма изучения психологического климата в педагогическом коллективе

 

     Из рисунка  видно, что на первом этапе  в коллективе 31% педагогов считают  психологический климат как весьма  благоприятный; 25% педагогов - в целом  благоприятный; 12,7% педагога - в целом неудовлетворительный;  31,3% педагогов имеют тенденции противоречивые и неопределенные. Это говорит о том, что в коллективе существуют проблемы, которые необходимо преодолеть. При составлении программы создания благоприятного психологического климата особое внимание рабочая группа обратила на педагогов, которые имеют противоречивые, неопределенные тенденции и на педагогов которые оценили психологический климат как отрицательный. После реализации программы его оптимизации климат стал более благоприятным. Контрольный этап показал, что 87,3% педагогов психологический климат считают полностью положительным, 12,5% педагогов не могут оценить психологический климат.

   С целью создания  благоприятного психологического  климата,  развития творческого  потенциала педагогов педагогический  коллектив был разделен на  рабочие микрогруппы. Для этого  использовали методику Форверга  «Психологическая совместимость  педагогов». Результаты исследования  представлены на рисунке 3.

А) Взаимоотношение с коллегами

 

В) Отношение к профессии

В) Интересы

Г) Совместимость 


Рис. 3. Психологическая совместимость педагогов

 

     Проанализировав  данные на констатирующем этапе  по шкале «Взаимоотношения рис. 3 (А) мы видим, что у 43,8% педагогов  взаимоотношения очень хорошие,  доброжелательные, теплые, у 37,5% педагогов  ровные, нейтральные, у 18,7% педагогов  в коллективе плохие взаимоотношения  с коллегами, возникают частые  конфликты по различным причинам. По шкале «Отношение к профессии»  рис. 3 (Б) мы имеем следующие  данные: 50% педагогов любят свою  профессию, она им очень интересна  и очень нравится, у 37,5% педагогов  отношение к профессии нейтральное, 12,5% педагогов свою профессию  не любят. По шкале «Интересы»  рис. 3 (В) мы видим, что 12,5% педагогов  имеют высокий уровень совпадения  интересов, 68,8%  средний, 18,7% низкий. Из рисунка 3 (Г) мы видим, что совместимость в педагогическом коллективе находится на среднем уровне. У 50% педагогов средний уровень совместимости, у 18,8% педагогов высокий, у 31,2% низкий. На наш взгляд это является одной из причин неблагополучия, неустойчивости психологического климата в педагогическом коллективе школы. Проведя формирующий эксперимент, реализовав программу на специальных тренинговых занятиях для педагогов, мы провели контрольный этап по той же методике. Анализ этих данных показал, что средний показатель уровня совместимости педагогов возрос и соответствует высокому уровню совместимости, педагоги стали гораздо лучше взаимодействовать друг с другом. 81,3 % педагогов имеют высокий уровень совместимости, а 18,7% имеют средний уровень совместимости. Низкий уровень совместимости 0 %. Мы можем наблюдать качественные изменения в совместимости педагогов. Изменилось качество взаимоотношений. 62,5% педагогов имеют очень хорошие, доброжелательные отношения, 37,5% поддерживают ровные  или нейтральные взаимоотношения, плохих, конфликтных отношений нет. В лучшую сторону изменилось отношение к профессии 68,8% педагогов имеют положительное отношение к профессии, она им нравится, высокий и средний уровень совпадения интересов у 100%. На рисунке 3 очень хорошо видны все изменения, которые произошли в результате проведения формирующего этапа эксперимента по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе школы. Все показатели изменились качественно и количественно в положительную сторону.

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр