Творчество
обусловлено творческим потенциалом
личности, который, если вести
речь о педагоге, формируется
на основе накопленного им
социального опыта, психолого-педагогических
и предметных знаний, новых идеи,
умении и навыков, позволяющих
находить и применять оригинальные
решения, новаторские формы и
методы и тем самым совершенствовать
исполнение своих профессиональных
функций. С другой стороны,
опыт убеждает, что творчество
приходит только тогда и только
к тем, для кого характерно
ценностное отношение к труду,
кто стремится к повышению
профессиональной квалификации, пополнению
знаний и изучению опыта, как
отдельных педагогов, так и
целых педагогических коллективов.
Нередко
творческую природу труда педагога
выводят из умозаключения: педагогический
труд по преимуществу умственный,
а умственный — значит творческий.
Но умственный труд нельзя
прямо отождествлять с творческим.
Без специальной подготовки, знаний,
представляющих собой отражение
обобщенного социального опыта,
накопленного предшествующими поколениями,
педагогическое творчество, кроме
как на уровне проб и ошибок,
невозможно. Только эрудированный
и имеющий специальную подготовку
педагог на основе глубокого
анализа возникающих ситуаций
и осознания сущности проблемы
путем творческого воображения
и мысленного эксперимента способен
найти новые оригинальные пути
и способы ее решения.
Творческий
потенциал любого человека, в
том числе и педагога, характеризуется
рядом особенностей личности, которые
называют признаками творческой
личности. При этом авторы приводят
разные перечни таких признаков.
Они выделяют способность личности
замечать и формулировать альтернативы,
подвергать сомнению на первый
взгляд очевидное, избегать поверхностных
формулировок; умение вникнуть в
проблему и в то же время
оторваться от реальности, увидеть перспективу;
способность отказаться от ориентации
на авторитеты; умение увидеть знакомый
объект с совершенно новой стороны, в новом
контексте; готовность отказаться от теоретических
суждений, деления на черное и белое, отойти
от привычного жизненного равновесия
и устойчивости ради неопределенности
и поиска.
Сущность
педагогического творчества чаще
всего видят в сочетании умения
действовать самостоятельно и
при этом адекватно в неповторимых
учебных ситуациях со способностью
осмысливать свою деятельность
в свете научно-теоретических
педагогических знаний, а также
в определении правильной меры
соотношения автоматизированных
и неавтоматизированных компонентов.
Специфику педагогического творчества
видят в том, что оно всегда
имеет целенаправленный характер:
способствует взаимообогащению, творческому
сотрудничеству обучающего и
обучаемого.
Представляет
интерес типология творческой
личности, предложенная В.И. Андреевым,
которая может быть распространена
и на педагогов.
Теоретик-логик
- это тип творческой личности,
для которого характерна способность
к логическим широким обобщениям,
к классификации и систематике
информации. Люди этого типа четко
планируют свою творческую работу,
широко используют уже известные
методы научных исследований. Для
этого типа творческой личности
характерна большая осведомленность
и эрудиция. Опираясь на уже
известные теоретические концепции,
они развивают их дальше. Все,
что они начинают, доводят до
логического конца, подкрепляя
свои обоснования ссылками на
многочисленные первоисточники.
Теоретик-интуитивист
характеризуется высокоразвитой
способностью к генерированию
новых, оригинальных идей, люди
такого типа творческих способностей
— это крупные изобретатели, создатели
новых научных концепций, школ
и направлений. Они не боятся
противопоставить свои идеи общепринятым,
обладают исключительной фантазией
и воображением.
Практик
(экспериментатор) всегда стремится
свои новые оригинальные гипотезы
проверить экспериментально. Люди
этого типа любят и умеют
работать с аппаратурой, у них всегда большой
интерес и способности к практическим
делам.
Организатор
как тип творческой личности
обладает высоким уровнем развития
способностей к организации других,
коллектива для разработки и
выполнения новых идей. Под руководством
таких людей создаются оригинальные
научные школы и творческие
коллективы. Людей этою типа отличает
высокая энергия, коммуникабельность,
способность подчинять своей
воле других и направляв их
на решение больших творческих
задач.
Инициатор характеризуется
инициативностью, энергичностью,
особенно на начальных стадиях
решения новых творческих задач.
Но, как правило, они быстро
остывают или переключаются на
решение других творческих задач.
Творческая
деятельность учителя, по мнению
В.В. Краевского, осуществляется
в двух основных формах: применение
известных средств в новых
сочетаниях к возникающим в
образовательном процессе педагогическим
ситуациям и разработка новых
средств применительно к ситуациям,
аналогичным тем, с которыми
учитель уже имел дело ранее.
Для осуществления
творчества в педагогической
деятельности необходим ряд условий
(Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик):
- временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
- сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
- отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
- атмосфера публичного выступления;
- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций [46,с 67].
В.А. Кан-Калик,
выделяя наряду с логико-педагогическим
аспектом творческой деятельности
учителя и субьективно-эмоциональный,
отмечает наличие в деятельности
педагога коммуникативного творчества
(поиск и нахождение новых коммуникативных
задач, новых средств мобилизации
межличностного взаимодействия учащихся
на уроке, создание новых форм общения
в групповой работе учащихся т.д.) [46, с
69].
В сфере
личности педагогическое творчество
проявляется как самореализация
педагога на основе осознания
себя творческой индивидуальностью,
как определение индивидуальных
путей своего профессионального
роста и построение программы
самосовершенствования.
Творчество
в деятельности педагога характеризуется
разными уровнями. В.А. Кан-Калик,
Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие
уровни педагогического творчества:
- уровень элементарного взаимодействия по методичке, по шаблону, по опыту других учителей;
- уровень оптимизации деятельности начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;
- эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;
- высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.
Между
простым педагогическим мастерством
и новаторам часто трудно бывает
провести границу, потому что,
овладев известными принципами
и методами, педагог обычно не
останавливается на достигнутом.
Находя и используя все новые
и новые оригинальные приемы
или по-новому, эффективно сочетая
старые, педагог-мастер постепенно
становится настоящим новатором.
Педагогическое
новаторство является условием
развития образования, поскольку
оно вносит в него различного
рода новации.
М.М. Князева
(1995) отмечает, что педагогические
инновации — это такие актуально
значимые и системно самоорганизующиеся
новообразования, возникающие на
основе разнообразных инициатив
и новшеств, которые становятся
перфективными для эволюции образования
и позитивно влияют на развитие.
Развитие инновационного процесса
в образовании предполагает:
- создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом, сообществе к инициативам и новшествам;
- создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
- инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки;
- интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инновации в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений.
Осознание
и принятие педагогом того
факта, что формирование творческой
направленности личности должно
стать основной функцией обучения,
а учет различий в темпах
развития у разных учащихся - непременное
условие самореализации, очень часто
становится важным стимулом, мотивом
самосовершенствования личности
самого педагога. При этом самостоятельные
усилия по освоению достижений
психолого-педагогической науки,
передовой практики, совершенствование
оценочной деятельности педагога
и руководителей педагогического
коллектива, позитивная мотивация
педагогического труда, неформальное
творческое содружество мастеров
педагогического труда - вот те
основные факторы, которые влияют
на профессиональный рост и
мастерство учителя.
Выводы по первой главе
В современной
науке управление рассматривается
как специфическая область человеческой
деятельности, в рамках которой
решаются определенные цели организаций.
Выполнение управленческих функций
обязательно для эффективного
функционирования любой организации.
Процесс управления педагогическим
коллективом требует от руководителей
высокого уровня профессионализма.
Эффективность протекания управленческого
процесса, настроение людей в
организации, отношения между
сотрудниками зависят от множества
факторов: непосредственных условий
работы, профессионализма кадровых
работников, уровня управленческого
состава и др. Главное в работе с
кадрами – оказание реальной, действенной
помощи педагогам в развитии их мастерства,
а также необходимых современному педагогу
свойств и качеств личности.
Психологический климат является
комплексной психологической характеристикой,
отражающей состояние взаимоотношений
и степень удовлетворенности
сотрудников различными факторами
жизнедеятельности коллектива. В зависимости
от характера социально-психологического
климата его воздействие на личность будет
различным — стимулировать к труду, поднимать
настроение, вселять бодрость и уверенность,
или, наоборот, действовать угнетающе,
снижать энергию, приводить к производственным
и нравственным потерям. Вместе с тем социально-психологический
климат способен ускорять или замедлять
развитие ключевых качеств работника,
необходимых в работе: готовность к постоянной
инновационной деятельности, умение действовать
в экстремальных ситуациях, принимать
нестандартные решения, инициативность
и предприимчивость, готовность к непрерывному
повышению квалификации, сочетание профессиональной
и гуманитарной культуры.
Содержание и организацию педагогического
труда можно правильно оценить, лишь определив
уровень творческого отношения педагога
к своей деятельности, который отражает
степень реализации им своих возможностей
при достижении поставленных целей.
Творческий
потенциал личности педагога, формируется
на основе накопленного им социального
опыта, психолого-педагогических и предметных
знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих
находить и применять оригинальные решения,
новаторские формы и методы и тем самым
совершенствовать исполнение своих профессиональных
функций. Творчество приходит только тогда
и только к тем, для кого характерно ценностное
отношение к труду, кто стремится к повышению
профессиональной квалификации, пополнению
знаний и изучению опыта, как отдельных
педагогов, так и целых педагогических
коллективов.
Положительный психологический
климат – важнейшее условие
развития творческого потенциала
педагогов. Хорошие отношения
в коллективе способны компенсировать
некоторые неблагоприятные условия.
Для повышения производительности
труда и удовлетворенности людей
жизнью руководитель должен заботится
о психологическом климате коллектива.
В результате удовлетворенности
педагога условиями своей работы
реализуется творческий потенциал
педагога.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ
КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Выбор и описание
методов исследования