Интересы совпадают у 100% учителей, было 81,3 %.
В целом совместимость в коллективе находится
на высоком уровне после проведения тренинговых
занятий формирующего эксперимента.
Сравнивая результаты изучения межличностного
сплочения педагогов, мы также отмечаем
положительную динамику всех показателей,
если до формирующего эксперимента этот
уровень имел значение 68,8 % и был на среднем
уровне, то после реализации программы
он составил 93,8 %, а это уже высокий уровень
сплочения педагогического коллектива.
По мнению коллектива, руководитель
повысил умение использовать власть, умение
принимать решения, способность к контролю
и оценке деятельности, умение поддержать
стремление к развитию, личностные способности
и коммуникативный потенциал, авторитет
у преподавателей.
В 2010-2011 учебном
году повысился интерес педагогов к участию
в различных конкурсах. По результатам
мониторинга видно, что в 2010 – 2011 учебном
году каждый педагог участвовал в трех,
четырех конкурсах. В 2009 – 2010 учебном году
этот показатель составлял одно, два мероприятия
в год. Увеличилось число педагогов повысивших
свою квалификационную категорию с первой
– на высшую. В 2009 – 2010 учебном году этот
показатель равнялся нулю. Пять педагогов
в 2010 – 2011 учебном году были награждены
грамотами различного уровня. В 2009 – 2010
учебном году награжденных было 2 человека.
Анализ экспериментальных данных
по изучению психологического
климата педагогического коллектива
показал эффективность реализованной
программы управления оптимизацией
психологического климата, что
в свою очередь способствовало
развитию творческого потенциала
педагогов, о чем свидетельствуют:
результаты участия педагогов
школы в конкурсах различного
уровня, повышение квалификации
педагогов, награды педагогов.
Таким образом, наша гипотеза
подтвердилась: если управление образовательным
учреждением выстраивается с использованием
методов психологического воздействия,
направленных на формирование ценностно-ориентационного
единства (сплоченности), повышения уровня
совместимости педагогов, выстраивания
эффективной системы взаимоотношений
администрации и педагогического коллектива,
то это позволяет создать благоприятный
психологический климат в педагогическом
коллективе и способствует развитию творческого
потенциала педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Ключевой
характеристикой нового образования
становится не только передача
знаний и технологий, но и формирование
творческих компетентностей», отметил
Д.А. Медведев в национальной
образовательной инициативе «Наша
новая школа». Востребованными временем
становятся такие качества личности,
как инициативность, способность
творчески мыслить и находить
нестандартные решения, а главным
фактором успешности инновационного
развития страны сегодня становится
человек, способный творчески
применять полученные знания.
Актуальность
данной проблемы обусловила цель
исследования: разработать программу
создания благоприятного психологического
климата в педагогическом коллективе
для развития творческого потенциала
педагогов. Отталкиваясь от поставленных
задач в нашем исследовании, были
выявлены подходы к управлению психологическим
климатом педагогического коллектива
в теории и практике управления.
Отправной точкой работы явился
теоретический анализ понятий
«управление педагогическим коллективом»,
«психологический климат в педагогическом
коллективе», рассмотрели понятие
«творческий потенциал педагогов».
Затем были подобраны и описаны
методы исследования по данной
проблеме.
В ходе эксперимента была разработана
программа «Создания благоприятных психологических
условий в педагогическом коллективе
как фактора развития творческого потенциала
педагогов».
Апробированная
программа оптимизации психологического
климата в педагогическом коллективе
позволила сделать вывод о том, что положительный
психологический климат является фактором,
формирующим эмоциональное благополучие
учителя: удовлетворенность педагога
своей деятельностью; удовлетворенность
взаимоотношений с руководством школы;
защищенность его личности в данном коллективе.
Сейчас педагоги, сплоченные на профессиональной
основе, которых объединяет не только
общая цель и единая система работы, но
и узы товарищества, дружбы, взаимного
уважения и взаимных симпатий, преодолели
барьеры творчества. Они не имеют страха,
ориентированного на обязательный успех.
У них нет боязни неудачи, которая сковывает
воображение – основу творчества. У них
отсутствует социальный страх, страх общественного
осуждения. Любая новая идея не проходит
через этап неожиданности, удивления,
непризнания, осуждения окружающими. Педагоги
не боятся осуждения за новое, непривычное
для других поведение, взгляды, чувства.
Таким образом,
выдвинутая гипотеза верна: если управление
образовательным учреждением выстраивается
с использованием методов психологического
воздействия, направленных на формирование
ценностно-ориентационного единства (сплоченности),
повышения уровня совместимости педагогов,
выстраивания эффективной системы взаимоотношений
администрации и педагогического коллектива,
то это позволяет создать благоприятный
психологический климат в педагогическом
коллективе и способствует развитию творческого
потенциала педагогов.
Список использованной
и цитируемой литературы
- Аверченко, Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника [Текст]: Учеб.пособие. – М:Инфра – М; Новосибирск: НГАЗиУ, 1999. – 216с.
- Азримлена. 4 изд.доп. и перераб. [Текст]: Большой энциклопедический словарь 1999. – 1248с.
- Акперов, И.Г. Прогнозирование потребности в специалистах и управление региональной системой образования. [Текст]: - М: - Высш.шк., 1998. – 305 с.
- Алферов, Ю.С. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. [Текст]: - М.: Рос. пед. агенство, 1977. – 145 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология для вузов. [Текст]: - М.: Аспект пресс. 1998. – 375 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества [Текст] /В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1988. – 236 с.
- Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: Учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
- Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе. [Текст]: - М.: Просвещение, 1989. – 233с.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. [Текст]: - СПб.: Питер, 1999. – 809 с.
- Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом. [Текст]: - М.: Политиздат, 1968 – 381с.
- Бодди, Д., Пэйрон, Р. Основы менеджмента. [Текст]: - СПб.: Питер, 1999 – 809 с.: ил.
- Бурков, В.Н. Человек. Управление. [Текст]: - М.: Просвещение, 1989. – 159 с.: ил.
- Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и задачах. [Текст]: - М.: Цитадель, 1999. – 328 с.
- Весенин. Основы менеджмента. [Текст]: - М.: Эксмо, 1996. – 384 с.
- Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. [Текст]: - М.: Гардарика. 1999. – 528 с.
- Генов, Ф. Психология управления. [Текст]: - М.: Прогресс, 1982.–422 с.
- Голубков, Е.П. и др. Маркетинг: Выбор лучшего решения. [Текст]: - М.: Экономика, 1993. – 224 с.
- Гостев, А.Г. Педагогический анализ как фактор совершенствования управления в районном звене народного образования: Автореф. дис. на соис. учен. степен. канд. пед. наук: Спец. 13.00.01 [Текст]: - Теория история педагогики/ Челяб.гос.ун-т: Рук. Ю.А. Конпржевский. – Челябинск: Б.И. – 1991. – 18 с.
- Дафт, Р.Л. Менеджмент. [Текст]: СПб.:Питер, 2002. – 289 с.
- Дойль, П. Маркетинг – менеджмент и стратегии. [Текст]: - СПб.:Питер, 2002. – 538с.
- Дункан, У.Д. Основопологающие идеи в менеджменте. [Текст]: - М.: Дело.1997. – 271 с.
- Дуранов, Е.М., Жернов. В.И. Управленческое общение и его адаптация. [Текст]: - 1998. – 131с.
- Ерошин, В.И. Школьная экономика. [Текст]: - М.: Мирос. 1995. –120 с.
- Захаров, М.Г. Организация труда директора школы. [Текст]: - М.: Просвещение, 1971. – 176 с.
- Зверева, В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности. [Текст]: - М.: Педагогика, 2004. – 128с.
- Игры: Обучение, тренинг, досуг [Текст]:/ред. И.Н.Петруссинский: М.: Новая школа, 1994. – 371с.
- Кабушкин, Н.И. Учебник - [Текст]: МН ПЖ 1997. – 284 с.
- Кан-Калик, В. А. Грамматика общения [Текст]: Москва Роспедагентство 1995. - 108с.
- . Кан-Калик, В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество. [Текст]: Москва «Педагогика» 1995. - 140с.
- Карпов, А.В. Психология менеджмента. - [Текст]: М.: Гардарика, 2000 – 584с.
- Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. - [Текст]: М, 1999. – 528 с.
- Козлов, Н. Лучшие психологические игры и упражнения. [Текст]: Екатеринбург: АРДЛТД, 1998. – 317с.
- Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: Доктора пед. наук. [Текст]: - Челябинск 1980. – 29с.
- Конфликтология: Учебник для вузов [Текст]/ ред. А.С. Каршин. – 2-е изд., испр.- СПб.:Лань, 2000. – 444с.
- Кох, Р. Менеджмент и финансы от А до Я. [Текст]: - СПб.:Питер, 1999. – 493с.
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя [Текст]. – Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994. – 560с.
- Крыжко, В.В., ПавлютенковЮ Е.М. Психология в практике менеджера образования. [Текст]: 2002. – 304 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. [Текст]: Л.: Знание, 1985. — 32 с.
- Курс практической психологии или как научится работать и добиваться успеха. [Текст]/М.: АСТ-Пресс; Ижевск: Изд-во Удмурт. Ун-та, 1999. - 444 с.
- Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы. [Текст]: М.: 1997 – 131с.
- Лебедев, В.И. Психология и управление. [Текст]/М.: Агропромиздат, 1990, - 175 с.
- Леванов, Е.А. Игра в тренинге: возможности игрового взаимодействия. [Текст]: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007, - 317 с.
- Литвак, М.Е. Профессия – психологии. [Текст]/ Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 350с.
- Майрес, Д. Социальная психология. [Текст]/ СПб.:Питер, 1997. – 684с.
- Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури,Ф. Основы менеджмента. [Текст]/М.: Демо,1992. – 702с.
- Модульная программа для менеджеров. [Текст]/М.: Инфра – М, 2000. Модуль 15: Минаев Э.С. и др. Управление производством и операциями. – 2000. 240 с.
- Мошевич, В.А., Татьянченко, В.С. Планирование школьной работы: анализ состояния, технологии, практич. опыт. [Текст]/Челябинск, 1994. – 158 с.
- Найн, А.Я. Психолого-педагогические методы управления трудовым коллективом. [Текст]/Челябинск: Обл. ИУУ,1992. - 126с.
- Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. [Текст]/М.:АПО. 1999. – 92с.
- Панкратов, В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. [Текст]/ М.: Изд-во Инст-т Психотерапии, 2001. – 208с.
- Педагогический менеджмент: (концепция, опыт работы). [Текст]/ Вазина, К.Я., Петров, Ю.Н., Белиловский,В.Д. – М.: Педагогика, 1991. – 268с.
- Пидкасистый, П.И. Педагогика. [Текст]: Педагогическое общество России 1998. 640с.
- Поташник, М.И. Инновационные школы России: Становление и развитие. [Текст]: М.: Новая школа, 1996. – 320с.
- Поташник, М.И., Моисеева, А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах). [Текст]: 1997. – 352с.
- Практическая психология для менеджера. [Текст]: М.: 1997. 368 с.
- Практическая психология в тестах. [Текст]: сост. Римская, Р., Римский С. – АСТ-ПРЕСС КНИГА 2003. – 400 с.
- Прутченков, А.С. «Свет мой зеркальце скажи»: методические разработки социально-психологических тренингов. [Текст]: М.: Новая школа, 1996. – 297с.
- Психологические тесты: в 2 т. Т. 1 [Текст]: Ред. Карелин, А.А. – М.: Владос. – 2000. 312 с.
- Психология Человеческой агрессивности [Текст]: сост. Сельченок, К.В. – Минск: Харвест, 1999. – 656с.
- Психологические аспекты индивидуального стиля деятельности руководителя. [Текст]: М.: МиГу,2000.-61с.
- Радугин, А.А., Радугин, К.А. Введение в менеджмент: социология организации управления. [Текст]: Воронеж: высшая школа предпринимателей. 1995. – 195 с.
- Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Ф. Психологические методы изучения личности. – М.: Флинта.2000. – 264 с.
- Репин, С.А. Управление областной образовательной системой. [Текст]: Челяб.гос.пед.ун-т: под ред. Серикова, Г.Н. – Челябинск: из-воЧГПУ «Факел». 1997. – 148 с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга психолога в образовании. В 2-х томах М.: Владос-пресс, 2000. – 800 с.
- Розанова, В.А. Психология управления. [Текст]: М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 176с.
- Руководитель и коллектив: Социально-психологический очерк [Текст]: Кузьмин, Е.С., Волков, И.П., Емельянова, Ю.Н. – Л.: Лениздат. 1974. – 167с.
- Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. [Текст]: М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
- Самоукина, Н.В. «Игры в которые играют» Психологический практикум. [Текст]: Дубна ФЕНИКС+, 2000. – 316с.
- Свенцицкий, А.Л. Социально-психологические проблемы управления. [Текст]: Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1975. – 120 с.
- Сергеева, В.П. Управление образовательными системами. Програмно-методическое пособие. [Текст]: М.: 2000. - 136с.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. [Текст]: М., 1999. - 430с.
- Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н., Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. [Текст]: М.: Школа-Пресс, 1997 – 430с.
- Словарь практического психолога [Текст]: Сост. Головин, С.Ю. – Минск: Харвест 1998. 144с.
- Социальная этика и этика делового общения. [Текст]: Под общей ред. Лавриенко, В.И. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 160с.
- Социальная психология и этика условного общения. [Текст]: под общ. Ред. Лавриенко, В.И. – М.: Культура и спорт, 1995. 160с.
- Теоретические основы управления развитием школы. [Текст]: М.: Новая школа, 1995. – 171с.
- Травин, В.В., Дятлов, В.А. Менеджмент персонала предприятия. [Текст]: М.: Дело, 2000. – 272.
- Третьяков, П.И. Управление школой по результатам. [Текст]: М.: Нов. шк. 1998. – 284с.
- Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. [Текст]: Галеев, К.Д., Кутасова, Т.П и др. – М.: Приор, 1999. – 190с.
- Усова, А.В. Педагогические условия развития творческих способностей [Текст]: − Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1997.–56 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
К ЗАНЯТИЮ № 1.
Упражнение "Рукопожатие
или поклон"
(толерантность,
уважительное отношение друг
к другу)
Участники здороваются
друг с другом, используя ритуалы
приветствия, принятые в разных
культурах.
Расскажите группе о жестах
приветствия, принятых у разных
народов. Заранее предупредите
участников о том, что они
должны будут использовать эти
ритуалы, представляясь друг другу.
Вот несколько вариантов приветствия:
o объятие и троекратное лобызание поочередно
в обе щеки (Россия);
o легкий поклон со скрещенными на груди
руками (Китай);
o рукопожатие и поцелуй в обе щеки
(Франция);
o легкий поклон, ладони сложены перед
лбом (Индия);
o легкий поклон, руки и ладони вытянуты
по бокам (Япония);
o поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях
партнера (Испания);
o простое рукопожатие и взгляд в глаза
(Германия);
o мягкое рукопожатие обеими руками, касание
только кончиками пальцев (Малайзия);
o потереться друг о друга носами
(эскимосская традиция).
Предложите группе образовать
круг. Один из участников начинает "круг
знакомств": выступает на середину
и приветствует партнера, стоящего
справа. Потом идет по часовой стрелке
и поочередно приветствует всех членов
группы.
Каждый раз участник
должен приветствовать своего
визави новым жестом. При этом
он представляется, называя свое
имя.
Во втором раунде
в круг вступает другой участник,
стоящий справа от первого,
и т. д.
Замечания
Эта игра подходит
для знакомства участников в
поликультурных группах. В ходе
ее поддерживается атмосфера
толерантности, уважительное отношение
друг к другу. Кроме того, участникам
наверняка будет интересно по-разному
знакомиться с людьми. В конце
упражнения можно провести краткий
обмен впечатлениями.
Упражнение "Правда
или ложь?"
(атмосфера открытости,
групповая сплочённость)
Игра усиливает групповую
сплоченность и создает атмосферу
открытости.
Подготовка
Члены группы садятся по кругу;
у каждого должны быть наготове
бумага и карандаш.
1. Предложите участникам
написать три предложения, относящиеся
лично к ним. Из этих трех
фраз две должны быть правдивыми,
а одна - нет.
2. Один за другим каждый
участник зачитывает свои фразы,
все остальные пытаются понять,
что из сказанного соответствует
действительности, а что - нет.
При этом все мнения должны
обосновываться. Посоветуйте авторам
фраз не спешить со своими
комментариями и внимательно
выслушать догадки разных игроков.
Ведь это прекрасная возможность
понять, как человек воспринимается
со стороны.
Упражнение "Лабиринт"
(чувство доверия)
Группа разбивается на
пары. В каждой паре один из участников
с помощью устных указаний-команд
"заводит" своего партнера в воображаемый
лабиринт, схему которого в виде
ломаной линии с прямыми углами
он держит перед собой, но не показывает
своему "ведомому". Всего используется
три команды.
Первая, обозначающая вход в лабиринт,
- "Прямо!". Далее, в зависимости
от формы лабиринта, следуют
команды "Направо!" или "Налево!",
после которых идущий по воображаемому
лабиринту должен повернуть соответственно
в правую или левую сторону.
Пройдя лабиринт, "ведомый"
должен развернуться на 180 градусов
и мысленно выйти из него, вслух
сообщая обо всех своих перемещениях
(посредством тех же трех команд).
В это время "заводящий"
по своей схеме контролирует
путь партнера. Если "ведомый"
справился с заданием успешно,
то ему предлагается лабиринт
с большим количеством поворотов
и так далее. Затем напарники
меняются ролями.
В некоторых случаях с "Лабиринтом"
лучше работать не парами, а
всей группой. При этом часть
сидящих в кругу участников (четные)
будет заводить в лабиринт, а
оставшаяся часть - выводить из
лабиринта. Тогда каждому как
из "заводящих", так и из "выводящих"
достается лишь часть общего
пути.
В ходе обсуждения результатов
тренеру следует обратить особое
внимание на то, каким образом
каждый спортсмен в качестве "ведомого"
справлялся со своим заданием.
Участники, у которых преобладает
зрительная ориентировка в пространстве,
используют обычно воображаемого
человечка, который, послушно
выполняя команды, идет по лабиринту.
Тем же, у кого преобладает
двигательный тип, этого бывает
недостаточно. Для того чтобы
определить, где же это "налево",
а где "направо", они вынуждены
каждый раз представлять себя
самого на месте "человечка",
мысленно влезать внутрь лабиринта
и проделывать там воображаемые
повороты. Представляя себе различные
движения, люди с двигательным
типом ориентировки не столько
видят эти движения, сколько чувствуют
их своим телом, ощущают себя
выполняющими их.