Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71
Упражнение "Акробат"
(овладение способами ведения разговора)
Участники рассаживаются в ряд. Ведущий стоит перед ними и держит в руках небольшую человеческую фигурку. Он объясняет участникам, что это - "акробат", который умеет выполнять четыре команды.
"Направо!" - по этой команде "акробат" делает поворот на 90 градусов через правое плечо;
"Налево!" - он поворачивается в противоположную сторону;
команда "Вперед!"
выполняется как вращение
команда "Назад!"
- как вращение в
После того как все
участники ознакомятся с
Во избежание ненужных споров,
ведущий с помощью своей
Упражнение "Он - эмоция"
(овладение способами
Возьмите карточки
с обозначением эмоций. Для игры
используйте только слова,
Возьмите наугад следующую
Переберите таким образом 5-7 карточек,
пока не устанете. Вспомните своих
воспитанников и "подберите"
к ним соответствующие
Наверное, в игре вы увидели,
что стали лучше понимать
Упражнение "Я- эмоция"
Подберите к самому себе 2-3 карточки, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Отложите их в сторону.
Затем выберете карточки, отражающие индивидуальность "идеального учителя", такого, каким вы хотели бы быть. Сравните две группы карточек, чем они отличаются и в чем их сходство?
Игру можно усложнить, если вы попросите другого учителя подобрать несколько карточек, отражающих, по его мнению, ваш образ. Через его восприятие вы получите "зеркало", т.е. увидите себя со стороны. Вы можете также пригласить поиграть вашу дочь или сына.
Если подбор карточек вашим
партнером вызвал у вас
К ЗАНЯТИЮ № 4.
Упражнение "Фокусировка"
(навыки саморегуляции)
Упражнение выполняется с закрытыми глазами. По команде ведущего "Тело!" участники сосредоточивают внимание на своем геле, по команде "Рука!" - на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки - по команде "Кисть!", на указательном пальце - по команде "Палец!" и, наконец, на кончике пальца - по команде "Кончик пальца!". Интервал между командами может составлять от 10 секунд до 2 минут (в зависимости от владения участниками своим телесным вниманием).
Если после окончания работы
само собой не завязывается
обсуждение, ведущему следует расспросить
членов группы о том,
Во время "фокусировки"
Упражнение допускает
Упражнение "Телепатия"
(Невербальное общение)
Группа разбивается на
пары. В каждой паре участники садятся
лицом друг к другу. Одному из них
отводится роль "передающего",
другому - "принимающего". Ведущий
объясняет, что "передающий" должен
как можно лучше
При организации игры ведущий
должен дать понять группе, что
он вполне серьезно относится
к предложенному эксперименту
и ожидает положительных
Во время игры правильные
В том случае, если после первых
удач у участников
Упражнение "Правда или вымысел"
(умение выслушать и понять)
Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Члены группы садятся по кругу;
Один за другим каждый
Посоветуйте авторам фраз не
спешить со своими
Упражнение "Каким я тебя вижу"
(умение выслушать собеседника)
Игра способствует возникновению интереса к другим людям.
Отставьте в сторону стулья
и столы, чтобы участники
Объясните участникам,
что благодаря этой игре
Игроки объединяются по двое и разговаривают друг с другом в течение 3 минут.
Цель беседы - произвести
некоторое впечатление на
После этого участники снова
собираются вместе. Ведущий говорит:
"Когда мы встречаем нового
человека и обмениваемся с
ним хотя бы парой слов, то
получаем первое впечатление
о его личности. Я предлагаю
вам представить группе своего
партнера. Но это должно быть
сделано необычным образом.
Замечания
Эта игра способствует
созданию веселой и
Упражнение "Мнение обо мне"
Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это "социальное эхо" помогает сориентироваться в группе.
Вам понадобятся бумага и
1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем листы складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются членам группы.
2. Все пишут короткие
комментарии под именем на
том листе, который им
3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.
4. Те же действия повторяют еще раз.
5. Теперь на каждом
листе написано по три
o Удивил ли меня чей-либо отзыв?
o Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?
o Хочу ли я ответить на заданный вопрос?
o Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?
o Как я хочу выглядеть в группе?
o Моя восприимчивость - это, скорее, достоинство или недостаток?
Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к обсуждению игры.
К ЗАНЯТИЮ № 5.
Упражнение "Волшебный карандаш"
(чувство доверия)
Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: "Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!". По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом на листе вырисовывается ломаная линия. Все "ходы" карандаша должны быть равны по длине.
На предварительном этапе игры
участники подают по очереди
свои команды, а карандашу