Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

 

Упражнение "Акробат"

(овладение способами  ведения разговора)

 

Участники рассаживаются  в ряд. Ведущий стоит перед  ними и держит в руках небольшую  человеческую фигурку. Он объясняет  участникам, что это - "акробат", который умеет выполнять четыре команды.

"Направо!" - по этой  команде "акробат" делает  поворот на 90 градусов через правое  плечо; 

"Налево!" - он поворачивается  в противоположную сторону;

 команда "Вперед!" выполняется как вращение лицом  вперед на 90 градусов относительно  центра тяжести; 

 команда "Назад!" - как вращение в противоположную  сторону. 

 После того как все  участники ознакомятся с принципом  управления фигуркой, они рассаживаются  в круг и начинают внимательно  следить за кувырками воображаемого  акробата, команды которому подаются  каждым по очереди. Те, кто не  смог в какой-то момент уследить  за игрой, выходят из круга,  и так до тех пор, пока  не выявится победитель.

             Во избежание ненужных споров, ведущий с помощью своей фигурки  может контролировать весь ход  игры и в спорных ситуациях  выступать в качестве арбитра.  Это упражнение во многом аналогично  предыдущему. 

Упражнение "Он - эмоция" (овладение способами психологической  защиты)

 

 Возьмите карточки  с обозначением эмоций. Для игры  используйте только слова, обозначающие  эмоцию. Например, слово "Грусть". А теперь вспомните своих учеников  и "подберите" одного их  них к этому слову? Кто подходит? Кто внутренне "похож" на  это слово? Образ какого ученика  соответствует состоянию грусти?

             Возьмите наугад следующую карточку, пусть на ней будет написано  слово "радость". Подумайте,  кто из коллег своим мироощущением,  характером, отношением к себе  и людям олицетворяет это слово?

             Переберите таким образом 5-7 карточек, пока не устанете. Вспомните своих  воспитанников и "подберите"  к ним соответствующие карточки  с обозначением эмоций. Получилось?

             Наверное, в игре вы увидели,  что стали лучше понимать своих  ребят, их настроение, состояние,  индивидуальные особенности. 

 

Упражнение "Я- эмоция"

 

Подберите к самому себе 2-3 карточки, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Отложите их в  сторону.

             Затем выберете карточки, отражающие  индивидуальность "идеального учителя", такого, каким вы хотели бы  быть. Сравните две группы карточек, чем они отличаются и в чем  их сходство?

             Игру можно усложнить, если  вы попросите другого учителя  подобрать несколько карточек, отражающих, по его мнению, ваш образ. Через  его восприятие вы получите "зеркало", т.е. увидите себя со стороны.  Вы можете также пригласить  поиграть вашу дочь или сына.

             Если подбор карточек вашим  партнером вызвал у вас удивление  или даже замешательство, спросите, почему он выбрал именно эти  карточки. Можно не согласиться  с его выбором и предложить  свои варианты. В любом случае  эта увлекательная игра поможет  вам "натолкнуться на самого  себя", почувствовать реальность  своего внутреннего мира, своих  настроений, эмоциональных состояний,  подумать о самом себе и  получить оценку значимых для  вас людей. 

 

К ЗАНЯТИЮ № 4.

 

Упражнение "Фокусировка"

(навыки саморегуляции)

 

Упражнение выполняется  с закрытыми глазами. По команде  ведущего "Тело!" участники сосредоточивают  внимание на своем геле, по команде "Рука!" - на правой руке. Затем  идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки - по команде "Кисть!", на указательном пальце - по команде "Палец!" и, наконец, на кончике пальца - по команде "Кончик пальца!". Интервал между  командами может составлять от 10 секунд до 2 минут (в зависимости  от владения участниками своим телесным вниманием).

             Если после окончания работы  само собой не завязывается  обсуждение, ведущему следует расспросить  членов группы о том, справился  ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с  какими трудностями они столкнулись.  Как правило, чем меньше объем  какой-то части тела, тем труднее  участникам ее нащупать и захватить  своим вниманием.

             Во время "фокусировки" ведущий  может заметить, что кое-кто из  занимающихся непроизвольно прибегает  к "внешним" методам сосредоточения: приоткрывает глаза и скашивает  их в сторону объекта концентрации, склоняет голову, помогает себе  мимикой и т.д. Иногда эти  движения облегчают "внутреннее" выделение нужной области. Чаще, однако, бывает наоборот: активность  внешнего восприятия лишь осложняет  дело, создавая массу дополнительных  помех.

             Упражнение допускает различные  модификации. Внимание участников  может не только концентрически  сужаться, как в описанном варианте  упражнения, но и расширяться  или же переходить от одной  части тела к другой по произвольно  выбранному ведущим маршруту.

 

 

Упражнение "Телепатия"

(Невербальное  общение)

 

Группа разбивается на пары. В каждой паре участники садятся  лицом друг к другу. Одному из них  отводится роль "передающего", другому - "принимающего". Ведущий  объясняет, что "передающий" должен как можно лучше сосредоточиться  на каком-нибудь образе и усилием  воли внушить его "принимающему". Задача "принимающего" - проникнуть в то, на чем сосредоточено внимание его партнера. Можно организовать игру так, чтобы один и тот же образ вся группа передавала одному из участников, - это вносит оживление в работу, делает ее более интересной.

             При организации игры ведущий  должен дать понять группе, что  он вполне серьезно относится  к предложенному эксперименту  и ожидает положительных результатов.  Это поможет участникам преодолеть  возможное скептическое отношение  к подобным занятиям и настроиться  на серьезную работу. Конечно,  дело тут не в телепатии  - ее может и не быть в  природе. Однако необходимость  создания яркой воображаемой  картины не только для себя, но и для партнера, - дополнительный  стимул для "передающего"  предельно мобилизовать силы  своего воображения.

             Во время игры правильные отгадывания  случаются обычно чаще, чем этого  можно было бы ожидать по  теории вероятностей. В этом нет  ничего мистического. По дыханию  партнера (а если упражнение выполняется  с открытыми глазами, то и  по его позе, движениям, выражению  лица) "принимающий" может довольно  точно уловить по крайней мере  эмоциональный тон картины - спокойная  она или будоражащая, радостная  или печальная.

             В том случае, если после первых  удач у участников действительно  возникнет впечатление, будто  мысли передаются на расстоянии, ведущему не следует спешить  в развенчанием "чудесного феномена". Ведь веру в телепатию можно  эффективно использовать для  того, чтобы все сильнее и сильнее  подогревать вашу группу в  ее работе. Лишь после того, как  каждый из участников достаточно  поработает в роли "передающего", имеет смысл раскрыть карты  и рассказать группе о возможных  каналах передачи информации.

 

Упражнение "Правда или вымысел"

(умение выслушать  и понять)

 

Игра усиливает групповую  сплоченность и создает атмосферу  открытости.

             Члены группы садятся по кругу;  у каждого должны быть наготове  бумага и карандаш. Предложите  участникам написать три предложения,  относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.

             Один за другим каждый участник  зачитывает свои фразы, все  остальные пытаются понять, что  из сказанного соответствует  действительности, а что - нет.  При этом все мнения должны  обосновываться.

             Посоветуйте авторам фраз не  спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

 

Упражнение "Каким  я тебя вижу"

(умение выслушать  собеседника)

 

Игра способствует возникновению  интереса к другим людям.

             Отставьте в сторону стулья  и столы, чтобы участники могли  свободно передвигаться по помещению.

 Объясните участникам, что благодаря этой игре каждый  получит возможность лучше узнать  кого-нибудь из членов группы  и позже должен будет представить  его всем остальным.

             Игроки объединяются по двое  и разговаривают друг с другом  в течение 3 минут. 

 Цель беседы - произвести  некоторое впечатление на партнера.

             После этого участники снова  собираются вместе. Ведущий говорит: "Когда мы встречаем нового  человека и обмениваемся с  ним хотя бы парой слов, то  получаем первое впечатление  о его личности. Я предлагаю  вам представить группе своего  партнера. Но это должно быть  сделано необычным образом. Еще  раз подумайте о человеке, с  которым вы сейчас беседовали. Теперь припомните какой-нибудь  образ, который передавал бы  ваше впечатление от этого  человека. Представьте своего партнера  группе, назвав его имя и тот  образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Можно,  например, сказать: "Карл напоминает  мне плюшевого медведя, поскольку  излучает дружелюбие. Во время  беседы с Карлом я получил  большое удовольствие!"

Замечания

 Эта игра способствует  созданию веселой и благодушной  атмосферы. Обязательно отметьте, какие разные образы находят  участники и как оригинально  они обосновывают свои ассоциации.

 

Упражнение "Мнение обо мне"

 

Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это "социальное эхо" помогает сориентироваться в  группе.

             Вам понадобятся бумага и карандаши  по числу участников.

1. Каждый участник пишет  свое имя сверху на листе  бумаги. Затем листы складываются  вместе в стопку, перемешиваются  и раздаются членам группы.

2. Все пишут короткие  комментарии под именем на  том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос  или же личное мнение о данном  человеке.

3. Все листы снова складываются  в стопку, перемешиваются и заново  раздаются участникам, которые опять  пишут свои комментарии.

4. Те же действия повторяют  еще раз.

5. Теперь на каждом  листе написано по три комментария.  Ведущий собирает все листы  и по одному зачитывает их  вслух. После каждого прочтения  упомянутый участник может высказать  свое мнение по следующим вопросам:

    o Удивил ли меня чей-либо отзыв?

    o Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?

    o Хочу ли я ответить на заданный вопрос?

    o Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?

    o Как я хочу выглядеть в группе?

    o Моя восприимчивость - это, скорее, достоинство или недостаток?

 

Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем  пригласить участников к обсуждению игры.

 

К ЗАНЯТИЮ № 5.

 

Упражнение "Волшебный  карандаш"

(чувство доверия)

 

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются  бумага и карандаш. Ведущий объясняет  игрокам, что карандашом можно управлять  на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: "Вверх!", "Вниз!", "Вправо!" или "Влево!". По команде карандаш перемещается в  указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом  на листе вырисовывается ломаная  линия. Все "ходы" карандаша должны быть равны по длине.

             На предварительном этапе игры  участники подают по очереди  свои команды, а карандашу выполнять  свои обязанности "помогает" ведущий. Затем, убедившись в  том, что все участники усвоили  принцип игры, ведущий предлагает  им чертить воображаемые фигуры  на воображаемом листе, который  каждый должен представлять перед  собой. Черчение начинается с  простейшей фигуры, образец которой  ведущий предварительно демонстрирует  игрокам, например с квадрата. Команды подаются по кругу.

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр