Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

             Упражнение заключается в том,  чтобы каждый из участников  группы попросил о чем-нибудь  Своего партнера по паре. Причем  сделать это он должен дважды, первый раз используя "пристройку сверху", Второй - "пристройку снизу". После этого участники диалога меняются местами.

             После выполнения упражнения  пары определяют, кто из них  лучше пристраивается сверху, а  кто снизу. Таким образом, все  участники группы делятся на  две команды, внутри каждой  проходит соревнование в той "пристройке", которая им лучше удается. В каждой из двух половин выбирается по победителю, которые в конце игры встречаются в паре и демонстрируют свое мастерство.

Примечание: если дети затрудняются в выборе победителя, роль жюри может  взять на себя взрослый - ведущий  группы.

 

Упражнение "НАЗОВИ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ"

 

 Каждый участник игры  в течение нескольких минут  рассказывает о своих сильных  качествах, о том, что он  любит, ценит и принимает в  себе, о том, что дает ему  чувство уверенности. Не обязательно.  говорить только о положительных  качествах, важно, чтобы малыш  говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал в своем рассказе засоряющие язык слова, например: "ну", "вот", "если"и т. п.

             Упражнение развивает способность  думать о себе в позитивном  ключе и не стесняться говорить  о себе в присутствии других.

 

К ЗАНЯТИЮ 8.

Играем сказку. Подводим итоги.

 

 Оргмомент. Настрой  на работу. Введение в тему.

    "Сочинение  группой сказки. (Для облегчения  задания можно сначала определить: какие герои будут в этой  сказке: обязательно - положительные  и отрицательные). Репетиция, Проигрывание, обсуждение сказки, ролей. Подведение итогов тренинга". Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения

1 слайд. Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию предлагается работа по теме: Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения.

    2 слайд. В контексте модернизации современного образования возрастает значение ценности развития творческого потенциала педагога.

     3 слайд. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании в школах благоприятных социально-психологических условий и подготовке педагогов новой формации,

4 слайд способных развивать не только профессионально-важные качества, но и творчески претворять их в профессиональную деятельность.  

     5 слайд. Несмотря на изученность данного вопроса на наш взгляд недостаточно раскрыт практический аспект создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов.

6 слайд. Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

7 слайд. Гипотеза: если управление образовательным учреждением выстраивается с использованием методов психологического воздействия, направленных на формирование ценностно-ориентационного единства (сплоченности), повышения уровня совместимости педагогов, выстраивания эффективной системы взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, то это позволяет создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Методы исследования: анализ научно-педагогической, методической и специальной литературы; опрос, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; социально-психологический тренинг.

     Эксперимент  по изучению эффективности управления  психологическим коллективом проводился  на базе муниципального общеобразовательного  учреждения основная общеобразовательная  школа № 3 г. Юрюзань. В эксперименте  участвовало 16 педагогов школы.

8 слайд. Для решения проблемы управления психологическим климатом педагогического коллектива мы использовали следующие методы педагогического менеджмента предложенные Сергеевой и Симоновым:

  • Организационно-распорядительные методы 
  • Методы психолого-педагогического воздействия
  • Методы общественного воздействия

    9 слайд. С целью создания системы работы по оптимизации психологического климата; формированию сплоченности, совместимости в педагогическом коллективе, осмыслению процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности; создания в коллективе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, формирования позитивного, доброжелательного микроклимата для роста и развития творческого потенциала педагогов была разработана Комплексная программа «Создание благоприятных психологических условий в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов».

Были поставлены задачи:

  1. Подобрать пакет методик по изучению психологического климата в коллективе.
  2. Обеспечить методическое сопровождение педагогического коллектива в рамках реализации мероприятий программы.
  3. В комплексе организовать и провести мероприятия с целью улучшения психологического климата в коллективе.
  4. Оказать психолого-педагогическую помощь педагогам в рамках программы.

Ожидаемые результаты реализации программы: повысить уровень интереса педагогов к участию в коллективно-творческих делах путем  улучшения психологического климата, а именно улучшения взаимоотношения с коллегами, сформировать компетентность сглаживать конфликты, сформировать заинтересованность к профессии, найти общие цели и интересы, поднять уровень сплоченности в коллективе.

10 слайд. Программа состоит из 5 блоков

1 блок: Ознакомительный. Это изучение социально-педагогической литературы, создание рабочей группы, заседание рабочей группы, выбор методов исследования

11 слайд. 2 блок: Диагностический. Направлен на решение вопросов психологической диагностики: изучается психологический климат в педагогическом коллективе, выявляются причины неустойчивого психологического климата, используя выбранные методики;

12 слайд 3 блок: Методическая работа и тренинговые занятия. На которых, мы  исследовали свои личностные особенности, изучали стили общения, приобретали опыт совместной работы и многое другое.

13 слайд 4 блок: Организация досуговой деятельности педагогов. Это различные экскурсии, поездки, походы, совместные праздники.

14 слайд. 5 блок: Информационно-аналитический

15 слайд. В результате формирующего эксперимента 87,3 % педагогов дали благоприятную оценку психологического климата в коллективе, в сравнении с 31% на констатирующем этапе эксперименте.

16 слайд. Показатель уровня совместимости педагогов возрос на 31,5 % что соответствует высокому уровню совместимости педагогов. Педагоги стали гораздо лучше взаимодействовать друг с другом.

17 слайд. Изменилось и качество взаимоотношений, теперь 62,5 % педагогов имеют очень хорошие  доброжелательные отношения, 37,5 % ровные, нейтральные взаимоотношения, в сравнении с показателем до формирующего эксперимента – у 18,7 % педагогов в коллективе возникали конфликты.

18 слайд. В лучшую сторону на 18,8 % изменилось отношение к профессии.  Педагогам нравится их профессия.

19 слайд. На 18,7 % увеличился показатель совпадения интересов педагогов. В целом совместимость в коллективе находится на высоком уровне после проведения методических мероприятий формирующего эксперимента.

20 слайд. Сравнивая результаты изучения межличностного сплочения педагогов,  мы также отмечаем положительную динамику 25 %, это высокий уровень сплочения педагогического коллектива.

     По мнению коллектива, изменилась роль руководителя в коллективе. Повысилось умение принимать решения, умение поддержать стремление к развитию и авторитет у преподавателей.

21 слайд. Исследования показали, что на контрольном этапе 69% педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала, им доступны самые разнообразные формы творчества. На этапе констатирующего эксперимента этот показатель составлял 44%.

     22 слайд. В 2010-2011 учебном году повысился интерес педагогов к участию в различных конкурсах.  По результатам мониторинга видно, что в 2010 – 2011 учебном году каждый педагог участвовал в трех, четырех конкурсах. В 2009 – 2010 учебном году этот показатель составлял одно, два мероприятия в год. Увеличилось число педагогов повысивших свою квалификационную категорию с первой – на высшую. В 2009 – 2010 учебном году этот показатель равнялся нулю. Пять педагогов в 2010 – 2011 учебном году были награждены грамотами различного уровня. В 2009 – 2010 учебном году награжденных было 2 человека.

     Анализ экспериментальных данных  по изучению психологического  климата педагогического коллектива  показал эффективность реализованной  программы управления оптимизацией  психологического климата, что  в свою очередь способствовало  развитию творческого потенциала  педагогов

     Таким образом, наша гипотеза  подтвердилась


Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр