Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71
Упражнение заключается в том, чтобы каждый из участников группы попросил о чем-нибудь Своего партнера по паре. Причем сделать это он должен дважды, первый раз используя "пристройку сверху", Второй - "пристройку снизу". После этого участники диалога меняются местами.
После выполнения упражнения пары определяют, кто из них лучше пристраивается сверху, а кто снизу. Таким образом, все участники группы делятся на две команды, внутри каждой проходит соревнование в той "пристройке", которая им лучше удается. В каждой из двух половин выбирается по победителю, которые в конце игры встречаются в паре и демонстрируют свое мастерство.
Примечание: если дети затрудняются в выборе победителя, роль жюри может взять на себя взрослый - ведущий группы.
Упражнение "НАЗОВИ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ"
Каждый участник игры
в течение нескольких минут
рассказывает о своих сильных
качествах, о том, что он
любит, ценит и принимает в
себе, о том, что дает ему
чувство уверенности. Не
Упражнение развивает
К ЗАНЯТИЮ 8.
Играем сказку. Подводим итоги.
Оргмомент. Настрой на работу. Введение в тему.
"Сочинение
группой сказки. (Для облегчения
задания можно сначала
Доклад
Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения
1 слайд. Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию предлагается работа по теме: Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения.
2 слайд. В контексте модернизации современного образования возрастает значение ценности развития творческого потенциала педагога.
3 слайд. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании в школах благоприятных социально-психологических условий и подготовке педагогов новой формации,
4 слайд способных развивать не только профессионально-важные качества, но и творчески претворять их в профессиональную деятельность.
5 слайд. Несмотря на изученность данного вопроса на наш взгляд недостаточно раскрыт практический аспект создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов.
6 слайд. Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
7 слайд. Гипотеза: если управление образовательным учреждением выстраивается с использованием методов психологического воздействия, направленных на формирование ценностно-ориентационного единства (сплоченности), повышения уровня совместимости педагогов, выстраивания эффективной системы взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, то это позволяет создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Методы исследования: анализ научно-педагогической, методической и специальной литературы; опрос, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; социально-психологический тренинг.
Эксперимент
по изучению эффективности
8 слайд. Для решения проблемы управления психологическим климатом педагогического коллектива мы использовали следующие методы педагогического менеджмента предложенные Сергеевой и Симоновым:
9 слайд. С целью создания системы работы по оптимизации психологического климата; формированию сплоченности, совместимости в педагогическом коллективе, осмыслению процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности; создания в коллективе атмосферы сотрудничества и взаимопонимания, формирования позитивного, доброжелательного микроклимата для роста и развития творческого потенциала педагогов была разработана Комплексная программа «Создание благоприятных психологических условий в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов».
Были поставлены задачи:
Ожидаемые результаты реализации
программы: повысить уровень интереса
педагогов к участию в
10 слайд. Программа состоит из 5 блоков
1 блок: Ознакомительный. Это изучение социально-педагогической литературы, создание рабочей группы, заседание рабочей группы, выбор методов исследования
11 слайд. 2 блок: Диагностический. Направлен на решение вопросов психологической диагностики: изучается психологический климат в педагогическом коллективе, выявляются причины неустойчивого психологического климата, используя выбранные методики;
12 слайд 3 блок: Методическая работа и тренинговые занятия. На которых, мы исследовали свои личностные особенности, изучали стили общения, приобретали опыт совместной работы и многое другое.
13 слайд 4 блок: Организация досуговой деятельности педагогов. Это различные экскурсии, поездки, походы, совместные праздники.
14 слайд. 5 блок: Информационно-аналитический
15 слайд. В результате формирующего эксперимента 87,3 % педагогов дали благоприятную оценку психологического климата в коллективе, в сравнении с 31% на констатирующем этапе эксперименте.
16 слайд. Показатель уровня совместимости педагогов возрос на 31,5 % что соответствует высокому уровню совместимости педагогов. Педагоги стали гораздо лучше взаимодействовать друг с другом.
17 слайд. Изменилось и качество взаимоотношений, теперь 62,5 % педагогов имеют очень хорошие доброжелательные отношения, 37,5 % ровные, нейтральные взаимоотношения, в сравнении с показателем до формирующего эксперимента – у 18,7 % педагогов в коллективе возникали конфликты.
18 слайд. В лучшую сторону на 18,8 % изменилось отношение к профессии. Педагогам нравится их профессия.
19 слайд. На 18,7 % увеличился показатель совпадения интересов педагогов. В целом совместимость в коллективе находится на высоком уровне после проведения методических мероприятий формирующего эксперимента.
20 слайд. Сравнивая результаты изучения межличностного сплочения педагогов, мы также отмечаем положительную динамику 25 %, это высокий уровень сплочения педагогического коллектива.
По мнению коллектива, изменилась роль руководителя в коллективе. Повысилось умение принимать решения, умение поддержать стремление к развитию и авторитет у преподавателей.
21 слайд. Исследования показали, что на контрольном этапе 69% педагогов имеют высокий уровень творческого потенциала, им доступны самые разнообразные формы творчества. На этапе констатирующего эксперимента этот показатель составлял 44%.
22 слайд. В 2010-2011 учебном году повысился интерес педагогов к участию в различных конкурсах. По результатам мониторинга видно, что в 2010 – 2011 учебном году каждый педагог участвовал в трех, четырех конкурсах. В 2009 – 2010 учебном году этот показатель составлял одно, два мероприятия в год. Увеличилось число педагогов повысивших свою квалификационную категорию с первой – на высшую. В 2009 – 2010 учебном году этот показатель равнялся нулю. Пять педагогов в 2010 – 2011 учебном году были награждены грамотами различного уровня. В 2009 – 2010 учебном году награжденных было 2 человека.
Анализ экспериментальных
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась