Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Кафедра управления, экономики и права
Давыдова Ольга Анатольевна
Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения
Выпускная аттестационная работа
по дополнительной профессиональной
образовательной программе «
(для руководителей дошкольных
образовательных и
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры
управления, экономики и права
Семиздралова Ольга Анатольевна
Челябинск 2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
Выводы по первой главе…………………………………………………….....
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание
методов исследования…………………………
2.2. Анализ полученных
результатов…………………………………..…….…
2.3. Описание программы
по оптимизации
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В контексте модернизации современного образования возрастает значение ценности развития творческого потенциала педагога. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании в школах благоприятных социально-психологических условий и подготовке педагогов новой формации, способных развивать не только профессионально-важные качества, но и творчески претворять их в профессиональную деятельность. Творческий потенциал личности стал важным фактором, обеспечивающим развитие общества и уровень его благосостояния. Ведущим направлением реализации этих задач признается актуализация творческих процессов профессиональной деятельности педагогов. Сегодня требуется глубокое всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса подготовки педагогов с высоко развитым творческим потенциалом, способных успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях.
Вопросы управления рассматриваются в различных науках:
Управление рассматривали П.И. Пидкасистый, В.П. Шипунов, Е.Н. Кишнель, А.М. Бандурак, В.А. Сластенин, В.А. Розанова. Вопросами внутришкольного менеджмента занимались Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др. Функции управления рассматриваются В.С. Лазаревым, В.А. Сластениным и др. Управленческая деятельность руководителя изучалась В.И. Зверевой и др..
Реализация
новых подходов возможна при
изменении психологических
Изучением вопроса творческого потенциала занимались такие психологи и педагоги как С.С. Голъдентрихт, В.А. Энгельгард, В.И. Андреев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, М.М. Князева, Е.И. Рогов и др.
Несмотря на
изученность данного вопроса
на наш взгляд недостаточно
раскрыт практический аспект
создания благоприятного
Таким образом,
выявленное противоречие между
потребностью в творчески
Объект исследования: управление педагогическим коллективом.
Предмет исследования: психологический климат в педагогическом коллективе.
Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
Гипотеза: если управление образовательным учреждением выстраивается с использованием методов психологического воздействия, направленных на формирование ценностно-ориентационного единства (сплоченности), повышения уровня совместимости педагогов, выстраивания эффективной системы взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, то это позволяет создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ научно-педагогической, методической и специальной литературы; опрос, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; социально-психологический тренинг.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на всех ступенях образования с целью создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов
База экспериментальной работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г. Юрюзань Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
В современной науке управление рассматривается как специфическая область человеческой деятельности, в рамках которой решаются определенные цели организаций. Выполнение управленческих функций обязательно для эффективного функционирования любой организации. Идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследования – относительно нова. Управление было признано самостоятельной наукой только в ХХ веке [60, с.37].
Процесс управления
всегда имеет место там, где
осуществляется общая
Многие ученые
определяли понятие «
Как отмечает
Пидкасистый П.И., в самом общем
виде управление – процесс
воздействия на систему в
Управление
как “влияние” или “
«Под управлением
вообще, - пишет В.А.Сластенин, - понимается
деятельность, направленная на выработку
решений, организацию,
Давая определение
понятию «управление» мы
Так как
сегодня на смену философии
«воздействия» в управлении
Под управлением
педагогическим коллективом мы
понимаем систематическое,
В настоящее
время понятие менеджмента из
области бизнеса все шире
Теория менеджмента
привлекает, прежде всего, своей
личностной направленностью,
Говоря об
управлении педагогическим
Под системой
управления мы понимаем
Существует
несколько функций управления
образовательными учреждениями. Лазарев
В.С. выделяет среди них
На основе
глубокого изучения литературы
по теории управления