Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6
1.1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
1.2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
1.3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26
Выводы по первой главе……………………………………………………........34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37
2.1. Выбор и описание методов исследования…………………………..……...37
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………..…….….45
2.3. Описание программы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56
Выводы по второй главе………………………………………………….………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

Файлы: 1 файл

!!!!!!!!!!!!!!!!!ДАВЫДОВА НОРМОКОНТРОЛЬ.docx

— 432.36 Кб (Скачать)

 

Государственное образовательное  учреждение

дополнительного профессионального  образования 

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра управления, экономики  и права

 

 

 

Давыдова Ольга Анатольевна

 

Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов образовательного учреждения

 

 

Выпускная аттестационная работа

по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент  в образовании»

(для руководителей дошкольных  образовательных  и общеобразовательных  учреждений)

 

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры

управления, экономики и права

Семиздралова Ольга Анатольевна

 

 

Челябинск 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……..3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ……………………………..6

    1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе………………………………………………………………..……6
    2. Психологический климат педагогического коллектива…………….….....15
    3. Творческий потенциал педагога……..……………………………………..26

Выводы по первой главе……………………………………………………........34

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ………….……………………….……………………………..37

2.1. Выбор и описание  методов исследования…………………………..……...37

2.2. Анализ полученных  результатов…………………………………..…….….45

2.3. Описание программы  по оптимизации психологического  климата в педагогическом коллективе……………………………………………….………56

Выводы по второй главе………………………………………………….………61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..66

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В контексте модернизации современного образования возрастает значение ценности развития творческого потенциала педагога. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании в школах благоприятных социально-психологических условий и подготовке педагогов новой формации, способных развивать не только профессионально-важные качества, но и творчески претворять их в профессиональную деятельность. Творческий потенциал личности стал важным фактором, обеспечивающим развитие общества и уровень его благосостояния. Ведущим направлением реализации этих задач признается актуализация творческих процессов профессиональной деятельности педагогов. Сегодня требуется глубокое всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса подготовки педагогов с высоко развитым творческим потенциалом, способных успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях. 

     Вопросы управления  рассматриваются в различных  науках:

  • в психологии: Л.К. Аверченко, Т.С. Кабаченко, В.А. Розанова и др.;
  • в педагогике: В.М. Лизинский, С.А. Репин, П.И. Третьяков и др.;
  • в философии: В.И. Аршинов, В.Г. Афанасьев, Н.М. Смирнова, В.П. Филатова и др.;
  • в экономике: О.С. Виханский, В.И. Ерошин, Р Кох, Э.С. Минаев и др.

     Управление рассматривали П.И. Пидкасистый, В.П. Шипунов, Е.Н. Кишнель, А.М. Бандурак, В.А. Сластенин, В.А. Розанова. Вопросами внутришкольного менеджмента занимались Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др. Функции управления рассматриваются В.С. Лазаревым, В.А. Сластениным и др. Управленческая деятельность руководителя изучалась В.И. Зверевой и др..

     Реализация  новых подходов возможна при  изменении психологических условий  деятельности педагогов, в том  числе создания благоприятного  психологического климата в коллективе. Вопросы психологического климата изучались в работах следующих авторов: Ю.А. Конаржевский, П.П. Платонов, В.П. Сергеева, В.П. Симонов, О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто, Форверг, Айзен, Дж. Морено и др.

     Изучением вопроса творческого потенциала занимались такие психологи и педагоги как С.С. Голъдентрихт, В.А. Энгельгард, В.И. Андреев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, М.М. Князева, Е.И. Рогов и др.

     Несмотря на  изученность данного вопроса  на наш взгляд недостаточно  раскрыт практический аспект  создания благоприятного психологического  климата в педагогическом коллективе  как фактора развития творческого  потенциала педагогов. Данная  проблема тесно связана с человеческим  фактором. Особенно важны эти  знания в сфере образования  в следствии того, что предметом  и объектом управления здесь  является личность.

     Таким образом,  выявленное противоречие между  потребностью в творчески работающих  педагогических коллективах, характеризующихся  положительным психологическим  климатом и сложившейся практикой  в образовательных учреждениях  обусловили выбор темы исследования: «Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов».

     Объект исследования: управление педагогическим коллективом.

     Предмет исследования: психологический климат в педагогическом коллективе.

     Цель исследования: разработать программу создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

     Гипотеза: если управление образовательным учреждением выстраивается с использованием методов психологического воздействия, направленных на формирование ценностно-ориентационного единства (сплоченности), повышения уровня совместимости педагогов, выстраивания эффективной системы взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, то это позволяет создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и способствует развитию творческого потенциала педагогов.

     Задачи исследования:

  1. Выявить подходы к управлению психологическим климатом педагогического коллектива в теории и практике управления, рассмотреть понятие «творческий потенциал педагогов».
  2. Разработать экспериментальную программу  создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.
  3. Апробировать и доказать эффективность экспериментальной программы создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов.

     Методы исследования: анализ научно-педагогической, методической и специальной литературы; опрос, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; социально-психологический тренинг.

     Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на всех ступенях образования с целью создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе для развития творческого потенциала педагогов

     База  экспериментальной работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г. Юрюзань Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области

     Структура  работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной  и цитируемой литературы и приложения.

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ

 

    1. Управленческая деятельность и ее специфика в педагогическом коллективе

 

     В современной науке управление рассматривается как специфическая область человеческой деятельности, в рамках которой решаются определенные цели организаций. Выполнение управленческих функций обязательно для эффективного функционирования любой организации. Идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследования – относительно нова. Управление было признано самостоятельной наукой только в ХХ веке [60, с.37].

     Процесс управления  всегда имеет место там, где  осуществляется общая деятельность  людей для достижения определенных  результатов. Школа – социальная  организация и она представляет  собой систему совместной деятельности  людей (педагогов, учащихся, родителей).

     Многие ученые  определяли понятие «управление»  через понятие «деятельность», «воздействие»,  «взаимодействие».

     Как отмечает  Пидкасистый П.И., в самом общем  виде управление – процесс  воздействия на систему в целях  перевода ее в новое состояние  на основе использования присущих  этой системе объективных законов  [46, с.517].

     Управление  как “влияние” или “воздействие”  определяют так же Шипунов  В.П., Кишкель Е.Н., Бандурка А.М.

     «Под управлением  вообще, - пишет В.А.Сластенин, - понимается  деятельность, направленная на выработку  решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации» [66,с. 247]. А внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата». [66, с.250].

     Давая определение  понятию «управление» мы соглашаемся  с Розановой В.А. в том, что  управление это система скоординированных  мероприятий (мер) направленных  на достижение значимых целей [59, с.35].

     Так как  сегодня на смену философии  «воздействия» в управлении школой  приходит философия «взаимодействия»  и «сотрудничества», определим понятие  «управление педагогическим коллективом»  через понятие взаимодействия.

     Под управлением  педагогическим коллективом мы  понимаем систематическое, планомерное,  сознательное и целенаправленное  взаимодействие субъектов управления  различного уровня в целях  обеспечения эффективной деятельности  образовательного учреждения.

     В настоящее  время понятие менеджмента из  области бизнеса все шире распространяется  на различные сферы деятельности  людей, в том числе и на образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие управления, так как менеджмент в основном касается  различных аспектов деятельности руководителя, тогда как понятие управления охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах «руководители-исполнители». Так, теория управления школой, в частности, педагогическим коллективом существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.).

   Теория менеджмента  привлекает, прежде всего, своей  личностной направленностью, когда  деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного  уважения, доверия к своим сотрудникам,  создания для них ситуаций  успеха. Именно эта сторона менеджмента  существенно дополняет теорию  внутришкольного управления.

     Говоря об  управлении педагогическим коллективом  далее, мы будем иметь в виду  систему управления, то есть применять  системный подход  к теоретическому  осмыслению управленческой деятельности.

     Под системой  управления мы понимаем совокупность  скоординированных, взаимосвязанных  между собой мероприятий, направленных  на достижение значимой цели  организации. К таким мероприятиям  мы относим  управленческие  функции, реализацию принципов  и применение эффективных методов  управления.

     Существует  несколько функций управления  образовательными учреждениями. Лазарев  В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль [34, с.5]. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование [66,с 131]. Обобщая взгляды этих педагогов, выделим следующие функции управления педагогическим коллективом: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.

      На основе  глубокого изучения литературы  по теории управления сконструирована  следующая концепция внутришкольного  управления, методологическими основами  которой являются:

  • Повышение уровня сотрудничества внутри аппарата управления, между администрацией и учителями, между педагогами и учащимися.
  • Перевод внутришкольного управления на демократическую основу, т.е. включение в процесс управления учителей и учащихся.
  • Глубокое аналитическое проникновение руководителя в сущность педагогического явления, в урок, в педагогический процесс для квалифицированной, глубокой оценки труда педагога.
  • Обладание руководителем необходимым объемом знаний, управленческим опытом, специальной управленческой подготовкой.

Информация о работе Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе как фактора развития творческого потенциала педагогов обр