Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
В то же время респонденты
акцентировали внимание на необходимости
сохранения определенной дистанции
с подчиненными и поддержания
определенного формата
Если это неформальное общение нацелено на командообразующие мероприятия, совместный отдых, занятия спортом, выездные тренинги, поход, то это поможет в дальнейшей работе всей команды, но при условии, что участвует в данных мероприятиях вся команда, а не «избранные». В противном случае это даст только отрицательный эффект. Тем более если неформальное общение построено на походах в бары, распитии спиртных напитков. В общем, все зависит от состава участников и содержания. Если общение происходит только с «избранными», то это может внести раскол и проблемы. Неформальное общение облегчает взаимодействие с подчиненными при условии соблюдения субординации»[16].
«В современных российских
компаниях к корпоративным
Другая альтернатива –
совместное проведение досуга после
работы. Подобные мероприятия более
доступны и не менее эффективны.
В некоторых компаниях
«Одной из угроз для формирования благоприятного социально-психологического климата являются конфликты. Что такое конфликт – известно каждому. Ссоры, конфронтация, непреодолимая личная неприязнь, противоборство с целью захвата инициативы или достижения односторонних преимуществ. Там, где существуют человеческие взаимоотношения, всегда найдутся возможности для возникновения конфликтов. Конфликты бывают разными по продолжительности, эмоциональному накалу и последствиям для противоборствующих сторон. Но их объединяет одно важное свойство – по своему характеру и содержанию они почти всегда связаны с различными интересами, целями, личностными особенностями людей, которые очень трудно согласовать или объединить.
Конфликты могут возникать
по многим причинам. Это могут быть
проблемы распределительных отношений
при ограниченности ресурсов. Соперничество
за ресурсы приобретает
Любое нововведение в той или иной степени затрагивает интересы многих сотрудников – кто-то перемещается на другую должность, кто-то лишается привычного доступа к материальным ресурсам, информации и другим рычагам влияния, кто-то должен взять на себя дополнительную нагрузку, кто-то вынужден переучиваться, отказываясь от привычных методов работы и осваивая новые - все это неизбежно вызывает более или менее острое противодействие нововведениям, порождает конфликты.
Имеют место быть позиционные конфликты – борьба за лидерство. Наряду с формальным руководством в деловых отношениях всегда проявляются процессы соперничества, инициативы, доминирования. Любая проблема в совместной трудовой деятельности может умышленно использоваться для борьбы за лидерство. Конфликты такого рода особенно характерны для организаций с линейно-штабной структурой, могут возникать между руководителями одного и того же уровня, заместителями руководителя.
Неудовлетворительные
Конфликты имеют социально-
Очевидно, что чем раньше
обнаружен конфликт, тем меньшие
усилия необходимо приложить для
того, чтобы разрешить его
«Оптимальный социально-
– проведение соревнований "Лучший сотрудник месяца (года)", "Лучшая бригада" (для производственных компаний), "Лучший магазин" (для крупных сетевых магазинов);
– проведение спортивных турниров;
– подарки к праздничным
датам в целом или к
– упоминание имени сотрудника на продукте, услуге или оборудовании как автора улучшений или лучшего работника;
– помещение фотографии в корпоративной газете или информационном листке;
– приоритет при планировании графиков рабочего времени и времени отдыха;
– издание буклетов о компании по результатам ее трудовой деятельности с включением фотографий, интервью лучших сотрудников;
– подписка на дорогие журналы, оплата членства в клубах или ассоциациях по выбору работника и другие.
Практически всю систему управления персоналом можно рассматривать как набор стимулов, прямо или косвенно влияющих на работников. Реализовать идею внедрения таких инструментов можно только в том случае, если все элементы системы управления персоналом оказывают комплексное мотивационное воздействие на персонал. Это воздействие может быть прямым или косвенным, но именно его комплексный характер является необходимым условием формирования и поддержания системы мотивации. С помощью этих инструментов повышается не только мотивация персонала, но и улучшается социально-психологический климат»[19].
По своему значению социально-психологический
климат близок к понятию сплоченности
коллектива, под которым понимается
степень эмоциональной
1.2 Влияние особенностей
управления на социально-
«На современном этапе
развития нашего общества возрастает
роль управления трудовыми коллективами.
Подчеркивается важность создания в
коллективах атмосферы
Социально-психологический
климат как групповое психологическое
состояние, характеризуемое особенностями
социального восприятия и степенью
удовлетворенности членов коллектива
различными сторонами его
«Различные факторы, оказывающие влияние на социально-психологический климат, делятся на факторы макросреды и микросреды или внешние и внутренние. Первые связаны с объективными условиями: общественно-экономической формацией, материально-технической базой общества, совершенством общественных отношений. Вторые подразделяются на предметно-вещные (обеспеченность коллектива необходимыми материально-техническими средствами, определения полномочий коллектива и его должностных лиц) и социально-психологические (наличие неформальных связей, состояние межличностных отношений, стиль руководства, уровень психологической совместимости).
Ряд авторов в качестве одного из важных факторов, оказывающих влияние на социально-психологический климат, выделяют управленческую деятельность руководителей. Но они, как правило, ограничиваются изучением влияния какого-то одного элемента системы управления, чаще всего стиля руководства или личных качеств руководителей, которые, безусловно, оказывают значительное влияние на климат коллектива, но не исчерпывают влияния всей системы управления»[21].
«Есть все основания полагать,
что уровень развития коллектива,
особенности личностей, из которых
он состоит, выступают опосредствованными
факторами влияния управления на
социально-психологический
Компоненты управления носят
познавательный, эмоциональный и
поведенческий характер, то есть они
являются результатами социального
восприятия управления и его слагаемых,
эмоционального переживания этого
восприятия и побуждений к определенному
осуществлению своей
Закономерности социального
восприятия в управлении и формировании
психологического климата, обусловленные
не только субъектом восприятия, но
и объектом, а также процессуальными
закономерностями, которые также
нуждаются в специальном
Оценка влияния системы
управления, ее элементов и характеристик
на социально-психологический
Вероятно, управление сказывается
на результатах деятельности не обязательно
через социально-