Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
– успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть;
– в трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами»[9].
«Большое значение для
формирования социально-психологического
климата имеет осознание для
персонала общих целей с
«В исследованиях
Зарубежные исследователи
выделяют такое важное психологическое
понятие как доверие, являющееся
основой организационного успеха (Роберт
Брюс Шо). С одной стороны, доверие
– это проблема отношений между
людьми, то есть важная составляющая СПК
организации. Но с более широкой
точки зрения, доверие – это
мощная универсальная сила, влияющая
практически на все, что происходит
внутри организации и в отношениях
между организациями и
Существенным элементом
в общей концепции социально-
Рисунок 1.1 – Структура социально-психологического климата
В свою очередь отношения
друг к другу дифференцируются на
отношения между товарищами по работе
и отношения в системе
В конечном итоге всё многообразие
отношений рассматривается
Под предметным настроем подразумевается
направленность внимания и характер
восприятия человеком тех или
иных сторон его деятельности. Под
эмоциональным настроем – его
эмоциональное отношение
Психологический климат коллектива,
обнаруживающий себя, прежде всего
в отношениях людей друг к другу
и к общему делу, этим все же не
исчерпывается. Он неизбежно сказывается
и на отношениях людей к миру в
целом, на их мироощущении и мировосприятии.
А это в свою очередь может
проявиться во всей системе ценностных
ориентаций личности, являющейся членом
данного коллектива. Таким образом,
климат проявляется определенным образом
и в отношении каждого из членов
коллектива к самому себе. Последнее
из отношений кристаллизуется в
определенную ситуацию – общественную
форму самоотношения и
В результате создается определенная
структура ближайших и
«На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро и микросреды.
К факторам макросреды относят – общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные и этнические факторы.
Факторы микросреды – это
материальное и духовное окружение
личности в трудовом коллективе. К
факторам микросреды относятся: объективные
– комплекс технических, санитарно-гигиенических,
организационных элементов, а также
субъективные – характер официальных
и организационных связей между
членами коллектива, наличие товарищеских
контактов, сотрудничество, взаимопомощь,
стиль руководства. Благоприятный
климат переживается каждым человеком
как состояние
Неблагоприятный климат индивидуально
переживается как неудовлетворенность
взаимоотношениями в
«Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения. Через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата.
Оценка своего положения
в системе общественных отношений
и личных связей порождает чувство
большей или меньшей
Любой человек уже в
силу своего присутствия в социальной
группе, а тем более участвуя в
совместном труде, оказывает влияние
на многие сферы жизни коллектива,
в том числе на социально-психологический
климат. Люди оказывают положительное
или отрицательное воздействие
на самочувствие окружающих в зависимости
от их социально-психологических и
индивидуально-психологических
На самочувствие людей
и через него на общий климат коллектива
оказывают влияние и
«На разных этапах развития трудового коллектива наблюдается динамика модальности эмоциональности отношений. На первом этапе становления коллектива эмоциональный фактор играет главную роль (идет интенсивный процесс психологической ориентации, установление связей и позитивных взаимоотношений). На этапе же коллективообразования все большее значение приобретают когнитивные процессы, и каждая личность выступает не только как объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок.
Среди факторов, влияющих на
социально-психологический
«В современной практике
и теории управления наблюдается
тенденция распространения
Тем не менее, пока еще не
все российские руководители видят
преимущество в стимулировании неформальных
отношений и, наоборот, пытаются их
ограничивать. Существует два подхода
к проблеме неформальных отношений.
Преимущественно компании с западной
корпоративной культурой
Параллельно с этой точкой
зрения существует противоположная, которой
придерживаются многие крупные российские
компании, расценивающие неформальные
отношения как вред и негативное
явление для производственных отношений,
с которым необходимо бороться. Сторонники
данного подхода считают
«Несмотря на результаты некоторых исследований, доказывающих позитивную роль неформальных отношений в современной организации, противостояние этих двух подходов продолжает оставаться неразрешенным. Поэтому возникает потребность в проведении новых исследований неформальных отношений в современных условиях.
Независимо от типа и направления деятельности компании, к которой принадлежат опрашиваемые сотрудники, общий характер оценок респондентами неформального общения между коллегами носит сильно выраженную положительную направленность: 90,05% опрошенных респондентов полагают, что нужно развивать и поддерживать дружеское общение с коллегами после работы. Также 73% опрошенных, однозначно считает, что неформальное общение с коллегами по окончании рабочего дня способствует совместной работе. Основное преимущество неформальных отношений заключается в следующем: возможность лучше узнать коллег и установить контакт; сплачивание коллектива и налаживание взаимоотношений; возможность свободного и непринужденного общения с коллегами; повышение эффективности совместной работы и облегчение рабочих взаимоотношений.
Дружеские отношения мотивируют выполнять рабочие задачи: если подчиненный не всегда поддерживает необходимость выполнения задачи лично, он все равно выполняет задачу, чтобы не подводить руководителя – друга. Можно общаться проще, привлекая общечеловеческие и личные ценности. Искренность и забота сближают. Тотальный контроль значительно снижает ощущение собственной значимости у подчиненного. Дружеское общение помогает лучше узнать человека, хотя иногда это может и негативно сказываться на решении рабочих вопросов. Здесь все зависит от умения человека разделять вопросы работы и дружеские отношения. Неформальное общение создает комфортную открытую рабочую обстановку.