Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
Также может выявляться опосредствующая
роль эмоциональных реакций
Правильное понимание
членами коллектива управленческой
деятельности руководителей и адекватное
отражение основных элементов системы
управления, особенностей влияния детерминирующих
психологических факторов, влияния
на эффективность деятельности зависят
от типа климата, что подтверждает необходимость
значительного улучшения
1.3 Взаимовлияние стиля
управления и социально-
«Важнейшей проблемой
в изучении социально-психологического
климата является выявление факторов,
которые его формируют. Наиболее
важными факторами, определяющими
уровень психологического климата
производственного коллектива, являются
личность руководителя и система
подбора и расстановки
Руководитель оказывает
влияние практически на все факторы,
определяющие социально-психологический
климат. От него зависят подбор кадров,
поощрение и наказание членов
коллектива, продвижение их по службе,
организация труда работников. Многое
зависит от его стиля руководства.
Выделяют несколько стилей руководства
трудовым коллективом. «При бюрократическом
стиле руководства содержание управления
и форма оказываются
- установка на всеобщую организованность;
- установка на псевдоинициативу
(представление себя
- установка «флюгера»
(абсолютным критерием
Таким образом, при бюрократическом стиле руководства происходит деформация коллективных целей трудовой деятельности, выступающая источником возникновения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах»[29].
«Демократический стиль
– руководитель этого типа сочетает
в своей работе ориентацию, как
на формальную, так и на неформальную
структуру взаимоотношений
«Директивный стиль
При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.
Наиболее стрессогенным
для трудового коллектива выступает
автократический стиль
«Либеральный (попустительский) стиль руководства максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу. При либеральном стиле руководства создаются наиболее благоприятные условия для создания положительного социально-психологического климата. Но при этом минус заключается в том, что персонал практически предоставлен «сам себе», поэтому могут возникнуть ситуации, приводящие к конфликтам.
«Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в деятельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется степень выраженности каждого из трех стилей и выявляются доминирующие.
Следует также отметить, что
не существует универсального оптимального
стиля руководства коллективом,
способного обеспечить решения стоящих
перед ним задач и нормальный
социально-психологический
«В основе возникновения конфликтных ситуаций может лежать стремление руководителя к созданию своего псевдоавторитета. Возникающие в коллективе межличностные конфликты могут преодолеваться авторитетом руководителя, признанием его права на решение возникшей конфликтной ситуации. К распоряжениям авторитетного и неавторитетного руководителя подчиненные относятся по-разному. Распоряжения неавторитетного руководителя почти всегда оборачиваются недоверием к компетентности и целесообразности, принимаемых им решений, что содержит возможность возникновения конфликтных ситуаций. Поэтому некоторые руководители в своей деятельности стремятся к искусственному созданию своего авторитета. Наиболее полно виды псевдоавторитетов раскрыл А.С. Макаренко, который показал и пути их создания.
Авторитет дистанции проявляется во мнении руководителя, что чем дальше он от подчиненных, чем реже с ними видится и чем официальнее держится, тем значительнее его влияние на них.
Авторитет доброты проистекает
из ложного понимания
Авторитет подкупа проявляется, когда руководитель следует правилу: «я тебе обещаю то-то, если сделаешь то-то».
Но может оказаться
так, что вознаграждение будет зависеть
от прихоти руководителя, от его
симпатий или антипатий. Это извращает
смысл служебных
Авторитет резонерства связан с тем, что руководитель надоедает подчиненным бесконечными назиданиями, скучными и бессодержательными поучениями, ошибочно полагая, что это усилит его влияние на людей. Подобное руководство часто вызывает неприязнь или даже открытую аффективную реакцию подчиненных и может служить источником возникновения конфликтной ситуации. Воспитательное значение такого воздействия на подчиненного минимально.
Авторитет педантизма характеризуется склонностью руководителя к мелочной опеке, излишне жесткой регламентации деятельности подчиненных. Педантизмом чаще страдают некомпетентные руководители. Человек недостаточно компетентный в своей деятельности, придумывает искусственные критерии оценки подчиненных. Эти критерии часто не имеют ничего общего с сущностью выполняемой работы. «Проработки» подчиненных становятся правилом работы такого руководителя, считающего, что пример одного станет примером для всех.
Авторитет чванства строится на высокомерии руководителя, раздутой тщеславности, гордости за свои действительные или мнимые заслуги. Руководители, строящие свой авторитет на высокомерии, нигилировании мнения других, очень болезненно относятся к критике, которую даже высказанную в доброжелательной форме, воспринимают агрессивно.
Авторитет подавления относится к крайним способам формирования псевдоавторитета. Основное оружие такого руководителя – непрерывные угрозы применения власти, причем дисциплинарные меры понимаются как универсальное средство воздействия на подчиненных. Авторитет подавления, держащийся на страхе, порождает отрицательное отношение к решениям руководителя, лишает подчиненных уверенности и инициативы»[33].
Таким образом, социально-психологический климат – это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции).
Характер социально-
1.4 Методологический
Для проверки социально-психологического
климата были применены: метод наблюдения
(включенное наблюдение в естественных
условиях), а также метод тестирования.
В рамках метода тестирования были
применены четыре методики: диагностика
психологического климата в малой
производственной группе В. Шпалинского
и Э.Г. Шелеста, экспресс-диагностика
устойчивости к конфликтам, интегральная
удовлетворенность трудом Н.П. Фетискина,
В.В. Козлова, а также диагностика
творческого климата в
Диагностика психологического
климата в малой
После суммирования полученных
данных итоговые показатели соотносят
со шкалой благоприятности социально-
Вторая методика – экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам предназначена для изучения степени конфликтоустойчивости сотрудников коллектива. Опросник состоит из двух колонок с противоположными по смыслу суждениями. По пятибалльной системе оценивается, насколько у каждого сотрудника проявляется каждое из приведенных свойств.
После суммирования полученных
данных итоговые показатели соотносятся
со шкалой конфликтоустойчивости