Совершенствование социально-психологического климата на примере центра красоты и здоровья «Ассоль»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».

Файлы: 1 файл

Совершенствование социально.docx

— 144.99 Кб (Скачать)

 

Состав трудового коллектива разнообразен, это видно по возрастному  и статусному признаку, а также  каждый человек представляет собой  очень сложную личность, со своими психологическими особенностями. Отдельный  работник имеет свой темперамент, определенные черты характеры, присущие только ему, и с которыми всем остальным необходимо считаться. В любом коллективе могут  возникнуть как симпатия, так и  антипатия каждого работника  друг к другу, различные конфликты  и столкновения интересов, этот процесс  неизбежен. Но умение работников и руководителя правильно это решать, сглаживать углы, формирует благоприятный социально-психологический  климат.

 

Нельзя точно определить благоприятный или нет социально-психологический  климат в том или ином коллективе, так как признаки каждого из состояний  могут возникать и независимо друг от друга.

 

К признакам благоприятного социально-психологического климата  относятся: бодрый, жизнерадостный тон  взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения  стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать  в совместных делах, вместе проводить  свободное время; в отношениях преобладают  одобрение и поддержка. Члены  коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно  сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей  в труде и профессиональной деятельности.

 

К особенностям неблагоприятного социально-психологического климата  относят: подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество, члены  коллектива проявляют отрицательное  отношение к более близкому отношению друг с другом. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть.

 

В исследуемом коллективе наблюдаются признаки как благоприятного, так и неблагоприятного социально-психологического климата. Работники приветливы, обмениваются личной информацией, то есть доверяют друг другу, так же часто приходят на помощь к товарищам, если им это  необходимо. В зависимости от настроения каждого работника тон в коллективе может быть как жизнерадостный и  бодрый, также пассивный и подавленный. Все зависит от внешних носителей  и источников.

 

Также выявлена антипатия  друг к другу некоторых сотрудников, а значит и повышается степень  конфликтности в коллективе. Наблюдается  некоторое соперничество между  отдельными работниками, например, парикмахерами, работающими в одну смену. Также  необходимо отметить, что большинство  сотрудников имеют друг с другом приятельские, даже дружеские отношения.

 

Общее недовольство присутствует по причине повышения в должности  офис-менеджера до исполняющего обязанности  генерального директора, на время ухода  в декретный отпуск другого лица. Большинство, а именно практически  все работники негативно относятся  к этому человеку, большая часть  сотрудников имела с ним конфликты  и не раз. На почве этого повышения  возникли конфликты некоторых работников с владельцем организации.

 

По итогам включенного  наблюдения в естественные условия  работы трудового коллектива ЦКиЗ «Ассоль», можно отметить, что выявлена напряженная  ситуация между всем коллективом  и руководителем, с которым создаются  конфликтные ситуации. В целом  сам коллектив доброжелателен и  направлен на общее дело, а именно на повышение производительности труда  всего салона.

 

Для дальнейшего исследования, выявлены основные четыре составляющие социально-психологического климата, на которые необходимо ориентироваться.

 

Конфликтоустойчивость –  одна из важнейших характеристик  социально-психологического климата. Так способность противостоять  конфликтам важный аспект в области  достижения благоприятного климата.

 

Следующий аспект – общая  удовлетворенность трудом, которая  показывает интегральную степень удовлетворенности  всего коллектива. В общую удовлетворенность  входят и такие характеристики, как  интерес к работе, удовлетворенность  достижениями в работе, удовлетворенность  взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность  условиями труда, профессиональная ответственность. Все эти показатели входят в состав социально-психологического климата. Также важной характеристикой  является – творческий климат коллектива. Так как деятельность салона построена  на творчестве каждого работника, присутствие  этого признака необходимо для успешной деятельности организации.

2.3 Диагностика социально-психологического  климата

 

Для проверки социально-психологического климата были применены: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены четыре методики: диагностика  психологического климата в малой  производственной группе В. Шпалинского  и Э.Г. Шелеста, экспресс-диагностика  устойчивости к конфликтам, интегральная удовлетворенность трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, а также диагностика  творческого климата в коллективе[35].

 

Диагностика психологического климата в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста  предназначена для изучения состояния  психологического климата в коллективе. Опросник состоит из двух колонок  с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке –  суждения, соответствующие признакам  здорового психологического климата, в правой – антипод каждого  суждения. После обработки опросника  получились первичные данные, которые  представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Первичные  данные диагностики психологического климата В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста№ Респондент баллы № Респондент баллы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15 

Цветкова

 

Попова

 

Удалова

 

Бакашова

 

Степанова

 

Патлицына

 

Каструлева

 

Казак

 

Ковальчук

 

Шаповалова

 

Ширяева

 

Креминская

 

Дорошина

 

Шумовская

 

Верховина 

38

 

31

 

40

 

37

 

34

 

40

 

37

 

35

 

40

 

35

 

39

 

41

 

18

 

45

 

28 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30 

Дергунов

 

Золотухина

 

Ражик

 

Свиридова

 

Славкина

 

Коральчук

 

Шипилова

 

Пасхина

 

Вайтюк

 

Чеверс

 

Кулявина

 

Сопова

 

Варавва

 

Почекина

 

Тюрина 

38

 

42

 

18

 

32

 

37

 

46

 

42

 

35

 

26

 

43

 

49

 

30

 

48

 

44

 

24

 

 

После суммирования полученных данных итоговые показатели соотносят  со шкалой благоприятности социально-психологического климата. Итоговые показатели психологического климата по данной методике находятся  в диапазоне от 13 до 65 баллов. Высокой  благоприятности психологического климата соответствуют показатели в диапазоне 42-65 баллов; средней благоприятности  – 31-41 балл; незначительной благоприятности  – 20-30 баллов. Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о  неблагоприятном психологическом  климате.

 

Распределение баллов участников опроса было неоднозначным. Но необходимо помнить, что по результатам одной  диагностики, нельзя делать вывод о  социально-психологическом климате  коллектива. Нужно провести более  углубленные тестирования для определения  уровня развития климата.

 

Можно сделать вывод, что 53% опрашиваемых человек считают  свой психологический климат средней  благоприятности, а именно 16 человек. 27% респондентов оценивают психологический  климат с точки зрения высокой  благоприятности (8 человек). 13% опрашиваемых человек ответили, что их психологический  климат – незначительной благоприятности (4 человека). 7% респондентов оценивают  свой психологический климат, как  неблагоприятный (2 человека). По данным исследования видно, что неблагоприятным  психологический климат назвали  два новых сотрудника, которые  еще не прошли адаптацию. В целом  большинство респондентов оценили  психологический климат с точки  зрения средней благоприятности.

 

Вторая методика – экспресс-диагностика  устойчивости к конфликтам предназначена  для изучения степени конфликтоустойчивости  сотрудников коллектива. Опросник состоит  из двух колонок с противоположными по смыслу суждениями. По пятибалльной системе оценивается, насколько  у каждого сотрудника проявляется  каждое из приведенных свойств.

 

Итоговые показатели конфликтоустойчивости  по данной методике находятся в диапазоне  от 10 до 50 баллов. Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим  показателям: 40-50 – высокий уровень  конфликтоустойчивости; 30-39 – средний  уровень конфликтоустойчивости; 20-29 – уровень выраженной конфликтности; 19 и менее – высокий уровень  конфликтности. Первичные данные диагностики  коллектива ЦКиЗ «Ассоль» представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Первичные  данные экспресс-диагностики устойчивости к конфликтам№ Респондент баллы № Респондент баллы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15 

Цветкова

 

Попова

 

Удалова

 

Бакашова

 

Степанова

 

Патлицына

 

Каструлева

 

Казак

 

Ковальчук

 

Шаповалова

 

Ширяева

 

Креминская

 

Дорошина

 

Шумовская

 

Верховина 

30

 

39

 

26

 

40

 

25

 

36

 

44

 

19

 

48

 

35

 

27

 

22

 

18

 

50

 

25 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30 

Дергунов

 

Золотухина

 

Ражик

 

Свиридова

 

Славкина

 

Коральчук

 

Шипилова

 

Пасхина

 

Вайтюк

 

Чеверс

 

Кулявина

 

Сопова

 

Варавва

 

Почекина

 

Тюрина 

20

 

42

 

23

 

45

 

29

 

32

 

22

 

38

 

17

 

42

 

32

 

25

 

17

 

19

 

39

 

 

Результаты экспресс-диагностики  устойчивости к конфликтам персонала  Центра Красоты и Здоровья «Ассоль» представлены на рисунке 2.10.

 

По данным рисунка 2.10 видно, что 33% опрашиваемых имеют уровень  выраженной конфликтности, а именно 10 человек, что отрицательно влияет на формирование благоприятного социально-психологического климата. 27% респондентов по итогам опроса, имеют средний уровень конфликтоустойчивости (8 человек). Высоким уровнем конфликтоустойчивости  обладают 23% всего коллектива, а именно 7 человек. 17% респондентов имеют высокий  уровень конфликтности (5 человек). По данным исследования можно сделать вывод о том, что большинство работников головного салона предрасположены к конфликтам.

 

Третья методика - интегральная удовлетворенность трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова. Интегративным показателем, отражающим благополучие или неблагополучие личности в трудовом коллективе, является удовлетворенность трудом, которая  содержит оценки интереса к выполняемой  работе, удовлетворенности взаимоотношениями  с сотрудниками и руководством, уровень  притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда. Данная методика позволяет оценить  не только общую удовлетворенность  своим трудом, но и оценить ее составляющие.

 

Суждения об общей и  парциальной удовлетворенности  трудом производится на основе сопоставления  полученных баллов с максимальными  показателями. Средний уровень удовлетворенности  трудом определяется в диапазоне  от 10 до 19 баллов от общей суммы. Низкий уровень удовлетворенности трудом характеризуется диапазоном от 0 до 9 баллов. Высокий уровень – свыше 20 баллов.

 

Также в процессе данной методики определяются составляющие удовлетворенности  трудом: 1 – интерес к работе, 2 – удовлетворенность достижениями в работе, 3 – удовлетворенность  взаимоотношениями с сотрудниками, 4 – с руководством, 5 – уровень  притязаний в профессиональной деятельности, 6 – предпочтение выполняемой работе высокому заработку, 7 – удовлетворенность  условиями труда, 8 – профессиональная ответственность. Составляющие удовлетворенности  трудом представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Первичные  данные методики определения интегральной удовлетворенности трудомРеспонденты 1 2 3 4 5 6 7 8 Общая удовлетворенность

 

Цветкова

 

Попова

 

Удалова

 

Бакашова

 

Степанова

 

Патлицына

 

Каструлева

 

Казак

 

Ковальчук

 

Шаповалова

 

Ширяева

 

Креминская

 

Дорошина

 

Шумовская

 

Верховина

 

Дергунов

 

Золотухина

 

Ражик

 

Свиридова

 

Славкина

 

Коральчук

 

Шипилова

 

Пасхина

 

Вайтюк

 

Чеверс

 

Кулявина

 

Сопова

 

Варавва

 

Почекина

 

Тюрина 

4

 

6

 

4

 

4

 

4

 

3

 

6

 

6

 

3

 

4

 

4

 

6

 

3

 

3

 

2

 

4

 

4

 

3

 

3

 

3

 

6

 

6

 

6

 

2

 

4

 

5

 

4

 

5

 

5

 

2

 

2

 

2

 

3

 

3

 

3

 

3

 

2

 

2

 

2

 

2

 

4

 

3

 

3

 

3

 

3

Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата на примере центра красоты и здоровья «Ассоль»