Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
Проблемы, которые мешают или могут в будущем помешать оптимальному развитию социально-психологического климата, не должны оставаться без внимания. Руководство организации должно способствовать их уничтожению, а лучше заранее пресекать развитие таких проблем.
3. Проект по совершенствованию
социально-психологического
3.1 Разработка этапов по
совершенствованию социально-
Для определения направлений
совершенствования социально-
Регулирование социально-психологического
климата имеет специфику в
соответствии с уровнем формирования
и проявления климата. На уровне организации
в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные
факторы (условия, организация, стимулирование
труда), в малой группе – те факторы,
которые связаны с социально-
Для начала в коллективе провели
диагностику социально-
Таким образом, определились
основные направления совершенствования
социально-психологического климата:
борьба с выраженным уровнем конфликтности,
повышение удовлетворенности
Первый этап по совершенствованию социально-психологического климата – борьба с выраженным уровнем конфликтности. Конфликт или конфликтная ситуация является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности, следовательно, негативно влияющие на развитие социально-психологического климата.
Возникновение конфликтной ситуации или напряжения внутри коллектива ухудшает климат, снижает производительность, может повлечь за собой увольнение сотрудников, уменьшает сотрудничество между конфликтующими сторонами, а также влечет материальные и эмоциональные затраты на решение конфликта.
В процессе включенного наблюдения
выявилась основная причина повышенного
уровня конфликтности – недовольство
новым руководителем. Еще, будучи офис
менеджером, у будущего исполняющего
обязанности директора с
Различные тренинговые программы
и сессии по решению проблем имеют
разную направленность: решение проблем
организационно-
Тренинг поможет решить многие
проблемы в коллективе. Он поспособствует
быстрой адаптации новых
Как показывает практика, данный тренинг способствует не просто устранению конфликтных ситуаций, а правильному их разрешению. Часто о взаимоотношениях судят по степени конфликтности на определенном отрезке времени. При этом нежелательны не сами по себе конфликты, без них не может быть жизненного процесса. Главное, чтобы в результате их разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллективов и росту людей как личностей.
Так как конфликты несут не только отрицательные, но и положительные функции:
- конфликт не дает сложившейся
системе отношений застыть,
- он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают дуг друга;
- конфликт способствует
структурированию социальных
- он стимулирует развитие
личности, рост у людей чувства
ответственности, осознание
- в возникающих при
конфликте критических
- развязывание конфликта
снимает подспудную
- конфликт выполняет
Таким образом, тренинг способствует
разрешению конфликта, учит верному
поведению в процессе такой ситуации,
а также способствует полному
искоренению данной проблемы. Проведение
тренинга помогает не только выбору верной
стратегии поведения в
Непрерывный поток новых
и потенциально полезных идей обеспечивается
соответствующим
У многих руководителей возникает
закономерное опасение, что подобная
практика частичного отказа от «порядка»
для постоянного притока новых
идей может спровоцировать работников
на безделье, потерю времени, привести
к хаосу. Конечно, «повышение степени
свободы» должно быть контролируемым.
Нельзя просто выделять время «на
творчество», нужно организовать это
дополнительное время, например поставить
задачи повышения эффективности
конкретного процесса, снижения затрат
на конкретные операции, повышения
качества определенной услуги и при
этом организовать решение этих задач,
используя специальные методы (мозговой
штурм). «Творческий хаос»
При внутрифирменном распределении
средств хорошо зарекомендовала
себя практика использования конкурсных
механизмов для получения внеплановых
средств на новаторские разработки
(внутрифирменная грантовая
Понятно, что предоставление сотрудникам «свободы творчества» связано с определенным риском. Но основные риски возникают не на стадии генерации новых идей, а на этапе их воплощения и тестирования, когда начинают привлекаться более значительные ресурсы. В долгосрочном плане ошибка менеджера, пытающегося заставить подчиненных точно следовать указаниям, значительно серьезнее, чем ошибки персонала, неизбежно возникающие в ходе творческого поиска.
Каждый менеджер понимает,
что ошибки неизбежны при попытке
создать что-то новое. Вместе с тем
многие руководители настороженно относятся
к новаторству персонала из-за
вероятных неудач. Чтобы снизить
риск творчества, во-первых, используются
специальные методы генерации и
оценки новых идей, которые позволяют
сократить количество вариантов
перебора решений и выводят на
сильные решения, что уменьшает
риск их внедрения. Во-вторых, усиливается
работа на этапе анализа и оценки
предложенной идеи с привлечением,
как собственных специалистов (сотрудников
компании), так и внешних экспертов.
В-третьих, разрабатываются запасные
варианты, которые должны применяться,
если решение не пойдет. В-четвертых,
проводится анализ «неудачных инноваций»
- почему «идея не пошла» и как
не следует поступать в
Обучение сотрудников
методам и технологиям
Появлению и развитию новых
идей способствует неформальное общение
сотрудников, так как оно снижает
«антиинновационную инерцию» (сопротивление
изменениям), повышает эффективность
совместной работы над проектами. Для
стимулирования общения и консолидирования
членов коллектива проводятся мероприятия,
где сотрудники совместно выполняют
«творческие задания», часто даже
не связанные с основной сферой деятельности,
организуются корпоративные праздники.
Руководство многих компаний регулярно
(раз в год или полгода) организует
такие мероприятия, когда все
сотрудники организации вывозятся
за город для неформального
Важным фактором творческого
климата является отлаженная система
сбора и оценки новых идей (конкурсы,
«ящики идей», регулярные встречи сотрудников
с руководством, на которых каждый
обязан предложить новую идею (практика
японских компаний)). Все предложения
поощряются, даже те, которые не получают
практического применения, а авторы
перспективных идей дополнительно
получают материальное или нематериальное
вознаграждение в зависимости от
эффективности и новизны
Улучшение какого-то одного
из факторов социально-психологического
климата не даст никакого эффекта, если
другие факторы не благоприятствуют
новаторской деятельности. Например,
проведение тренинга для развития креативных
способностей вряд ли будет полезным,
если в организации отсутствуют
условия для выдвижения новых
идей (вознаграждение за новые предложения
не предусмотрено, вся работа строго
регламентирована). Совершенствование
социально-психологического климата
лишь тогда даст заметный результат,
когда оно осуществляется системно.
Работника нужно не просто научить
методам творческого решения
задач, но и дать ему время и
возможности для генерации