Совершенствование социально-психологического климата на примере центра красоты и здоровья «Ассоль»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».

Файлы: 1 файл

Совершенствование социально.docx

— 144.99 Кб (Скачать)

Совершенствование социально-психологического климата (На примере центра красоты  и здоровья «Ассоль»)

 

 

Введение

 

Современные кризисные условия  негативно сказываются на работе салонов красоты. В первую очередь  ухудшения отражаются на клиентском потоке, режиме работы салонов, закрытии некоторых направлений, уменьшении линии продуктов. Все это не лучшим образом сказывается на прибыли  салонов красоты и общей психологической  атмосфере в этом бизнесе.

 

В Российской практике роль социально-психологического климата  приобретает существенное значение. Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с возросшими требованиями к уровню психологической включенности работника в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности  людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

 

Социально контактная часть  любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в  формировании социально-психологического климата коллектива. Эффективное  выполнение трудовых функций зависит  не только от выполнения организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом  климате, необходимо учитывать, что  речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся  в течение определенного времени  и имеющей возможность изменения  и развития.

 

Межличностные отношения, возникающие  в результате общения людей в  их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической  совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями  и видами. Межличностные отношения  в группе и совместимость (физиологическая  и психологическая) ее членов создают  то внешнее общественно-психологическое  явление, которое называется социально-психологическим  климатом или атмосферой.

 

Социально-психологический  климат – это настроение группы, определяемое межличностными отношениями  совместно живущих, работающих или  обучающихся людей.

 

В общем виде социально-психологический  климат представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый настрой  коллектива, который находит многообразные  формы проявления в его жизнедеятельности.

 

Формирование благоприятного социально-психологического климата  трудового коллектива является одним  из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального  развития коллектива и его психологических  резервов, способных к более полной реализации.

 

Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим  климатом – важнейшая проблема для  руководителей компании, фирмы. Поэтому  так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата  организации, разработанных как  отечественными, так и зарубежными  исследователями. Благоприятный социально-психологический  климат – это итог систематической  работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников  организации.

 

Объектом исследования выступает  Общество с ограниченной ответственностью «Центр Красоты и Здоровья «Ассоль». Предметом исследования является процесс  формирования и развития климата.

 

Целью дипломного проекта  является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.

 

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

 

1. Рассмотреть теоретические  основы социально-психологического  климата коллектива.

 

2. Провести диагностику  существующего социально-психологического  климата коллектива в ЦКиЗ  «Ассоль».

 

3. Определить причины,  мешающие оптимальному развитию  социально-психологического климата.

 

4. Разработать проект по  совершенствованию социально-психологического  климата, мероприятия по внедрению  проекта.

 

Ограничением дипломного проекта являются организационная  культура, адаптация персонала, мотивация, социальная политика, стратегии управления персоналом, формирование имиджа фирмы, корпоративная политика, а также  система подготовки и переподготовки кадров.

 

 

1. Теоретические основы  социально-психологического климата 

 

 

1.1 Понятие и формирование  социально-психологического климата  коллектива

 

«Люди – самый главный  ресурс организации, важнейший источник производительности. Знаменитый на весь мир бизнесмен Генри Форд твердо заявлял: «Вы можете забрать мои  фабрики, сжечь мои здания, но оставьте мне людей, и я все восстановлю». Действительно, организация не может  сама увеличить свою производительность – это могут люди. Они являются действительно ценным достоянием любой  организации. Системы устаревают. Здания рушатся. Оборудование изнашивается. А  люди могут расти, развиваться и  работать более эффективно, особенно если их руководитель знает, на что  они способны, и умеет направить  их силы в одно русло, что выполняется  постановкой общей цели и мотивированием к труду. Поэтому эффективное  управление «человеческими ресурсами», создание оптимального социально-психологического климата выдвигается в число  критических факторов экономического успеха»[1].

 

«Изучение социально-психологического климата коллектива издавна привлекает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, сделаны сотни  докладов на научных конференциях и  симпозиумах. Однако ученым пока так  и не удалось окончательно договориться, что же такое социально-психологический  климат. Сегодня существует более  сотни определений данного явления  и не меньшее количество методик  его изучения»[2].

 

«В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия  социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических  связей членов коллектива, возникающей  на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии  три «климатические зоны»: социальный климат, который определяется тем, насколько  на предприятии высока осознанность работниками общих целей и  задач, насколько здесь гарантировано  соблюдение всех конституционных прав работников как граждан. Моральный  климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая  складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия, которого значительно локальнее морального и социального»[3].

 

«Е.С. Кузьмин считает, что  понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений  между людьми, преобладающий тон  общественного настроения, уровень  управления, условия и особенности  труда и отдыха в данном коллективе»[4].

 

«Б.Ф. Ломов включает в  понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические  механизмы взаимодействия между  людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее  настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

 

Социально-психологический  климат – качественная сторона межличностных  отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное  выражение собственного мнения при  обсуждении вопросов, касающихся всего  коллектива; отсутствие давления руководителей  на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для  коллектива решения»[5].

 

«Социально-психологический  климат – состояние межличностных  отношений в трудовом коллективе. Благоприятный социально-психологический  климат способствует росту производительности труда в коллективе, удовлетворенности  трудом членов коллектива и его сплоченности»[6].

 

Анализ различных точек  зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод  о том, что он представляет собой  преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные  формы проявления во всей его жизнедеятельности. Социально-психологический климат – это состояние психологии трудового  коллектива как единого целого, которое  интегрирует частные групповые  состояния. Климат – это не сумма  групповых состояний, а их интеграл.

 

«Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся  в коллективе отношений между  его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой  синтез общественных и межличностных  отношений. Существенным показателем  особенностей взаимоотношений в  коллективе являются формы обращения  как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата.

 

Изучение коммуникативных  связей в коллективе по числу и  направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии  взаимоотношений в нем. Неблагополучное  развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных  членов коллектива, сокращению числа  контактов в нем, к свертыванию  коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушению обратной связи между  участниками деятельности. Таким  образом, коммуникативные связи  в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата»[7].

 

«Основными показателями социально-психологического климата  трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

 

Сплоченность – один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя  основными переменными – уровнем  взаимной симпатии в межличностных  отношениях и степенью привлекательности  группы для ее членов.

 

Ответственность – контроль над деятельностью с точки  зрения выполнения принятых в организации  правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим  климатом сотрудники стремятся к  принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

 

Контактность и открытость – определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень  психологической близости между  ними»[8].

 

«Социально-психологический  климат как интегральное состояние  коллектива включает в себя целый  комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана  определенная система показателей, на основании которых оказывается  возможным оценить уровень и  состояние социально-психологического климата.

 

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

 

– в коллективе преобладает  бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений  между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах  сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать  в совместных делах, вместе проводить  свободное время; в отношениях преобладают  одобрение и поддержка, критика  высказывается с добрыми пожеланиями;

 

– в коллективе существуют нормы справедливого и уважительного  отношения ко всем его членам, помогают новичкам;

 

– в коллективе высоко ценят  такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие;

 

– члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для  всех дело, и добиваются высоких  показателей в труде и профессиональной деятельности;

 

– успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание  и искреннее участие всех членов коллектива.

 

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

 

– в коллективе преобладают  подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены  коллектива проявляют отрицательное  отношение к более близкому отношению  друг с другом;

 

– в коллективе отсутствуют  нормы справедливости и равенства  во взаимоотношениях, здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими;

 

– такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете;

 

– члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться  от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело;

Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата на примере центра красоты и здоровья «Ассоль»