Совершенствование кадровой политики предприятия на примере ОАО «Чусовской металлургический завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:41, дипломная работа

Краткое описание

В работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу, посвященную проблемам анализа, совершенствования организационных структур управления, эффективности различных видов организационных структур.
2. Провести анализ организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+».
3. Оценить эффективность существующей организационной структуры управления.
4. Разработать рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование организационной структуры управления Группы предприятий «Янтарь+».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур управления……... 5
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур……………………...... 5
1.2. Основные параметры структуры организации…………………………………………. 8
1.3. Виды организационных структур………………………………………………………. 21
1.4. Причины совершенствования организационной структуры…………………………. 34
Глава 2. Анализ эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»…………………………………………………………………...….. 37
2.1. Общая характеристика Группы предприятий «Янтарь +»…………………………..... 37
2.2. SWOT-анализ Группы предприятий «Янтарь +»………………………………….…... 39
2.3. Анализ движения рабочей силы…………………………..………………….……........ 42
2.4. Описание организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»..….…….. 44
2.5. Анализ эффективности деятельности структурных подразделений………...………. 49
2.6. Анализ некоторых должностных инструкций сотрудников компании…….……….. 53
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+»………………………………………………………………..………………...….... 59
3.1. Внедрение матричной структуры управления…………………………………......….. 59
3.2. Проектирование отдела маркетинга………………………………………………....…. 62
3.3. Изменение структуры планово-экономического отдела…………………………….... 68
3.4. Повышение эффективности деятельности отдела логистики…………………….…... 70
3.5. Итоги проведения предлагаемых мероприятий………………………………………. 73
Заключение………………………………………………………………………………….….. 78
Список литературы…………………………………………………………………………….. 81
Приложение 1. Схема формальной структуры организации. Схема неформальной структура организации……………………………………………………………….….. 83

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 517.00 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Специальность        «Менеджмент организации»

Специализация       «Оценка и управление собственностью»

 

 

 

                                              Допускается  к защите

                                                            «_____»___________________2014г.

Зав.кафедрой

________________________________

 

                                 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему:

«Совершенствование кадровой политики предприятия на примере ОАО «Чусовской металлургический завод»

 

 

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур управления……... 5

    1. Понятие и принципы построения  организационных структур……………………...... 5
    2. Основные параметры структуры организации…………………………………………. 8

1.3. Виды организационных  структур………………………………………………………. 21

1.4. Причины совершенствования  организационной структуры…………………………. 34

Глава 2. Анализ эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»…………………………………………………………………...….. 37

2.1. Общая характеристика  Группы предприятий «Янтарь +»…………………………..... 37

2.2. SWOT-анализ Группы предприятий «Янтарь +»………………………………….…... 39

2.3. Анализ движения рабочей силы…………………………..………………….……........ 42

2.4. Описание  организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»..….…….. 44

2.5. Анализ эффективности  деятельности структурных подразделений………...………. 49

2.6. Анализ некоторых должностных инструкций сотрудников компании…….……….. 53

Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+»………………………………………………………………..………………...….... 59

3.1. Внедрение матричной структуры управления…………………………………......….. 59

3.2. Проектирование отдела маркетинга………………………………………………....…. 62

3.3. Изменение структуры планово-экономического отдела…………………………….... 68

3.4. Повышение эффективности деятельности отдела логистики…………………….…... 70

3.5. Итоги проведения  предлагаемых мероприятий………………………………………. 73

Заключение………………………………………………………………………………….….. 78

Список литературы…………………………………………………………………………….. 81

Приложение 1. Схема формальной структуры организации. Схема неформальной структура организации……………………………………………………………….….. 83

Приложение 2. Схема линейной структуры организации. Схема функциональной структуры организации. ………………………………………………………….……... 84

Приложение 3. Схема линейно - функциональной структуры организации. Схема матричной структуры организации…………………………………………………....... 85

Приложение 4. Должностная инструкция директора по развитию…………………...……. 86

Приложение 5. Должностная инструкция начальника ПЭО....……………………………... 88

Приложение 6. Должностная инструкция экономиста ПЭО……………………………..…. 90

 

Введение

 

Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей усиления внимания стратегическим задачам, независимо от характера предприятия и рода его деятельности. И до сих пор многие руководители высшего ранга продолжают основное время уделять оперативным вопросам, а их решения, которые будут иметь влияние и в  перспективе, основываются на простой экстраполяции текущих тенденций на будущее. Высший руководитель (или их группа) должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу с той полнотой, которую позволяет юридическая и экономическая самостоятельность данность предприятия. Это почти всегда связано с преобразованиями организационных структур.

Развитие или внедрение различной продукции или услуг, выход на разнообразные рынки, дополнительное освоение новых производственных процессов вносят совершенно новые моменты в организацию. До тех пор пока эти разнородные элементы сравнительно невелики, их можно приспособить к функционированию какой-либо части существующей структуры. Но когда они принимают огромные размеры (по используемым ресурсам, потребностям, риску, будущим возможностям), структурные изменения становятся неизбежными.

Структура организации – это основной элемент любой организации, не только характеризующий её, но и представляющий собой сам механизм построения и функционирования организации. Правильный выбор организационной структуры – необходимый фактор успешного функционирования предприятия, фирмы или организации.

На сегодняшний день на предприятиях разных отраслей актуальна проблема изменения организационной структуры в связи с несколькими причинами. Во-первых, на то вынуждают конкуренты – как важный элемент внешней среды организации. Во-вторых, динамика развития бизнеса высока, и фирме необходимо повышать свою мобильность, чтобы быть приспособленной к любым изменениям, как во внешней, так и во внутренней среде. 

Данная работа основана на анализе существующей организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+», то есть объектом исследования является компания – Группа предприятий «Янтарь+», предметом – организационная структура ГП «Янтарь+». Целью дипломной работы является разработка проекта мероприятий, направленных на совершенствование действующей организационной структуры управления.

В работе предполагается решить следующие задачи:

1. Изучить учебно-методическую  литературу, посвященную проблемам  анализа, совершенствования организационных  структур управления, эффективности различных видов организационных структур.

2. Провести анализ организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+».

3. Оценить эффективность существующей организационной структуры управления.

4. Разработать рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование организационной структуры управления Группы предприятий «Янтарь+».

Анализ и оценка эффективности существующей организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+» проводятся с использованием метода организационной, структурной, функциональной диагностики, а также с использованием метода SWOT-анализа.

Информационной базой для написания данной дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по общим принципам устройства и функционирования организации, а также нормативные документы компании «Янтарь+».

 

Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур управления

    1. Понятие и принципы построения  организационных структур

Организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно [6, c.102]. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под организационной структурой управления  понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления  определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [19, c. 212].

Стратегическое планирование определяет, что будет делать организация, а организационная структура — как распределяются задачи и соответственно им ресурсы, необходимые для достижения целей. Удачно выбранная структура дает организации существенные преимущества [21, c. 77].

На действенность и эффективность организационной структуры влияют:

  1. действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
  2. действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
  3. полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем) [20, c. 216].

  При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом [19, c. 215].

1. Организационная структура управления  должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления  надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями  и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная структура управления  призвана быть адекватной социально-культурной  среде организации, оказывающей  существенное влияние на решения  относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или изменении) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления. В результате, оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

 

 

 

 

1.2. Основные параметры структуры  организации

 

При анализе организации ее структура может быть охарактеризована тремя основными параметрами — сложностью, степенью формализации и централизацией.

 

  Сложность структуры организации

Сложность считается одним из самых основных параметров структуры и в свою очередь определяется двумя параметрами — дифференциацией и интеграцией.

Дифференциация — наиболее важный показатель сложности организации — характеризует разнородность организации, ее многофункциональность, различия в достигаемых целях. Существуют три основных типа дифференциации:

1. Горизонтальная дифференциация показывает степень разделения труда в организации, наличие специализации в деятельности подразделений. Горизонтальная дифференциация может быть осуществлена по пяти параметрам:

а) разделение по функциям — наиболее распространенная основа для дифференциации. Например, на предприятии имеются подразделения по производству, контролю, продаже результатов исследований и разработок;

б) разделение по числу работников представляет собой простейший способ группировки внутри организации. Например, если в организации работают 30 работников и три руководителя, то можно просто разделить эту организацию на три подразделения по 10 человек в каждом. Этот подход чаще всего используется в малых организациях или при выполнении простых работ, не нуждающихся в применении труда узких специалистов-профессионалов;

Информация о работе Совершенствование кадровой политики предприятия на примере ОАО «Чусовской металлургический завод»