Совершенствование кадровой политики предприятия на примере ОАО «Чусовской металлургический завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:41, дипломная работа

Краткое описание

В работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу, посвященную проблемам анализа, совершенствования организационных структур управления, эффективности различных видов организационных структур.
2. Провести анализ организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+».
3. Оценить эффективность существующей организационной структуры управления.
4. Разработать рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование организационной структуры управления Группы предприятий «Янтарь+».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур управления……... 5
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур……………………...... 5
1.2. Основные параметры структуры организации…………………………………………. 8
1.3. Виды организационных структур………………………………………………………. 21
1.4. Причины совершенствования организационной структуры…………………………. 34
Глава 2. Анализ эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»…………………………………………………………………...….. 37
2.1. Общая характеристика Группы предприятий «Янтарь +»…………………………..... 37
2.2. SWOT-анализ Группы предприятий «Янтарь +»………………………………….…... 39
2.3. Анализ движения рабочей силы…………………………..………………….……........ 42
2.4. Описание организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»..….…….. 44
2.5. Анализ эффективности деятельности структурных подразделений………...………. 49
2.6. Анализ некоторых должностных инструкций сотрудников компании…….……….. 53
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+»………………………………………………………………..………………...….... 59
3.1. Внедрение матричной структуры управления…………………………………......….. 59
3.2. Проектирование отдела маркетинга………………………………………………....…. 62
3.3. Изменение структуры планово-экономического отдела…………………………….... 68
3.4. Повышение эффективности деятельности отдела логистики…………………….…... 70
3.5. Итоги проведения предлагаемых мероприятий………………………………………. 73
Заключение………………………………………………………………………………….….. 78
Список литературы…………………………………………………………………………….. 81
Приложение 1. Схема формальной структуры организации. Схема неформальной структура организации……………………………………………………………….….. 83

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 517.00 Кб (Скачать)

 

Условные обозначения операций:                                     

Ц – постановка цели, формирование задачи                                

Р – принятие решения, утверждение, координация                       

П – подготовка решения, составление, расчет                               

С – согласование, рассмотрение                                    

И – исполнение, доведение, выполнение                                        

У – участие, информирование, сбор данных                                

«-» - неучастие в выполнении операции                                        

 

Заключение

 

Во многих случаях дистанция между разрабатываемой в компании стратегией и способностью ее руководителей реализовать эту стратегию, достаточно велика. Структуры фирм, сложившиеся в условиях (и для условий) стабильной окружающей среды, могут быстро превратиться в труднопреодолимые препятствия для повышения эффективности, когда эта среда начинает быстро меняться.

Приведение структуры организации в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что для этого существуют серьезные причины, вызывающие их необходимость.

Наиболее распространенной причиной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи при осуществлении традиционных мер по снижению роста издержек, повышению производительности, расширению сужающихся внутренних и внешних рынков или привлечению новых финансовых ресурсов. Обычно, предпринимаются такие меры, как изменения в составе и уровне квалификации работающих, изменение более совершенных методов управления, разработка специальных программ. В конце концов, высшие руководители приходят к выводу, что причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определенных недостатках организационной структуры управления. 

Некоторым предприятиям удается функционировать удовлетворительно только ценой чрезмерной перегруженности работой высших руководителей. Если очевидные меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку руководителей, не приводят к ощутимым результатам, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения форм организации.

Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых и более совершенных стратегических решений. Если структура предполагает осуществление стратегии, то стратегия также не может быть успешной без соответствующей структуры. Почти на любом крупном предприятии можно найти примеры, когда осуществлению хорошо задуманных стратегических планов мешала организационная структура, которая задерживала их выполнение или отдавала предпочтение решению второстепенных вопросов.

С этой же проблемой столкнулась ГП «Янтарь+». Этой компании, как и многим российским организациям, пришлось столкнуться с организационным проектированием, связанным с развитием деятельности. Однако в ходе исследования выяснилось, что существующая в компании линейно-функциональная структура препятствует разработке и эффективному внедрению новых проектов. Это связано с тем, что ГП «Янтарь+» столкнулась с недостатками линейно-функциональной структуры, а именно: несогласованность действий вертикальных структур, стремящихся к оптимизации своей деятельности без учета интересов всей организации; недостаточно гибкая и плохо приспосабливающаяся к изменениям окружающей среды структура. Также наблюдается перегруженность некоторых сотрудников (начальника планово-экономического отдела, директора по развитию) и неэффективность исполнения ими своих обязанностей. Кроме того, выявлены пробелы в исполнении маркетинговых функций, которые весьма важны при развитии компании в конкурентной среде.

Оптимальным решением возникших проблем является внедрение матричной структуры управления. Это позволит завершить начатые проекты на данный момент, а так же эффективно заниматься внедрением новых проектов;  позволит наладить более тесные коммуникационные связи между подразделениями; позволит снизить издержки предприятия на содержание штата из нескольких человек дирекции по развитию, которая и занимается разработкой и внедрением проектов. Кроме того, необходимо внедрить в структуру компании новый отдел – отдел маркетинга, на который будет возложено выполнение соответствующих маркетинговых функций.

 

 

Список литературы

 

  1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. – М., 2003г.
  2. Аккофф Р.Планирование будущего корпорации – М., 2001. – 246 с.
  3. Ансофф И. Стратегическое управление. – М., 1999. – 536 С.
  4. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом : учебник для вузов. – М., 2001 -  560 с.
  5. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М., 2004  - 486 c.
  6. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: Учебное пособие для вузов. – М., 1991г – 228 с.
  7. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие – М, 2000. – 256 с.
  8. Веснин В.Р. Практический менеджмент. – М., 1998. – 295 с.
  9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник – М., 1998. – 296 с.
  10. Водачек Л., Водочкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии.  М., 1999. – 432 c.
  11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для студентов вузов - М., 2005. - 480 с.
  12. Джеймс Л.Гибсон, Д.Иванцевич, Джеймс Х.Доннелли-мл. Организации: поведение, структура, процессы. – М, 2002 г.
  13. Дункан У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте.- М., 2006. - 272 с.
  14. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов – Н.Новгород, 2003. – 720 с.
  15. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Мн., 2001г. – 336с.
  16. Кравченко К.А. Как повысить экономическую эффективность компании за счет изменения управленческой структуры // Управление персоналом. -  2005. -  № 1-2 (109) – С. 54-55.
  17. Котлер Ф. Управление маркетингом – М., 1990. –  745с.
  18. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. - М., 2000. - 312 с.
  19. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимова, А.В. Игнатьевой – М., 1998. – 342 с.
  20. Менеджмент организации. Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М., 1995. – 429 с.
  21. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М., 2002. – 295 с.
  22. Мыльник В.В. Теория управления: Учебное пособие. – М., 2003. – 494 с.
  23. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2002. – 800 с.
  24. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №5.
  25. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. – М., 2001. – 342 с.
  26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2001. – 704 с.
  27. Сацков Н.Я.  Практический менеджмент.  Методы и приемы деятельности руководителя. - Донецк,2003. - 448 с.
  28. Теория управления: Учебник/общ. ред. А.И. Турчинова. – М., 2002. – 488с.
  29. Шонесси О.Дж. Принципы организации управления фирмой - М., 1989. - 378 c.
  30. Уотерман Р. Фактор обновления: Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. – М.,1998. – 248 c.
  31. Управление персоналом организации. Учебник./Под ред. А.Я. Кибанова.- М., 2000. - 512 c.
  32. Устав Группы предприятия «Янтарь +»
  33. Должностная инструкция директора по развитию ГП «Янтарь +»
  34. Должностная инструкция начальника планово-экономического отдела ГП «Янтарь+»

 

Приложение 1


 



 


 

 


 


 


 

 


 

 


 

 

 



 


 

 

 

Схема 1. Формальная структура организации


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР


 


ПОМОЩНИК


ГЕНЕРАЛЬНОГО


ДИРЕКОРА

                   БУХГАЛТЕР


 


 

 ДИРЕКТОР ЗАВОДА С


ДИРЕКТОР ЗАВОДА А

 

 


 

 

 

Схема 2. Неформальная структура организации

 

Приложение 2

 

 

Схема 3. Линейная структура организации.

 

 

 

 

Схема 4. Функциональная структура организации

 

Приложение 3

 

Схема 5. Линейно-функциональная структура организации

 

 

Схема 6. Матричная структура организации

 

Приложение 4

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

директора по развитию ГП «Янтарь+»

 

1. Общие положения

 

1.Директор по развитию относится  к категории руководителей. На  должность  назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет.

2.Директор по  развитию назначается и освобождается от должности генеральным директором ГП «Янтарь+».

3.Директор по развитию отдела  подчиняется генеральному директору.

 

2. Необходимые знания  и навыки:

 

1. Законодательные  и нормативные правовые акты, регламентирующие торговую, финансово-экономическую деятельность предприятия.

2. Порядок  оформления операций и организацию  документооборота по участкам учета.

3. Условия  налогообложения физических и  юридических лиц.

4. Правила  разработки, внедрения проектов.

5. Основы  бизнес-планирования и бюджетирования на предприятии.

6. Стратегию  и перспективы развития предприятия.

7. Профиль, специализацию и особенности  структуры предприятия.

8. Состояние  и перспективы развития рынка  сбыта продукции, работ (услуг).

9. Систему  экономических стандартов и показателей предприятия.

10. Организацию  выставок, ярмарок

12. Основы  трудового законодательства.

13. Правила  внутреннего трудового распорядка.

14. Этический  кодекс предприятия.

15. Правила  и нормы охраны труда.

16. Средства  вычислительной техники.

17. Способность аналитически мыслить.

 

3. Должностные обязанности

 

3.1.Руководство подчиненным персоналом.

3.2. Анализ полученной информации, их сопоставимость с данными  за предшествующие периоды.

3.3. Осуществляет оперативный учет  показателей торговой проектной  деятельности предприятия.

3.4. Составляет устав, бюджет проекта.

3.5.Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных  по проектам.

3.6.Участвует в разработке и  осуществлении мероприятий, направленных  на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.

3.7.Выявляет и предлагает мероприятия  развития предприятия.

3.8. Подготавливает периодическую  отчетность в установленные сроки.

3.9.Участвует в разработке и  внедрении прогрессивных форм  и методов развития на основе применения современных средств вычислительной техники.

3.10.Выполняет отдельные служебные  поручения руководителя.

 

 

 4. Права

 

Директор по развитию имеет право:

4.1.Получать от специалистов  структурных подразделений организации  информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.2.Представлять на рассмотрение  генеральному директору предложения  по улучшению работы дирекции  по развитию.

 

 

5. Ответственность

 

Директор по развитию несет ответственность:

5.1.За неисполнение или ненадлежащее  исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией,- в соответствии с действующим трудовым законодательством, а так же за несоблюдение обязанностей персоналом отдела.

5.2.За правонарушения, совершенные  в период осуществления своей  деятельности в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством,

5.3.За причинение материального  ущерба в соответствии с действующим  законодательством.

5.4.За  разглашение информации, которая  была использована в ходе работы, в соответствии с законодательством РФ.

 

 

 Приложение 5

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

начальника планово-экономического отдела ГП «Янтарь+»

 

1. Общие положения

 

1. Начальник планово-экономического  отдела относится к категории  руководителей.

2. На должность начальника планово-экономического отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области экономического планирования не менее 5 лет.

3. Назначение на должность начальника  планово-экономического отдела и освобождение от нее производится приказом генерального директора предприятия по представлению финансового директора.

4. Начальник планово-экономического отдела подчиняется непосредственно финансовому директору.

 

2. Необходимые знания и навыки:

 

1. Законодательные  и нормативные правовые акты  регламентирующие торговую и  финансово-экономическую деятельность  предприятия.

2. Законодательство  о бухгалтерском учете.

3. Порядок  оформления операций и организацию  документооборота по участкам учета.

4. Условия  налогообложения физических и  юридических лиц.

5. Правила  проведения инвентаризаций денежных  средств и ТМЦ.

6. Правила  проведения проверок и документальных  ревизий.

7. Стратегию  и перспективы развития предприятия.

9. Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.

10. Состояние  и перспективы развития рынка  сбыта продукции, работ (услуг).

11. Систему  экономических стандартов и показателей  предприятия.

12. Организацию  статистического учета, планово-учетную  документацию, сроки и порядок составления отчетности.

13. Основы  трудового законодательства.

14. Правила  внутреннего трудового распорядка.

15. Этический  кодекс предприятия.

16. Правила  и нормы охраны труда.

17. Средства  вычислительной техники.

18. Способность  аналитически мыслить.

 

3. Должностные обязанности

 

1. Осуществляет руководство работой  по экономическому планированию  в организации, направленном на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

2. Возглавляет подготовку проектов  текущих планов подразделениями  организации по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним.

3. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.

Информация о работе Совершенствование кадровой политики предприятия на примере ОАО «Чусовской металлургический завод»