Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:41, дипломная работа
В работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу, посвященную проблемам анализа, совершенствования организационных структур управления, эффективности различных видов организационных структур.
2. Провести анализ организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+».
3. Оценить эффективность существующей организационной структуры управления.
4. Разработать рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование организационной структуры управления Группы предприятий «Янтарь+».
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур управления……... 5
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур……………………...... 5
1.2. Основные параметры структуры организации…………………………………………. 8
1.3. Виды организационных структур………………………………………………………. 21
1.4. Причины совершенствования организационной структуры…………………………. 34
Глава 2. Анализ эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»…………………………………………………………………...….. 37
2.1. Общая характеристика Группы предприятий «Янтарь +»…………………………..... 37
2.2. SWOT-анализ Группы предприятий «Янтарь +»………………………………….…... 39
2.3. Анализ движения рабочей силы…………………………..………………….……........ 42
2.4. Описание организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»..….…….. 44
2.5. Анализ эффективности деятельности структурных подразделений………...………. 49
2.6. Анализ некоторых должностных инструкций сотрудников компании…….……….. 53
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+»………………………………………………………………..………………...….... 59
3.1. Внедрение матричной структуры управления…………………………………......….. 59
3.2. Проектирование отдела маркетинга………………………………………………....…. 62
3.3. Изменение структуры планово-экономического отдела…………………………….... 68
3.4. Повышение эффективности деятельности отдела логистики…………………….…... 70
3.5. Итоги проведения предлагаемых мероприятий………………………………………. 73
Заключение………………………………………………………………………………….….. 78
Список литературы…………………………………………………………………………….. 81
Приложение 1. Схема формальной структуры организации. Схема неформальной структура организации……………………………………………………………….….. 83
Условные обозначения операций:
Ц – постановка цели, формирование
задачи
Р – принятие решения, утверждение, координация
П – подготовка решения, составление,
расчет
С – согласование, рассмотрение
И – исполнение, доведение,
выполнение
У – участие, информирование,
сбор данных
«-» - неучастие в выполнении
операции
Заключение
Во многих случаях дистанция между разрабатываемой в компании стратегией и способностью ее руководителей реализовать эту стратегию, достаточно велика. Структуры фирм, сложившиеся в условиях (и для условий) стабильной окружающей среды, могут быстро превратиться в труднопреодолимые препятствия для повышения эффективности, когда эта среда начинает быстро меняться.
Приведение структуры организации в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что для этого существуют серьезные причины, вызывающие их необходимость.
Наиболее распространенной причиной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи при осуществлении традиционных мер по снижению роста издержек, повышению производительности, расширению сужающихся внутренних и внешних рынков или привлечению новых финансовых ресурсов. Обычно, предпринимаются такие меры, как изменения в составе и уровне квалификации работающих, изменение более совершенных методов управления, разработка специальных программ. В конце концов, высшие руководители приходят к выводу, что причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определенных недостатках организационной структуры управления.
Некоторым предприятиям удается функционировать удовлетворительно только ценой чрезмерной перегруженности работой высших руководителей. Если очевидные меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку руководителей, не приводят к ощутимым результатам, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения форм организации.
Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых и более совершенных стратегических решений. Если структура предполагает осуществление стратегии, то стратегия также не может быть успешной без соответствующей структуры. Почти на любом крупном предприятии можно найти примеры, когда осуществлению хорошо задуманных стратегических планов мешала организационная структура, которая задерживала их выполнение или отдавала предпочтение решению второстепенных вопросов.
С этой же проблемой столкнулась ГП «Янтарь+». Этой компании, как и многим российским организациям, пришлось столкнуться с организационным проектированием, связанным с развитием деятельности. Однако в ходе исследования выяснилось, что существующая в компании линейно-функциональная структура препятствует разработке и эффективному внедрению новых проектов. Это связано с тем, что ГП «Янтарь+» столкнулась с недостатками линейно-функциональной структуры, а именно: несогласованность действий вертикальных структур, стремящихся к оптимизации своей деятельности без учета интересов всей организации; недостаточно гибкая и плохо приспосабливающаяся к изменениям окружающей среды структура. Также наблюдается перегруженность некоторых сотрудников (начальника планово-экономического отдела, директора по развитию) и неэффективность исполнения ими своих обязанностей. Кроме того, выявлены пробелы в исполнении маркетинговых функций, которые весьма важны при развитии компании в конкурентной среде.
Оптимальным решением возникших проблем является внедрение матричной структуры управления. Это позволит завершить начатые проекты на данный момент, а так же эффективно заниматься внедрением новых проектов; позволит наладить более тесные коммуникационные связи между подразделениями; позволит снизить издержки предприятия на содержание штата из нескольких человек дирекции по развитию, которая и занимается разработкой и внедрением проектов. Кроме того, необходимо внедрить в структуру компании новый отдел – отдел маркетинга, на который будет возложено выполнение соответствующих маркетинговых функций.
Список литературы
Приложение 1
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
ПОМОЩНИК
ГЕНЕРАЛЬНОГО
ДИРЕКОРА
БУХГАЛТЕР
ДИРЕКТОР ЗАВОДА С
ДИРЕКТОР ЗАВОДА А
Схема 2. Неформальная структура организации
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
директора по развитию ГП «Янтарь+»
1. Общие положения
1.Директор по развитию
2.Директор по развитию назначается и освобождается от должности генеральным директором ГП «Янтарь+».
3.Директор по развитию отдела
подчиняется генеральному
2. Необходимые знания и навыки:
1. Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие торговую, финансово-экономическую деятельность предприятия.
2. Порядок
оформления операций и
3. Условия налогообложения физических и юридических лиц.
4. Правила разработки, внедрения проектов.
5. Основы
бизнес-планирования и
6. Стратегию
и перспективы развития
7. Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.
8. Состояние и перспективы развития рынка сбыта продукции, работ (услуг).
9. Систему
экономических стандартов и
10. Организацию выставок, ярмарок
12. Основы трудового законодательства.
13. Правила
внутреннего трудового
14. Этический кодекс предприятия.
15. Правила и нормы охраны труда.
16. Средства вычислительной техники.
17. Способность аналитически мыслить.
3. Должностные обязанности
3.1.Руководство подчиненным
3.2. Анализ полученной информации, их сопоставимость с данными за предшествующие периоды.
3.3. Осуществляет оперативный учет
показателей торговой
3.4. Составляет устав, бюджет проекта.
3.5.Выполняет работы по
3.6.Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
3.7.Выявляет и предлагает
3.8. Подготавливает периодическую
отчетность в установленные
3.9.Участвует в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов развития на основе применения современных средств вычислительной техники.
3.10.Выполняет отдельные
4. Права
Директор по развитию имеет право:
4.1.Получать от специалистов
структурных подразделений
4.2.Представлять на
5. Ответственность
Директор по развитию несет ответственность:
5.1.За неисполнение или
5.2.За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством,
5.3.За причинение
5.4.За
разглашение информации, которая
была использована в ходе
Приложение 5
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
начальника планово-экономического отдела ГП «Янтарь+»
1. Общие положения
1. Начальник планово-
2. На должность начальника
3. Назначение на должность
4. Начальник планово-экономического отдела подчиняется непосредственно финансовому директору.
2. Необходимые знания и навыки:
1. Законодательные
и нормативные правовые акты
регламентирующие торговую и
финансово-экономическую
2. Законодательство о бухгалтерском учете.
3. Порядок
оформления операций и
4. Условия налогообложения физических и юридических лиц.
5. Правила
проведения инвентаризаций
6. Правила
проведения проверок и
7. Стратегию
и перспективы развития
9. Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.
10. Состояние и перспективы развития рынка сбыта продукции, работ (услуг).
11. Систему
экономических стандартов и
12. Организацию статистического учета, планово-учетную документацию, сроки и порядок составления отчетности.
13. Основы трудового законодательства.
14. Правила
внутреннего трудового
15. Этический кодекс предприятия.
16. Правила и нормы охраны труда.
17. Средства вычислительной техники.
18. Способность аналитически мыслить.
3. Должностные обязанности
1. Осуществляет руководство
2. Возглавляет подготовку
3. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.