Совершенствование кадровой политики предприятия на примере ОАО «Чусовской металлургический завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:41, дипломная работа

Краткое описание

В работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу, посвященную проблемам анализа, совершенствования организационных структур управления, эффективности различных видов организационных структур.
2. Провести анализ организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+».
3. Оценить эффективность существующей организационной структуры управления.
4. Разработать рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование организационной структуры управления Группы предприятий «Янтарь+».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур управления……... 5
1.1. Понятие и принципы построения организационных структур……………………...... 5
1.2. Основные параметры структуры организации…………………………………………. 8
1.3. Виды организационных структур………………………………………………………. 21
1.4. Причины совершенствования организационной структуры…………………………. 34
Глава 2. Анализ эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»…………………………………………………………………...….. 37
2.1. Общая характеристика Группы предприятий «Янтарь +»…………………………..... 37
2.2. SWOT-анализ Группы предприятий «Янтарь +»………………………………….…... 39
2.3. Анализ движения рабочей силы…………………………..………………….……........ 42
2.4. Описание организационной структуры Группы предприятий «Янтарь +»..….…….. 44
2.5. Анализ эффективности деятельности структурных подразделений………...………. 49
2.6. Анализ некоторых должностных инструкций сотрудников компании…….……….. 53
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности функционирования организационной структуры Группы предприятий «Янтарь+»………………………………………………………………..………………...….... 59
3.1. Внедрение матричной структуры управления…………………………………......….. 59
3.2. Проектирование отдела маркетинга………………………………………………....…. 62
3.3. Изменение структуры планово-экономического отдела…………………………….... 68
3.4. Повышение эффективности деятельности отдела логистики…………………….…... 70
3.5. Итоги проведения предлагаемых мероприятий………………………………………. 73
Заключение………………………………………………………………………………….….. 78
Список литературы…………………………………………………………………………….. 81
Приложение 1. Схема формальной структуры организации. Схема неформальной структура организации……………………………………………………………….….. 83

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 517.00 Кб (Скачать)

Кроме того, не исполняются функции по стимулированию продаж, рекламированию, по работе с претензиями клиентов, что также является частью функции маркетинга.

Матрица распределения функций показывает очевидную перегруженность директора по развитию, который ответственен за многие функции: исполнение стратегии; расчет, исполнение и координация экономического  развития; организация работ по разработке и внедрению проектов; организация оперативного планирования; формирование задач по управлению поставками, по организации оптовых продаж корпоративным и индивидуальным клиентам для соответствующих структурных подразделений.

Стоит отметить, что в последнее время наблюдается неэффективность деятельности отдела логистики, а точнее высокие затраты и сбои в транспортировке продукции. Причиной этого являются частые поломки транспорта и, вследствие этого, расходы на ремонт и простои транспорта. Из-за вынужденных простоев, компании, чтобы не потерять репутацию добросовестного поставщика, часто приходится обращаться к фирмам-посредникам, занимающимся транспортировками. А это дополнительные расходы.

Очевидно, что в компании необходимы преобразования для повышения эффективности деятельности.

 

 

Таблица 1

Матрица распределения функций между отделами Группы предприятий «Янтарь+»

№ п/п

Наименование функции управления производством

Структурные подразделения

Генеральный директор

Дирекция по работе с персоналом

Дирекция по развитию

Финансово-экономическая дирекция

Отдел поставок

Отдел логистиие

Отдел оптовых продаж

Оптовый магазин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Управление стратегией предприятия

ЦР

С

И

П

С

С

С

С

2

Управление персоналом

Ц

РПИ

С

С

С

С

С

С

3

Управление экономическим развитием

ЦР

С

РПИ

У

С

С

С

С

4

Управление финансами и бух.учетом

Ц

У

У

РПИ

У

У

У

У

5

Управление качеством продаваемой продукции

Ц

-

-

-

РПИ

С

СУ

СУ

6

Управление трудом и заработной платой

Ц

РПИ

С

С

С

С

С

С

7

Управление снабжением

Ц

-

ЦС

С

РПИ

СУ

СУ

СУ

8

Организация транспортировки товаров

Ц

-

С

-

С

РПИ

СУ

СУ

9

Организация работы склада

Ц

С

С

-

СУ

РПИ

С

С

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10

Организация оптовых продаж корпоративным клиентам

Ц

С

ЦС

С

С

СУ

РПИ

-

11

Организация оптовых продаж через оптовые магазины

Ц

-

ЦС

С

С

СУ

-

РПИ

12

Организация работ по разработке и внедрению проектов

Ц

С

РПИ

СУ

С

С

У

У

13

Организация оперативного планирования

Ц

-

РПИ

СУ

С

С

С

С


 

Условные обозначения операций:                                     

Ц – постановка цели, формирование задачи                                

Р – принятие решения, утверждение, координация                       

П – подготовка решения, составление, расчет                               

С – согласование, рассмотрение                                    

И – исполнение, доведение, выполнение                                        

У – участие, информирование, сбор данных                                

«-» - неучастие в выполнении операции                                        

 

 

    1. Анализ некоторых должностных инструкций сотрудников компании

 

Важным аспектом структурно-организационной диагностики компании является изучение должностных инструкций персонала. Должностная инструкция – это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность  сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности.

Анализ должностных инструкций показал, что прослеживается принцип линейно-функциональной подчиненности, отсутствие ориентации на проектную систему в организации.

В данном разделе рассматриваются более подробно должностные инструкции директора по развитию, начальника планово-экономического отдела, экономистов, т.к. именно эти сотрудники в последнее время показывают неэффективное исполнение своих обязанностей.

При анализе должностной инструкции директора по развитию (приложение 4) выявлено следующее:

1) данная должность  относится к разряду руководителей;

2) подчиняется непосредственно  генеральному директору;

3) в обязанности входит: разработка новых направлений бизнеса, составление предложений развития какого-либо направления, разработка бизнес-планов проектов, составление инструкций к проекту, сбор необходимых данных, анализ данных, внедрение проекта, отслеживание реализации проекта, внесение корректив в проект, завершение проекта, ликвидация проекта, организация оперативного планирования;

4) ответственность: данный  руководитель несет ответственность за показатели каждого этапа проекта, включая экономические, временные, качественные и иные количественные показатели;

5) права ограничены  фразой: «имеет право вносить  предложения по совершенствованию  направлений, входящих в его компетенцию, а так же иные права в соответствии с законодательством РФ».

Положение усугублено тем, что дирекция по существу состоит из одного человека: директора по развитию. Очевидны следующие недостатки:

  1. внедрение ограниченного количества проектов;
  2. удлиняется срок исполнения каждого этапа проекта в связи с тем, что ответственность лежит на одном человеке.

Характеристику выполнения должностных обязанностей можно продолжить следующими показателями [8, c. 75]:

  1. Коэффициент выполнения должностных обязанностей – Квдо

Квдо = Рфв / Рпл,   где                  

Рфв – число фактически выполненных работ

Рпл – число запланированных работ

По итогам 2 полугодия 2008 года, например, этот показатель имеет следующее значение:

Квдо (дир.по разв.) = 42/60 = 0,7 , что говорит о том, что выполнено всего 70% из запланированных мероприятий.

2) Коэффициент оперативности работы – Коп р

Коп р = Рв ср / Рв пер,   где                    

Рв ср – число работ, выполненных в срок

Рв пер – число работ, выполненных за период

По итогам 2 полугодия 2008 года этот показатель равен: Коп р = 32/42 = 0,76, то есть в срок выполнено всего 76 % работ.

3)Коэффициент качества  выполнения обязанностей -  Ккач.вып

Ккач.вып = Рекл / Рфв,    где                  

Рекл – количество рекламаций.

По итогам 2 полугодия 2008 года на деятельность директора по развитию поступила 31 служебная записка-рекламация. Таким образом

Ккач.вып = 16/42= 0,38,

это довольно существенный показатель при том, что он должен стремиться к нулю.

Общий коэффициент трудовой дисциплинированности директора по развитию будет равен следующему показателю:

Ктд = √Квдо * Коп р *Ккач.вып = √0,7*0,76*0,38 = 0,45, то есть данный человек справляется со своими должностными обязанностями только на 45 %.


При этом наблюдается переработка в среднем в месяц до 35 часов за счет сверхурочной работы по выходным. Все это приводит к тому, что проекты, за которые фактически отвечает один человек – директор по развитию, несмотря на их направленность, часто бывают «затянутыми», «незаконченными», «непродуманными».

Следующим объектом анализа является должность начальника планово-экономического отдела.  До недавнего времени этот отдел тоже состоял из одного человека – непосредственно начальника, на данный момент в составе отдела два человека: начальник и один экономист по торговле.

Анализ должностной инструкции начальника планово-экономического отела (приложение 5) показал следующее:

1) данная должность  относится к разряду руководителей;

2) подчиняется непосредственно  финансовому директору;

3) в обязанности входит: сбор первичных данных о торговле, покупателях, анализ данных; статистика показателей; установление обязанностей экономиста с целью эффективной и плодотворной работы; анализ формирования прибыли; анализ рентабельности деятельности предприятия; анализ «выгодности» покупателей (скидок, наценок, услуг, представляемых контрагентам); анализ материальных потоков на предприятии, работа с материально-ответственными лицами;

4) ответственность за  показатели на каждом этапе  работы, за сроки представления  документов;

5) права – по законодательству, а так же вносить предложения  по усовершенствованию направлений, касающихся компетенции данной  должности.

Основной недостаток службы в том, что в связи с целью предприятия достигнуть наиболее прозрачного учета, контролирующего деятельность на любой момент времени, на данный отдел возлагаются дополнительные обязанности, в частности, связанные с логистикой, с составлением рабочих инструкций по направлениям, и, фактически все это ложится на плечи одного человека – начальника. Так же присутствует переработка из-за постоянной работы в выходные дни и сверхурочной работы в будни – свыше 30 часов в месяц.

Характеристики трудовой дисциплины следующие (по данным за 2 полугодие 2008 года):

    1. Коэффициент  выполнения должностных обязанностей Квдо = Рфв / Рз = 54/72 = 0,75, то есть должностные обязанности выполняются на 75%.
    2. Коэффициент оперативности работы Коп р = Рв ср / Рв пер = 38/54 = 0,7, то есть только 70 % обязанностей выполнены в срок.
    3. Коэффициент качества выполнения должностных обязанностей Ккач.вып = Рекл / Рфв = 12/54 = 0,22, по сравнению с предыдущей должностью показатель меньше, но все же есть тенденции к достаточно частому получению рекламаций на работу.
    4. Ктд = √Квдо * Коп р *Ккач.вып = √0,75*0,77*0,22 = 0,76, то есть данный человек справляется со своими должностными обязанностями только на 76 %.

Увеличивающаяся в геометрический прогрессии потребность в показателях разного плана, приводит к тому, что вся масса информации буквально «сваливается» на одного человека.  В связи с актуальностью оперативного управленческого учета развитие данной службы становится необходимым.

 

 

 

 

 


 

Таким образом, в результате структурной, функциональной и организационной диагностики деятельности компании ГП «Янтарь+» были выявлены следующие проблемы:

      1. Развитие организационной структуры компании значительно отстает от темпов развития компании и является неэффективной в условия конкурентной борьбы.
      2. Руководители на местах больше заинтересованы в четкости текущей работы своих подразделений, уделяя мало времени стратегии развития предприятия, творческому подходу к своей работе.
      3. Заметна перегрузка руководителей отдельных подразделений, а именно директора по развитию, начальника планово-экономического отдела: из-за большого круга обязанностей и маленькой численности, основная работа лежит на них, что объясняет узкую степень контроля экономических показателей деятельности организации, низкую степень внедрения нововведений и низкую степень стратегического планирования.
      4. Существуют пробелы в выполнении важнейших при высокой конкуренции функций маркетинга: аналитические функции, функции по стимулированию продаж, рекламированию, по работе с претензиями клиентов.
      5. Наблюдается экономическая неэффективность деятельности отдела логистики.

Положение усугубляется тем, что в компании отсутствует практика создания Положений об отделах, где можно было бы указать взаимодействие подразделений между собой как в сфере линейно-функционального подчинения, так и в сфере проектного управления.  Связь между отделами организовывается по мере возникновения необходимости в решении конкретной проблемы. В связи с этим, например, для решения какой-либо задачи руководители отделов зачастую стараются решить ту часть, которая касается только их и в соответствии с нормативными нормами и правилами, действующими в отрасли, отсутствует «полет фантазии» и творчество в достижении поставленных целей. Руководитель отдела зачастую больший акцент ставит на руководство текущей ситуацией, а стратегию развития,  альтернативные способы достижения поставленных целей не ставит во главу угла своих обязанностей.

Возникшие проблемы можно решить с помощью проведения некоторых мероприятий, предлагаемых в следующей главе.

 

 

 

Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности функционирования организационной структуры ГП «Янтарь+»

 

В данной главе рассматриваются  мероприятия по совершенствованию существующей организационной структуры предприятия. Это –  корректировка настоящей структуры, основанная на внедрении  функционирования активных проектных групп (матричного управления); проектирование отдела маркетинга; расширение планово-экономической службы с целью качественного оперативного учета показателей хозяйственной деятельности компании; реорганизация работы отдела логистики.

Информация о работе Совершенствование кадровой политики предприятия на примере ОАО «Чусовской металлургический завод»