Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – создание и разработка эффективной стратегии развития предприятия на примере ОАО «МЕКАД».
Объектом исследования в курсовой работе является стратегическая и конкурентная деятельность ОАО «МЕКАД». Предметом исследования являются инновационно-организационные мероприятия по созданию и разработке эффективной стратегии развития ОАО «МЕКАД».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегия развития предприятия как основа его жизнеспособности и успеха 5
1.1 Понятие и содержание этапов стратегического планирования на предприятии 5
1.2 Стратегия развития предприятия: основные методы и подходы ее разработки 10
1.3 Роль инноваций в процессе формирования стратегии развития предприятия 14
2 Анализ стратегической деятельности ОАО «МЕКАД» и оценка его конкурентоспособности 24
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «МЕКАД» 24
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «МЕКАД» и оценка его стратегической деятельности 31
3 Разработка и внедрение стратегии развития для повышения конкурентоспособности ОАО «МЕКАД» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Библиографический список 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 67
Рисунок 14 – Сводный результат анкетирования реальных клиентов ОАО «МЕКАД» и потенциальных потребителей
Рисунок 14 еще раз подтверждает, что на анализируемом предприятии связи ОАО «МЕКАД», существует масса проблемных зон, в том числе и выделенных потенциальными потребителями на втором этапе исследования.
Четвертый этап исследования предполагает собой подведение итогов, в число которых входит выделение основных проблемных зон хозяйствования предприятия:
1. Сроки оплаты услуг. Реальных клиентов не устраивает данная характеристика, так как с наступлением 1 числа нового месяца происходит отключение любого вида связи (телефона или Интернета), а выпадает это первое число очень часто на выходной день, когда предприятие и банки не работают, и нет возможности оплатить другим способом, кроме как в кассу предприятия. Приходится ожидать наступления будних дней, чтобы произвести оплату за услуги.
2. Наличие дополнительных услуг. По данной характеристике жалобы поступали в основном от руководителей/бизнесменов, об отсутствии автоматического платного обслуживания крупных клиентов ОАО «МЕКАД», с тем, чтобы руководству этих самых предприятий не приходилось ежемесячно отрываться от основной работы с визитом в ОАО «МЕКАД» для заключения различных договоров по обслуживанию или продлению каких-либо услуг.
3. Качество обслуживания. Потребители указывали на плохую скорость обслуживания, непосредственно при вызове мастера на дом и «бумажную волокиту» с постоянным беганием по кабинетам. Мастер может приехать и через два и три дня, а то и через неделю, а плата за услуги идет, и чтобы вернуть деньги нужно идти писать заявление, побегать по 2-3 кабинетам, чтобы доказать, что в это время связь у тебя не работала, когда все это можно сделать в автоматическом режиме.
4. Режим работы. Даная характеристика для потенциальных потребителей услуг связи оказалась на 11 месте по важности из 15, а вот для реальных клиентов ОАО «МЕКАД» это, как оказалось, «реальная» проблема. И действительно, режим работы кассы таков: понед.-четв. с 9.00 до 18.00, пятница с 8.00 до 16.00. Те, у кого рабочий день заканчивается в 18.00, а то и в 19.00 просто не успевают оплатить услуги ни в банке, ни в кассе, а многим и система «Платежка» не доступна, то по причине ее поломки, то по причине удаленности (их всего 8 штук на город) и т.д. А многим бывает очень срочно нужен Интернет или телефон, но, увы…
5. Степень охвата рынка. Не велика степень охвата рынка возможно по причине вышеперечисленных проблем, отсюда и отток потребителей, и их недовольства.
6. Разработка новых услуг. Это же взаимосвязано и с проблемой номер 2. Поэтому необходимо разрабатывать новые услуги, как населению, так и предприятиям города.
Все вышеперечисленные проблемы необходимо устранять, дабы не лишиться многих потребителей и не потерять престиж предприятия.
На завершающем пятом этапе исследования, определим перспективные стратегические направления развития ОАО «МЕКАД» используя метод SWOT-анализа, который строится на выявлении сильных и слабых сторон предприятия, возможностей, определяемых как внутренней средой, так и внешним окружением, а также угроз, исходящих в основном из внешней среды.
Первым шагом в процессе проведения SWOT-анализа сформируем матрицу сильных и слабых сторон ОАО «МЕКАД» в сочетании с угрозами и возможностями его развития (таблица 3).
Таблица 3 – Сильные/слабые стороны, возможности/угрозы ОАО «МЕКАД»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Регулярное внедрение новых технологий; 2. Стабильное положение на информационном рынке города; 3. Местоположение; 4. Современное оборудование; 5. Высокое качество предоставляемых услуг; 6. Профессиональный персонал. |
1. Средняя степень охвата рынка; 2. Неудобные сроки оплаты услуг; 3. Отсутствие дополнительных услуг; 4. Низкое качество обслуживания; 5. Нерациональный режим работы предприятия.
|
Угрозы |
Возможности |
1. Жесткая конкуренция на данном рынке; 2. Появление региональных конкурентов с услугами низкой стоимости; 3. Появление новых технологий у конкурентов. |
1. Расширение диапазона дополнительных услуг; 2. Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей; 3. Совершенствование сервиса. |
Вторым шагом, определим количественную оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешнего окружения ОАО «МЕКАД» путем экспертных количественных оценок. При формировании оценок эксперты использовали 5-балльную шкалу (связь более значима при большей оценке). Результаты экспертных оценок представлены в таблице 4.
Из таблицы 4 видно, что основные сильные стороны анализируемого ОАО «МЕКАД», по мнению экспертной комиссии, это профессионализм персонала и современное оборудование. Основными слабыми сторонами экспертная комиссия сочла нерациональный режим работы предприятия и неудобные сроки оплаты услуг.
Главными угрозами для ОАО «МЕКАД» со стороны внешнего окружения являются жесткая конкуренция на анализируемом рынке и возможность появления новых технологий у конкурентов. Основными возможностями для ОАО «МЕКАД» являются расширение диапазона дополнительных услуг и возможность обслуживания дополнительных групп потребителей.
Таблица 4 - Количественная оценка сильных/слабых сторон, возможностей/угроз внешнего окружения ОАО «МЕКАД»
Сильные стороны |
Эксперт 1* |
Эксперт 2* |
Эксперт 3* |
Эксперт 4* |
Эксперт 5* |
Сред..знач. |
Слабые стороны |
Эксперт 1* |
Эксперт 2* |
Эксперт 3* |
Эксперт 4* |
Эксперт 5* |
Сред.знач. | ||
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл | ||||||
1 |
Регулярное внедрение новых технологий |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,4 |
1 |
Средняя степень охвата рынка |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3,0 |
2 |
Стабильное положение на информационном рынке города |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4,0 |
2 |
Неудобные сроки оплаты услуг |
2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,2 |
3 |
Местоположение |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,6 |
3 |
Отсутствие дополнительных услуг |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
3,0 |
4 |
Современное оборудование |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
4 |
Низкое качество обслуживания |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3,0 |
5 |
Высокое качество предоставляемых услуг |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4,4 |
5 |
Нерациональный режим работы предприятия |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,2 |
6 |
Профессиональный персонал |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5,0 | ||||||||
Угрозы |
Эксперт 1* |
Эксперт 2* |
Эксперт 3* |
Эксперт 4* |
Эксперт 5* |
Сред.знач. |
Возможности |
Эксперт 1* |
Эксперт 2* |
Эксперт 3* |
Эксперт 4* |
Эксперт 5* |
Сред.знач. | ||
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл |
Балл | ||||||
1 |
Жесткая конкуренция на данном рынке |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
1 |
Расширение диапазона дополнительных услуг |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,6 |
2 |
Появление регион-ых конкурентов с услугами низкой стоимости |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4,0 |
2 |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,6 |
3 |
Появление новых технологий у конкурентов |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4,4 |
3 |
Совершенствование сервиса |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4,4 |
В качестве экспертов выступали сотрудники ОАО «МЕКАД», в том числе: 1 эксперт – заместитель генерального директора; 2 эксперт – экономист; 3 эксперт – главный бухгалтер; 4 эксперт – программист; 5 эксперт – системный администратор.
По итогам проведенного исследования во второй главе курсовой работы были выявлены основные проблемы в деятельности ОАО «МЕКАД», среди которых:
Данные проблемы требуют незамедлительного их решения. ОАО «МЕКАД» необходимо создать конкурентное преимущество, т.е. создать какую-либо эксклюзивную ценность, которой оно будет обладать и которая даст ему превосходство на рынке перед конкурентами.
Для решения вышеперечисленных
проблем руководству ОАО «
В основу наступательной стратегии для ОАО «МЕКАД» предлагаю положить два инновационных мероприятия, с точки зрения их эксклюзивности на рынке связи г. Ачинска. При помощи этих двух инновационных мероприятий данное предприятие сможет увеличить свою конкурентоспособность, решить большую часть возникших проблем и укрепиться на рынке связи г. Ачинска. Схема решения проблем при помощи наступательной стратегии представлена на рисунке 15.
Как видно из рисунка 15, для решения всех 6 проблем необходимо внедрить услугу под названием «Доверительный платеж», а для решения тех же, но 4 проблем необходимо внедрить новую для Ачинского рынка связи услугу под названием «IT Аутсорсинг». Рассмотрим каждую из предложенных услуг более подробно.
Услуга «Доверительный платеж». Данная услуга позволит абонентам ОАО «МЕАД» получить на свой лицевой счет фиксированную сумму денег для использования на любые услуги связи в счет будущей оплаты. Воспользоваться данной услугой могут абоненты, подключившиеся к услугам связи данного предприятия более 6 месяцев назад. «Доверительный платеж» - это возможность для абонентов ОАО «МЕКАД» всегда оставаться на связи, даже если на их счете закончились деньги, и нет возможности своевременно пополнить счет.
Рисунок 15 – Схема решения проблем ОАО «МЕКАД»
При внедрении данной услуги абоненты ОАО «МЕКАД» уже не будут зависеть от обстоятельств, режима работы предприятия и смогут пополнить свой лицевой счет, не ожидая посторонней помощи.
Для того, чтобы воспользоваться услугой «Доверительный платеж», номер абонента или IP-адрес не должны быть заблокированы. Для активации услуги, можно использовать следующий метод:
1. Услуга «Доверительный платеж» на телефонную связь – абоненту необходимо отправить с мобильного телефона бесплатное СМС сообщение с номером своего «домашнего» телефона без пробелов на номер 2938 (это последние цифры номера телефона абонентского отдела ОАО «МЕКАД»). Счет будет пополнен на 50 рублей.
2. Услуга «Доверительный платеж» на пополнение лицевого счета Интернет - абоненту необходимо отправить с мобильного телефона бесплатное СМС сообщение либо с номером своего «домашнего» телефона без пробелов, либо IP-адрес компьютера (в зависимости от способа подключения) на номер 5222 (это последние цифры номера телефона технического отдела ОАО «МЕКАД»). Счет будет пополнен на 65 рублей.
Абонент ОАО «МЕКАД» сможет пользоваться начисленным в рамках услуги платежом в течение трех суток, по истечении этого времени, «Доверительный платеж» подлежит автоматическому списанию. За единовременный заказ «Доверительного платежа» будет взиматься плата в размере 5 рублей (с учетом НДС), списание которой будет происходить после окончания срока предоставления кредитного платежа. Повторно воспользоваться данной услугой абонент сможет только после полной уплаты за услуги связи и последующей аналогичной ситуации, при которой баланс лицевого счета будет приближаться к нулю.
Для того, чтобы определить спрос на данную услугу, в период с 29.11.2011г. по 28.12.2011г. было проведено анкетирование реальных клиентов ОАО «МЕКАД». Опросный лист и результат анкетирования представлены в Приложении Е. Выборка составила 100 человек.
Рисунок 16 отображает частоту ситуаций, когда потребитель нуждается в услугах связи, а оплатить, в настоящий момент, ее нет возможности.
Рисунок 16 – Частота ситуаций, когда потребитель нуждается в связи
Как видно из рисунка 16, 34% опрошенных реальных клиентов довольно часто находятся в вышеописанной ситуации, 52% опрошенных редко пребывают в такой ситуации, и 14% никогда не позволяют себе случиться такой ситуации.
Информация о работе Разработка стратегии развития организации на примере ОАО «МЕКАД»