Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ деятельности предприятия показал, что оно обладает положительным потенциалом:
• наличие необходимых производственных мощностей;
• опыт в разработке новых продуктов;
• платежеспособность;
• квалифицированные кадры;
• эффективная система управления.

Оглавление

I. Краткое описание и характеристика фирмы стр. 1-11
II. Краткий анализ экономической и финансовой деятельности стр. 12-18
III. Анализ внешней среды стр. 19-23
IV. Постановка целей стр. 24
V. Конкурентный анализ фирмы стр. 25-27
VI. Портфельный анализ фирмы стр. 28-32
VII. Стратегия фирмы стр. 33-35
VIII. Внедрение и реализация стратегии стр. 36-37
Заключение стр. 38-39
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

I. Краткое описание  и характеристика фирмы

 

Предприятие «Химпром» было основано в 1931 г. как артель, затем в 1951 г. артель преобразована в завод. 20 октября 1992 г. путем приватизации государственного завода было учреждено акционерное  общество открытого типа «Химпром».

Предметом деятельности предприятия  является:

1. разработка и производство товаров бытовой химии и иных товаров народного потребления;

2. проведение научно-исследовательских работ;

3. оказание маркетинговых, агентских, консигнационных, складских и иных услуг;

4. оптовая и розничная торговля.

«Химпром» занимает территорию площадью 7 гектаров в промышленной зоне. На этой территории располагается 4-этажное административное здание предприятия, 2 цеха (цех по производству товаров бытовой химии и ремонтно-транспортный цех). Предприятие имеет 3 склада – склад сырья, склад готовой продукции и склад привозной продукции (товары бытовой химии, реализуемые «Химпромом»). Уставный капитал общества составляет 13,785 млн. руб.

Акционерами общества являются 235 физических лиц, в основном работники предприятия и 5юридических лиц. Дивиденды по акциям не выплачивались 4 года. По решению акционеров предприятия та часть прибыли, которая идет на выплату дивидендов, направляется на развитие производства.

Организационная структура ОАО «Химпром» представлена

на рисунке 1

 

 

 

1

Руководство «Химпрома» в целях  контроля за работой предприятия  и его сотрудников проводит различные  собрания и проверки, такие как:

    • совет директоров (проводится 2 раза в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия);
    • планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая деятельность предприятия);
    • производственное собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор, коммерческий директор, начальник службы качества и НИР, начальник производства; обсуждаемая тема: развитие производства, разработка и внедрение новых видов продукции);
    • собрание агентов по продаже (проводится в начале каждого месяца; участвуют: генеральный директор, коммерческий директор, агенты по продаже; обсуждаемая тема: итоги работы агентов за месяц, выполнение им плана продаж);
    • собрание коммерческого отдела (проводится ежедневно; участвуют: коммерческий директор, продавцы, агенты по продаже; обсуждаемая тема: итоги работы продавцов и агентов за день, сданная ими выручка, выполнение ими плана продаж).

На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия  на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности завода. В его обязанности входит также определение оптимального объема производства продукции в ассортименте для увеличения прибыли предприятия.

План производства товаров бытовой  химии по годам представлен в таблице 1.

 

 

2

Варианты плана объемов производства даны с учетом прогноза инфляции, проведенного для каждой отрасли промышленности Министерством экономики России. В оптовую цену производимой продукции заложен индекс-дефлятор цен, который рассчитывается с учетом инфляции в определенный отрезок времени.

Таблица 1.

Объем ежегодного производства промышленной продукции 
в оптовых ценах (млн. руб.)

1998

1999

2000

2001

2002

2003

В-1

В-2

В-1

В-2

В-1

В-2

5,624

7,847

10,8

12,4

13,6

14,2

15,8

16,5

17,4


 

Таблица 2.

Товары бытовой химии, пользующиеся устойчивым спросом

у потребителей

Товары  бытовой химии

Название

Объем 
(в мл.)

Производитель

Средства  для мытья посуды

Fairy-лимон

500

Procter&Gamble (Великобритания, Чехия)

Золушка

500

ООО «Спектр» 
(С-Пб.)

Чистящие  средства для сантехники

Comet

400

Procter&Gamble, Новомосковскбытхим (Новомосковск)

Санокс

1000

ЗАО «Аист» (С-Пб.)

Суржа

450

ОАО «Дальхимпром»


 

 

3

 

Средства  для мытья стекол

Нитхинол

450

ОАО «Дальхимпром»

Истра

500

ЗАО «Мезопласт» (Москва)

Отбеливатель

Белизна

1000

Любых производителей

Средства  для чистки ковров

Капля

500

ЗАО «Веснянка»

Ковроль

510

Ангарский завод бытовой химии (Ангарск)


 

Из таблицы 2 ,видно, что основными  отечественными конкурентами «Химпрома» являются: Ангарский завод бытовой химии (г. Ангарск), ЗАО «Мезопласт» (г. Москва), ОАО «Эра» (г. Тосно), ОАО «Спектр» (г. Санкт-Петербург) и др. Из иностранных производителей самыми известным является «Procter&Gamble» (Великобритания).

 

Производство

В 2002 г. «Химпром» произвел следующие виды товаров бытовой химии.

Средства для стирки:

- «Ландыш» и «Триалон»- синтетические моющие средства для стирки изделий любых типов ткани;

- «Волна», «Бриз», «Белизна» - отбеливающие, пятновыводящие средства, используемые при стирке изделий любых типов ткани.

Чистящие средства пастообразные:

    • «Суржа» – средство, очищающее ржавчину на сантехнике, раковине и кафеле;

 

4

- «Санита», «Восточная», «Приморская», «Универсальная», «Нежная» – пасты, очищающие загрязнение ванны, раковины, унитаза, некоторые пасты применяются для чистки посуды.

Чистящие средства жидкие:

- «Нитхинол» – средство для чистки стекол, зеркальных поверхностей;

- «Санлюкс» (800 гр.) – средство для чистки и санитарной обработки унитазов, раковин, ванн;

- «Галатея» (370 гр.) – средство для чистки СВЧ-печей, духовок, электрических и газовых плит, поверхностей эмалированной посуды;

- «Magic» – пятновыводитель с отбеливателем;

- «All Pure» – очиститель с отбеливателем.

Жидкие и гелеобразные чистящие средства в 500 гр. ПЭТ-бутылках:

- средства для чистки печей: «Галатея-Н», «Галатея-гель», «Парма-гель»;

- «Суржа-гель» – средство для чистки и удаления ржавчины, отложения солей жесткости с поверхности ванны, раковины, унитаза;

- «Санлюкс-Н» –средство для ухода за сантехникой.

Моющие жидкие средства:

- средство для мытья посуды;

- средство для мытья стекол, зеркал, кафеля.

Парфюмерно-косметические средства:

- кремы для рук: «Ромашка», «Календула», «Пихта».

Средство по уходу за автомобилем:

- «Антифриз»;

- «Тосол».

Средства по уходу за обувью:

- крем для обуви «Эмолин-Н»: черный, коричневый.

Прочие: сода, цеолиты.

5

Таблица 3.

Объемы производства продукции  за2001-2002 г.

Наименование 
продукции

Производство 
в 2001 г. (тонны)

Производство 
в 2002 г. (тонны)

Средства для стирки

96

81

Чистящие средства (пасты)

81

199

Чистящие средства (жидкие)

31

89

Моющие средства

43

10

Средства  по уходу за обувью

11

1

Парфюмерно-косметические средства

2

0,4

Средства по уходу за автомобилем

23

13

Прочие

28

29

ИТОГО

315

421,4


 

В таблице 3 приведены данные производства «Химпром» продукции за 2 года, анализируя которые можно сказать, что в 2002 г. было произведено продукции на 33,05 % больше, чем в 2001 г.

Большая часть товаров бытовой  химии, которые произвел «Химпром», была разработана службой НИР  предприятия совместно с компанией PCI America.

В 1995 г. «Химпром» заключил с PCI America договор на поставку высококачественного американского сырья. В 1996 г. завод начал разработку и выпуск товаров различного назначения, используя американское сырье. За 2 года совместной работы было разработано и внедрено в производство около 20 видов товаров бытовой химии. Успешная работа с PCI America была приостановлена по причине финансового кризиса, произошедшего в России в1998 г, следствием которого стало увеличение курса американского доллара, приведшее к повышению стоимости импортного сырья.

6

Руководство предприятия отказалось от сотрудничества с американской компанией, рассчитав, что резко возросшая стоимость основного сырья повысит себестоимость производимых товаров и сделает их неконкурентоспособными на рынке товаров бытовой химии.

У предприятия складываются очень  непростые отношения с российскими  поставщиками, так как они диктуют  заводу очень невыгодные для него условия. Поставки сырья осуществляются только цистернами и только со стопроцентной предоплатой. Для изготовления 1 вида изделий необходимо сразу несколько химических компонентов, а производственные мощности «Химпрома» такие, что цистерны 1 вида сырья хватит на 5-6 лет работы предприятия. За это время сырье может потерять свои потребительские качества, к тому же денег на такой объем закупки у предприятия нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Поиск аналогов американского сырья  хорошего качества с приемлемой ценой  и выгодными условиями поставок не принес успеха, поэтому в 2000 г. был прекращен выпуск следующих видов товаров: средства для стирки - Волна, Бриз, Белизна; жидкие чистящие средства – Magic и All Pure, моющие средства всех видов, средства по уходу за автомобилем и др.

Одно из основных направлений производственной деятельности «Химпрома» - изготовление различных видов красок, прекращено из-за ряда неблагоприятных условий, мешающих развитию данного вида деятельности. Этими условиями являются очень высокие тарифы на электроэнергию; высокая стоимость основного сырья, высокие железнодорожные тарифы. В случае если бы предприятие все же решило выпускать краску, то ее себестоимость была бы настолько высокой, что стала бы неконкурентоспособной продукции других производителей.

На сегодняшний  день «Химпром» выпускает продукцию  по техническим нормам, разработанным либо службой НИР завода, либо другими предприятиями. Так чистящие пасты «Санита», «Суржа», «Восточная» и моющая паста «Ландыш» являются разработкой, а, соответственно, и интеллектуальной собственностью пермского НИИ «Россо». Право на производство данных продуктов выдается сроком на 5 лет и его необходимо получать у этого предприятия.

С использованием другой разработки НИИ «Россо» - «Нитхинола», у «Химпрома» возникли непредвиденные сложности. Право на производство этого  жидкого чистящего средства истекает в 2002 г. Завод выделил средства на возобновление соответствующего разрешения. Но пермский институт поменял компонентный состав рецепта, заменив этиловый спирт изопропиловым. НИИ «Россо» сделал это, сославшись на постановление правительства, запрещающий использовать этиловый спирт при производстве товаров бытовой химии. Данная замена невыгодна «Химпрому», так как этиловый спирт – очень недорогое сырье.

8

 

На закупку же изопропилового спирта потребуется время и значительные финансовые средства. Поэтому производство «Нитхинола» приостановлено.

Собственными  разработками «Химпрома» являются средство для стирки «Триалон», чистящие пасты  «Приморская», «Универсальная» и  «Нежная». Технические условия производства данных продуктов разрабатывались службой НИР завода на основе уже производимых ранее средств.

Производство  парфюмерно-косметических средств  руководство предприятия решило приостановить в 2002 г., так как с нынешнего года получать сертификаты на данный вид продукции и проводить клинические испытания продукции необходимо в Москве, а это невыгодно заводу.

В 2000 г. внедрены в производство новые разработки предприятия: пасты «Светлая», «Особая», «Сияние», «Хозяюшка», «Домашняя» и «Свежесть». Новые пасты во многом повторяют по чистящим свойствам друг друга и уже производящиеся заводом пасты. Чистящая паста «Светлая» является не удачной разработкой службы НИР завода. Она оказалась очень неустойчивой и при хранении расслаивается на составные компоненты.

Находятся в стадии внедрения в производство еще 2 вида чистящих средств – жидкость для чистки ковров и мягкой мебели «Уют» и «Антинакипин» - средство, очищающее накипь в пластмассовых и металлических чайниках.

Технологическое оборудование, на котором происходит процесс производства продукции, было закуплено предприятием в 80-е годы. Но устаревшим его назвать нельзя, так как за эти годы в технологии производства чистящих и моющих средств, практически, ничего не изменилось.

Руководство предприятия внимательно следит за новыми разработками в области производства товаров бытовой химии. Недавно «Химпром» приобрел установку деминерализации воды. Деминерализованная вода улучшает качество производимых на ее основе изделий.

9

Она используется для производства жидких чистящих средств.

Еще одним недавним приобретением предприятия стало оборудование по производству ПЭТ-упаковки. Это красивая и современная упаковка, к тому же недорогая, так как «Химпром» сам ее изготавливает на недорогом сырье. Но с использованием этой тары у предприятия возникли некоторые сложности. Во-первых, сырье для изготовления ПЭТ-бутылки закупается предприятием и бывает не всегда качественным, а во- вторых, до сих пор не изучены возможности применения данной тары. Так после выпуска партии жидких чистящих средств в ПЭТ-бутылке оказалось, что эта тара не предназначена для упаковки в нее щелочных растворов, а изначально низкое качество сырья дает очень большой процент брака тары.

Информация о работе Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»