Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ деятельности предприятия показал, что оно обладает положительным потенциалом:
• наличие необходимых производственных мощностей;
• опыт в разработке новых продуктов;
• платежеспособность;
• квалифицированные кадры;
• эффективная система управления.

Оглавление

I. Краткое описание и характеристика фирмы стр. 1-11
II. Краткий анализ экономической и финансовой деятельности стр. 12-18
III. Анализ внешней среды стр. 19-23
IV. Постановка целей стр. 24
V. Конкурентный анализ фирмы стр. 25-27
VI. Портфельный анализ фирмы стр. 28-32
VII. Стратегия фирмы стр. 33-35
VIII. Внедрение и реализация стратегии стр. 36-37
Заключение стр. 38-39
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия.

Макросреда

Факторы макросреды – это факторы  общего плана, определяющие текущую  демографическую, экономическую, природную, научно-техническую политическую ситуацию, а также особенности культурного  уклада. Все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимного влияния.

 

 

 

19

Таблица 7.

Анализ факторов макросреды

Группа  факто-ров

Фактор

Тенденция развития

Проявление

Возможная реакция предприятия.

1

2

3

4

5

1.Эко-номи-ческие

1.1.Уро-вень инфляции

Возможна стабилиза-ция

При увеличении инфляции обесценивание  денежных средств

Учет уровня инфляции при установлении цен на товары

1.2.Уро-вень реального дохода  населения

Возможно уменьшение

Снижение уровня покупательской способности  населения

Выпуск продукции с наименьшими издержками

1.3.Энерго-тарифы

Возможно увеличение

Увеличение себестоимости товаров  и услуг

Выпуск продукции с наименьшими  издержками

 

1.4.Нало-говые ставки

Возможно повышение

Отток денежных средств из сферы  производства в бюджет

Изыскание путей минимизации

налогов

1.5.Безработица

Высокий уровень сохраняется

Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место

Формирование рациональной

кадровой

политики.

Пополнение

штата

сотрудников

службы сбыта

2.Правовые

2.1.Несовершенство законодательной базы

Тенденции стабилиза-ции

Ущемление интересов производствен-ной  сферы

Изыскание

путей

для

эффективной

работы

3.Политические

3.1.Нестабильность в обществе

Тенденции не ясны

Приостановле-ние

инвестицион-ного процесса и банковского

кредитования бизнеса

Получение денежных средств с помощью  продажи и

сдачи в аренду

основных средств


 

 

окончание таблицы 7.

1

2

3

4

5

4.Меж-дународные

4.1.Либерализация внешнеэкономичес-кой  дея-тельности, сотрудничества

Тенденции сохраняются

Появление новых рынков сбыта продукции

Поиск новых зарубежных партнеров  и поставщиков

5.Социальные

5.1.Мобильность населения

Тенденции роста сохраняются

Отток работников

Совершенствова-ние системы стимулирования труда

5.2.Уро-вень образова-ния

Тенденции роста сохраняются

Увеличение числа высокообразо-ванных специалистов

Рациональный подбор кадров

6.НТП

6.1.НТП в сфере производ-ства

Тенденции роста сохраняются

Появление новых материалов оборудования, технологий

Поиск возможностей для производства новых видов товаров

6.2.НТП в социальной сфере

Тенденции роста сохраняются

Рост уровня потребностей населения

Маркетинговые исследования, разработка новых продуктов


 

 

Микросреда

Изучение непосредственного окружения  организации направлено на анализ состояния  тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она активно участвует в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.

При изучении непосредственного окружения  предприятия в первую очередь  необходимо обратить внимание на одну из главных его составляющих - потребителей. Изучение потребителей позволит предприятию  лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, что ожидает продукт в будущем и т.д.

Потребители товаров бытовой химии  после финансового кризиса склонны  оценивать товар в первую очередь  по его стоимости и легко переходить с потребления одной марки  на другую. Если цена товара выше, чем  на аналогичные товары других фирм, покупатель, несмотря на приверженность к одной марке, будет покупать более дешевую. Так обстоит дело с товарами иностранных производителей, цены на которые значительно выше аналогичных продуктов отечественного производства.

В виду насыщенности рынка товарами бытовой химии различных производителей, предприятия, изготавливающие эти товары, в большей степени зависят от потребителя, чем потребитель от них. Эта зависимость сказывается еще в том, что обычный потребитель покупает товары бытовой химии штучно и с периодичностью 1,5-2 месяца, поэтому конкурентная борьба между предприятиями должна быть за каждого покупателя.

20

Вслед за предпочтением товара по цене потребитель основывает свой выбор  на товаре, о хороших качествах  которого он уже слышал от других потребителей, или сам убедился в них. Здесь выигрывает производитель, товар которого повсеместно рекламируется, особенно на телевидении. Потребители товаров бытовой химии в основном хорошо информированы о предлагаемых товарах, и, услышав рекламу о новом товаре, не боятся пробовать, если его стоимость для них приемлемая.

Следующей составляющей непосредственного  окружения любого предприятия являются поставщики. От отношений с ними зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество выпускаемой предприятием продукции. Производители сырья, необходимого для производства товаров бытовой химии, – это крупные российские предприятия. Их немного, они расположены в основном в центральной части России или в Сибири, у них большое число потребителей, как российских, так и зарубежных. Поэтому они обладают возможностью диктовать свои условия потребителям. На сегодняшний день многие из них выпускают 85 % своей продукции на экспорт, поэтому часто выставляют российским потребителям невыгодные условия поставок, на которые те вынуждены соглашаться.

Немаловажное место в стратегическом управлении занимает изучение следующего элемента непосредственного окружения  предприятия - конкурентов, то есть тех, с кем предприятию приходится бороться за ресурсы, которые необходимо получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование.

Как уже было сказано раньше, рынок  насыщен товарами бытовой химии. Потребителю предложены различные  виды товаров отечественного и импортного производства. Поэтому конкуренция  между производителями очень острая.

 

 

21

Конкуренция между производителями  усиливается из-за того, что многие предприятия выпускают на рынок  продукцию с тем же названием, что и «Химпром».

Например, чистящая паста «Суржа»  выпускается ОАО «Спектр» (г. Санкт-Петербург) и ООО «Химик» (г. Санкт-Петербург); средство для мытья окон «Нитхинол» - ЗМС «Полимер» (г. Москва); средство для прочистки канализаций «Крот» - «Ленбытхим» (г. Санкт-Петербург) и «НевоХимТрейдинг» (г. Санкт-Петербург) и т.д. Хотя часто продукция-аналог «Химпромовской» уступает ей по качеству. Так «Химпромовкая» «Суржа» считается у потребителей лучшей по сравнению со всеми другими. «Химпрм» представил ее на конкурс «Сто лучших товаров России».

Конкурентная среда формируется  не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды предприятия являются также и те предприятия, которые могут выйти на рынок, а также фирмы, которые производят замещающий продукт. Фирмы - новички имеют барьеры для выхода на рынок товаров бытовой химии в виде необходимости больших капиталовложений для разворачивания масштабного производства.

Товарами-заменителями «Химпромовской»  продукции, представляющими угрозу, являются стиральные порошки и хозяйственное мыло. Спрос на эти товары никогда не падает, и их потребитель может легко использовать взамен чистящих паст и моющих средств, производимые «Химпромом».

В процессе взаимодействия предприятия  с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации.

22

 

Таблица 8.

Анализ факторов микросреды

Группа  факторов

Фактор

Проявление

Влияние на рынок

Возможная реакция предприятия.

1

2

3

4

5

1.Потреби-тели

1.1.Насе-ление

Тенденции стабилиза-ции спроса

Увеличение запросов и потребностей, требование безусловного качества товаров

Маркетинговые исследования и разработка новых продуктов

1.2.Пред-приятия  и организа-ции

Тенденции стабилиза-ции спроса

Дальнейшее стимулирование спроса организаций путем предоставление дополнительных услуг


 

 

окончание таблицы 8.

1

2

3

4

5

2.Конку-ренты

Отечест-венные и

иностранные

Ужесточение конкуренции

Возникнове-ние различных препятствий  для укрепления своих позиций  на рынке

Возможна конкуренция за счет высокого качества товаров, маркетинговых исследований рынка и разработки новой продукции и т.д.

3.Постав-щики

Произво-дители сырья и материалов

Тенденции ухудшения отношений

Отсутствие сырья для производ-ства продукции

Поиск новых поставщиков


 

Общий вывод по внешней среде: среда сложная, среднеизменяемая, турбулентность средняя.

Стратегический выбор заключается  в диверсификации синергического типа.

Поведение предпринимательское: искать новые «ниши».

 

 

 

 

 

 

 

23

IV. Постановка целей

Миссией предприятия является полное и своевременное удовлетворение развивающихся потребностей широкого круга потребителей в качественных продуктах бытовой химии собственного производства.

«Вы можете на нас надеяться –  мы постоянно думаем о ваших повседневных нуждах».

 

Цели

    • Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост производства продукции на 15 %;
    • Достижение экономической рентабельности активов – 10%;
    • Доля рынка в производстве продуктов бытовой химии – 25%;
    • Привлечение для инноваций отечественного и иностранного инвестиционного капитала;
    • Цель «гибкость» – освоение 3 новых видов продукции;
    • Повышение ликвидности путем реформирования финансов и снижения финансовых рисков;
    • Оптимальное использование оборотного и необоротного капитала;
    • Снижение себестоимости продукции путем увеличения объемов производства;
    • Проведение тщательного маркетингового анализа рынка;
    • Проведение широкомасштабной рекламной компании;
    • Пропаганда корпоративной политики в коллективе;
    • Достижение социальной стабильности в коллективе;
    • Выпуск продукта в удобной и привлекательной для потребителя упаковке.

 

 

 

24

V. Конкурентный анализ  фирмы

 

Анализ текущей ситуации на рынке  товаров бытовой химии, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью  предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) «Химпром»:

1. КФУ в области технологий (опыт в использовании различных технологий для производства товаров бытовой химии; опыт разработок новых товаров);

2. КФУ в области производства (наличие необходимых производственных мощностей; высокое качество производства);

3. КФУ в области финансов (предприятие является платежеспособным; собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным);

4. КФУ в области распределения (быстрая и бесплатная доставка товаров потребителю; эффективное использование различных каналов сбыта; наличие собственных каналов сбыта продукции);

Информация о работе Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»