Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа
Проведенный анализ деятельности предприятия показал, что оно обладает положительным потенциалом:
• наличие необходимых производственных мощностей;
• опыт в разработке новых продуктов;
• платежеспособность;
• квалифицированные кадры;
• эффективная система управления.
I. Краткое описание и характеристика фирмы стр. 1-11
II. Краткий анализ экономической и финансовой деятельности стр. 12-18
III. Анализ внешней среды стр. 19-23
IV. Постановка целей стр. 24
V. Конкурентный анализ фирмы стр. 25-27
VI. Портфельный анализ фирмы стр. 28-32
VII. Стратегия фирмы стр. 33-35
VIII. Внедрение и реализация стратегии стр. 36-37
Заключение стр. 38-39
Литература
Оборудование для производства полимерной тары (упаковка чистящих паст) устарело. Оно не позволяет изменить вид выпускаемой упаковки, и предприятие вынуждено упаковывать чистящие пасты в баночки, дизайн которых не менялся с давних времен. Эта тара вызывает много претензий потребителей, так как она не удобна в обращении, а крышка к баночке не всегда нужного размера, из-за чего она или слишком туго закрыта или открывается слишком легко. Оборудование нового поколения для производства различных видов упаковок очень дорогое, и предприятие не имеет финансовых возможностей для его приобретения.
Изменить оформление тары, сделать его более привлекательным для клиентов, также не представляется возможным. Предприятие имеет собственное печатное оборудование, которое наносит трафаретную печать на полимерную упаковку. Этот вид оформления тары удобен в применении, не требует больших затрат времени и достаточно экономичен. Но у него есть и существенные недостатки: наносимая на тару печать только одного цвета; оборудование не позволяет использовать более сложный рисунок; печать быстро стирается с упаковки, делая ее непривлекательной для покупателя.
10
При оформлении упаковки можно использовать более красочные и современные типографские этикетки. Но такой вид оформления полимерной тары имеет высокую стоимость, что, следовательно, резко увеличит себестоимость выпускаемой продукции. К тому же, предприятие не имеет оборудования для автоматизированного нанесения этикеток на тару, а клеить их вручную на большой объем продукции экономически невыгодно.
Из-за высокой стоимости основного сырья и сложных отношений с поставщиками «Химпром» не имеет возможности производить более разнообразный ассортимент продукции. А разрабатывать принципиально новые продукты необходимо с использованием крупной научно-исследовательской базы и больших финансовых вложений, чего на сегодняшний день предприятие не может.
11
II. Краткий анализ экономической и финансовой деятельности
Финансы
Одним из критериев финансового положения предприятия является его платежеспособность, т.е. способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Рассмотрев данные баланса - нетто ОАО «Химпром», можно сделать вывод, что предприятие платежеспособно, так как текущие активы (8228 тыс. руб.) превышают внешние обязательства – заемные средства (2654 тыс. руб.).
Из таблицы 4 видно, что за 3 года уменьшились долгосрочные активы (основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и т.д.). Причиной этого стала продажа предприятием части неиспользуемого оборудования. Текущие активы увеличились за счет возросших в 2002 г. на 19 % по сравнению с 2001 г. производственных запасов и увеличения убытков предприятия. Готовая продукция и товары на складах в 2002 г. составили 1607 тыс. руб. и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 27 %.Дебиторская задолженность к активам баланса составила 2,6% или 646 тыс. руб. и снизилась по сравнению с 2001 г. на 150 тыс. руб. за счет оплаты задолженности покупателями. За 2002 г. полностью погашен кредит банка в сумме 550 тыс. руб. Кредиторская задолженность - 1963 тыс. руб. состоит из задолженности поставщикам за сырье (890 тыс. руб.), невыплаченной заработной платы (218 тыс. руб.), задолженности бюджету (514 тыс. руб.).
12
Таблица 4.
Баланс- нетто ОАО «Химпром» с 2000-2002 гг. (тыс. руб.)
Показатели |
2000 |
2001 |
2002 |
АКТИВЫ |
32970 |
309050 |
31184 |
Долгосрочные активы |
26566 |
24079 |
22975 |
Текущие активы, в т.ч. |
6404 |
6871 |
8228 |
производственные запасы |
2033 |
1939 |
2312 |
готовая продукция |
2763 |
1265 |
1607 |
денежные средства |
38 |
84 |
16 |
дебиторская задолженность |
916 |
796 |
646 |
убытки |
654 |
2787 |
3628 |
ПАССИВЫ |
32970 |
30950 |
31184 |
Собственный капитал |
29880 |
28690 |
28549 |
Заемные средства, в т.ч. |
3080 |
2260 |
2654 |
краткосрочные кредиты |
657 |
575 |
663 |
расчеты с кредиторами |
2423 |
1675 |
1963 |
Поступление денежных средств в кассу предприятия в 2002 г. обеспечивалось за счет: продажи произведенной продукции и продукции, полученной по бартеру от предприятий, рассчитывающихся таким образом за предоставленные «Химпромом» товары бытовой химии; сдачи в аренду предприятием части своей земельной собственности, зданий и сооружений; продажи сырья, материалов и оборудования, неиспользуемых в производственной деятельности.
13
Таблица 5.
Отчет о прибылях и убытках за 2001-2002 г. (в тыс. руб.)
Наименование показателя |
За отчетный период |
За аналогичный период 2001 г. |
1 |
2 |
3 |
Выручка от реализации товаров, продукции,
работ, услуг (минус НДС, |
9691 |
6348 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ и услуг |
4034 |
3966 |
Коммерческие расходы |
1549 |
1075 |
Управленческие расходы |
3380 |
2413 |
Прибыль (убыток) от реализации |
728 |
-1106 |
Прочие операционные доходы |
318 |
587 |
Прочие операционные расходы |
782 |
995 |
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
264 |
-1513 |
Прочие внереализационные |
43 |
93 |
Прочие внереализационные |
26 |
153 |
1 |
2 |
3 |
Прибыль (убыток) отчетного периода |
281 |
-1573 |
Налог на прибыль |
176 |
- |
Отвлеченные средства |
1227 |
560 |
Нераспределенная прибыль |
-1122 |
-2133 |
Из таблицы 5 видно, что «Химпром» получил прибыль в 2002 г. в размере 281 тыс. руб., но, выплатив налог на прибыль и, сделав необходимые финансовые вложения, предприятие столкнулось с нехваткой денежных средств в размере 1122 тыс. руб. Но в сравнении с предыдущим периодом предприятие закончило 2002 г. более удачно.
Проанализировав данные таблицы 6 можно сделать вывод о том, что «Химпром» имеет устойчивое финансовое положение за счет высокой доли собственных средств в пассиве баланса, но высокие затраты производственной деятельности, низкие уровни рентабельности продаж и рентабельности активов отражают низкую конкурентоспособность предприятия в отрасли. Хотя по некоторым основным финансовым показателям, таким как рентабельность продаж и рентабельность активов намечаются положительные тенденции
14
Таблица 6.
Финансовые показатели деятельности ОАО «Химпром»
Финансовые показатели |
Средне-отраслевые значения показа-телей |
Значения по заводу |
Определение показателя | |
2001г. |
2002г. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коэффи-циент абсолютной ликвидности |
Не менее 0,2 |
0,29 |
0,25 |
Показатель характеризует высокую степень ликвидности баланса; его снижение в 2002г. по сравнению с 2001г. говорит об увеличении низко ликвидных элементов и увеличении риска компании с точки зрения возврата долгов. |
Коэффи-циент рентабель-ности |
Не менее 3 |
-0,06 |
-0,04 |
Показатель применяется для определения уровня конкурентоспособности фирмы. Так как у «Химпрома» коэффициент рентабельности активов значительно ниже, чем среднеотраслевой показатель, и это говорит о неспособности руководства предприятия использовать оборотный и необоротный капитал. |
окончание таблицы 6.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Коэффи-циент обеспечен-ности |
Не менее 0,1 |
0,39 |
0,25 |
Характеризует наличие собственных
оборотных средств, необходимых
для финансовой устойчивости предприятия.
«Химпром» имеет высокое |
Коэффи-циент рентабель-ности |
0,5 |
- 0,28 |
0,028 |
Коэффициент показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого руб. проданной продукции. Низкие значения этого коэффициента отражают рост затрат на производство и падение объемов продаж. |
Маркетинг
Продукция «Химпрома» пользуется спросом у потребителей среднего и старшего возраста со средним и низким уровнем доходов. Производимые заводом товары пользуется спросом, так как они хорошего качества (некоторые виды продукции значительно лучше по качеству, чем аналогичные других производителей), приемлемые по стоимости, существует доверие покупателей к предприятию.
Для того чтобы привлечь внимание молодых клиентов, с более высоким уровнем доходов была разработана серия гелеобразных средств, упакованных в ПЭТ-тару, но упаковка при использовании быстро ломается, что вызывает недовольство потребителей.
Завод теряет большую часть своих покупателей из-за частой смены ассортимента выпускаемых товаров. Только потребитель привыкнет к новой разработке, появится постоянный спрос, как предприятие снимает товар с производства по какой-либо причине. Эта ситуация подрывает хорошее мнение потребителей о «Химпроме».
Благоприятное отношение потребителей к продукции завода было испорчено после того, как в рецептуру чистящих паст для улучшения свойств был добавлен кварцевый песок. Вместо благоприятного эффекта паста оставляла глубокие царапины на эмалированной поверхности раковин и ванн. После этого случая в адрес предприятия поступило множество жалоб, и объем продаж чистящих паст резко уменьшился. До сих пор многие потребители считают, что «Химпромовские» пасты портят эмаль на сантехнике и опасаются покупать их.
На заводе не проводились маркетинговые исследования рынка товаров бытовой химии.
15
Руководство предприятия активно
старается увеличить объем
Торговые агенты «Химпрома» работают с предприятиями города, торгующими товарами бытовой химии, предлагая им продукцию завода для реализации. Новым направлением деятельности торговых агентов является работа с предприятиями-потребителями продукции завода (гостиницами, ресторанами, учебными заведениями, больницами, санаториями и т.д.). Агенты получают заявки от таких потребителей и бесплатно доставляют им продукцию.
«Химпром» наладил работу со многими оптовыми базами города.
16
Рис. 2. Схема каналов распределения продукции ОАО «Химпрома».
Для улучшения информированности потребителей о работе «Химпрома» руководство предприятия использует различные средства воздействия. Одним из самых важных средств является реклама. Руководство завода осуществляет работу с еженедельником «Товар, деньги, товар», где печатает прейскурант цен на ассортимент своей продукции. Иногда информация о новинках выпускаемой продукции печатается в еженедельной рекламно-информационной газете «Презентация».
17
Осуществляется сотрудничество с информационной службой «Народный телефон». Руководство «Химпрома» делает попытки налаживания коммуникации с потребителями.
Так в обязанности торговых агентов входит информирование клиентов о новинках продукции, о свойствах и способах применения различных чистящих средств. Потребители часто рассказывают агентам, что им нравится, а что нет в продукции завода, высказывают свои предложения. Эта информация доводится до руководства предприятия, которую оно анализирует и принимает соответствующее решение.
В целом руководство «Химпрома» уделяет недостаточно внимания рекламе своей продукции, ссылаясь на нехватку денежных средств. Вместе с тем хорошая рекламная компания в нескольких средствах массовой информации принесла бы заметный успех предприятию и сказалась бы на объемах продаж продукции, а разовая, непродуманная реклама – это лишь неэффективное вложение денег.
Кадры
Общая численность работников «Химпрома» составляет 115 человек. В основном, это квалифицированные работники, давно работающие на предприятии. В начале 90-х годов на заводе работало около 500 человек, но вместе с сокращением производства пришлось сокращать и штат сотрудников. Многим работникам руководство завода предложило остаться на предприятии, сменив свою специальность. Таким образом, формировался штат продавцов и агентов по продаже.
На сегодняшний день текучесть персонала в целом по предприятию небольшая, это связано с тем, что большинство сотрудников «Химпрома» - это люди среднего и старшего возраста, давно связавшие свою жизнь с заводом. Исключением из этого является отдел сбыта, где трудятся в основном работники, недавно пришедшие на завод. Мобильность персонала в этом подразделение очень высока.
18
III. Анализ внешней среды фирмы
Любое предприятие находится и функционирует в среде. Каждое действие предприятия возможно только, если среда допускает его осуществления. Но условия нахождения предприятия в среде постоянно изменяются. Это обусловлено многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие внешней среды, которая во многом определяет характер деятельности предприятия. Для того чтобы определить стратегию поведения предприятия и провести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное представление о внешней среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием. Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается, как совокупность 2-х относительно самостоятельных подсистем: микросреды и макросреды.
Информация о работе Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»