Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ деятельности предприятия показал, что оно обладает положительным потенциалом:
• наличие необходимых производственных мощностей;
• опыт в разработке новых продуктов;
• платежеспособность;
• квалифицированные кадры;
• эффективная система управления.

Оглавление

I. Краткое описание и характеристика фирмы стр. 1-11
II. Краткий анализ экономической и финансовой деятельности стр. 12-18
III. Анализ внешней среды стр. 19-23
IV. Постановка целей стр. 24
V. Конкурентный анализ фирмы стр. 25-27
VI. Портфельный анализ фирмы стр. 28-32
VII. Стратегия фирмы стр. 33-35
VIII. Внедрение и реализация стратегии стр. 36-37
Заключение стр. 38-39
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

5. КФУ в области кадров (высокий профессионализм работников предприятия);

6. КФУ в области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры).

Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия приведенный в таблице 9.

 

 

 

25

Таблица 9.

Сильные и слабые стороны ОАО  «Химпром»

Аспект  среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Продукт

- возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции;

- хорошее качество продукции

расширение ассортимента зачастую идет не за счет разработки качественно  новых продуктов, а за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров

Организа-ция

- компетентное руководство;

- адекватная организационная структура предприятия;

- эффективная система контроля

слабых сторон не наблюдается

Производ-ство

- наличие необходимых производственных мощностей;

- высокое качество производства

- устарелая технология дизайна и упаковки продуктов;

- высокая себестоимость выпускаемых товаров;

- небольшие объемы производства

Маркетинг

- эффективное использование различных каналов сбыта, наличие собственных каналов сбыта продукции;

- предоставление дополнительных услуг предприятиям-клиентам (быстрая и бесплатная доставка товаров)

- отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия;

- отсутствие маркетинговых исследований рынка

Персонал

- небольшая текучесть кадров в целом по заводу;

- предоставление предприятием социальных гарантий работникам

- задержки с выплатой заработной платы;

- большая текучесть кадров в отделе сбыта

Финансы

- предприятие является платежеспособным;

- собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным;

- высокая степень ликвидности баланса

- низкая рентабельность продаж из-за высоких издержек производства;

- низкий уровень конкурентоспособности фирмы;

- нехватка свободных денежных средств


 

Путем обобщения данных анализа  факторов внешней и внутренней среды  была составлена таблица 10 – угроз и возможностей, слабых и сильных сторон предприятия.

С помощью проведенного анализа  возможностей и угроз, а также  сильных и слабых сторон «Химпром»  можно установить, что предприятие  имеет достаточный потенциал  для своего дальнейшего развития. Он обладает многолетним опытом производства товаров бытовой химии и наличием необходимых производственных мощностей.

26

Таблица 10.

Угрозы, возможности, слабые и сильные  стороны 
ОАО «Химпром»

Возможности

Сильные стороны

- рынок товаров бытовой химии продолжает развиваться;

- развитие НТП способствуют появлению новых продуктов, новых рынков, и новых потребителей;

- либерализация внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество приводит к появлению новых партнеров;

- повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов;

- безработица приводит к удешевлению рабочей силы и увеличению числа претендентов на рабочее место

- многолетний опыт производства товаров бытовой химии, наличие необходимых производственных мощностей;

- предприятие является платежеспособным;

- собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным;

- хорошее качество выпускаемой продукции;

- эффективное использование различ-ных каналов сбыта, наличие собст-венных каналов сбыта продукции;

- предоставление дополнительной услуги оптовым потребителям в виде быстрой и бесплатной доставки товара;

- высокий профессионализм работников предприятия

- компетентное руководство;

- адекватная организационная структура предприятия; 

- предоставление предприятием социальных гарантий работникам


 

Угрозы

Слабые стороны

- снижение уровня покупательской способности населения;

- повышение энерготарифов;

- повышение налоговых ставок;

- несовершенство законодательной базы приводит к ущемлению интересов производственной сферы;

- нестабильность в обществе приводит к приостановлению инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса;

- ужесточение конкуренции;

- ухудшение отношений с производителями сырья и материалов

- низкая рентабельность продаж из-за высокой себестоимости выпускаемых товаров;

- нехватка оборотных средств;

- небольшие объемы производства;

- расширение ассортимента идет за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров;

- устарелая технология дизайна и упаковки продуктов;

- отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия;

- отсутствие маркетинговых исследований рынка;

- задержки с выплатой заработной платы работникам предприятия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К тому же продукция, выпускаемая заводом, хорошего качества и пользуется спросом потребителей. А слабыми сторонами завода являются высокие издержки производства, сводящие на нет прибыль предприятия, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.

Поэтому предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции с целью минимизации издержек и с учетом легкодоступности сырьевой базы. К тому же необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки товаров бытовой химии предприятие может производить для расширения ассортимента и привлечения новых клиентов.

Развитие НТП открывает новые  возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений  деятельности, новых рынков и новых  потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с производством товаров бытовой химии, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

VI. Портфельный анализ  фирмы

 

Для разработки портфельного анализа  предприятия был выбран подход, который  разработал Игорь Ансофф. Для условий  растущего рынка он предложил  применить следующие виды стратегий (рис. 3).

 

 

 

ПРОДУКТЫ

РЫНКИ

 

имеющиеся

новые

имеющиеся

1.сокращение  расходов

2.развитие рынка

новые

3.развитие  товара

4.диверсификация


 

Рис. 3. Матрица «продукт-рынок».

Стратегия, которую «Химпром» может  использовать в своей производственной деятельности является комбинированной и состоит из 2-х частей: стратегии № 1 «сокращение расходов производства» и стратегии № 4 «диверсификации».

В рамках стратегии сокращение расходов производства необходимо проанализировать производимый заводом ассортимент  продукции в целях сокращения себестоимости каждого из наименований, увеличения прибыли и доли в объеме продаж. Анализ производимой «Химпромом» продукции приведен в табл. 11. Данные таблицы дают представление о необходимости снижения издержек производства. Производство моющих средств является невыгодным, так как не рентабельно и не может конкурировать на рынке с товаром заменителем - стиральным порошком, ни по цене, ни по потребительским качествам. Но спрос на моющие средства у потребителей все же есть, о чем говорит высокий объем продаж, поэтому предприятию следует

 

28 
 

Таблица 11.

Анализ ассортимента продукции  ОАО «Химпром»

Ассорти-

мент

Наиме-нование

Отличительные особенности для потребителей

Себестои-

мость 1 тонны (тыс.руб.)

Оптовая цена

1 тонны (тыс. руб.)

Прибыль

1 тонны (тыс.руб.)

Рентабель-

ность

продаж, %

Доля в объеме продаж 2002 г. по категориям товаров

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Средства  для стирки

Синтети-ческие моющие средства для стирки

Ландыш

для стирки изделий из всех типов  ткани

25,73

21,16

-4,57

-21,61

0,29

Моющие  средства нельзя использовать для стирки в стиральной машине, и они стоят дороже стирального порошка для ручной стирки

Триалон

для стирки изделий из

хлопчатобумаж-

ной ткани

25,67

21,16

-4,51

-21,34

0,28


 

 

продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Чистящие пастообразные средства

1.Сред-ства, очищаю-щие ржавчину на сантех-нике, раковине и кафеле, содержат щавеле-вую  кислоту

Суржа

высокая концентрация щавелевой кислоты

17,96

21,84

3,87

17,72

0,5

Лидер по объемам продаж, самый  востребуемый у потребителей товар

Сияние

концентрация щавелевой кислоты  меньше, чем в «Сурже»

16,90

20,82

3,92

18,84

Внедрена в производство в марте

2002 г.

Отзывы покупателей неизвестны


 

 

продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Средства, очищаю-щие загрязне-ния ванны, раковины, унитаза, кафеля

Санита

Пасты имеют

одинаковые свойства

21,33

20,82

-0,5

-2,44

0,22

Популярное у потребителей средство

Особая

18,14

20,82

2,67

12,85

Внедрена в производство в марте

2002 г

Отзывы покупателей неизвестны

2.Средст-ва, очищаю-щие посуду 

Восточ-ная

Пасты имеют

одинаковые свойства

20,02

20,82

0,8

3,84

0,14

Популярное у потребителей средство


 

 

продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2.Средст-ва, очищаю-щие кухонную посуду, а  также ванны, раковины, кафель

Примор-ская

 

19,94

20,82

0,88

4,23

0,07

Не востребована потребителями

Универсальная

Паста содержит соду

20,32

20,82

0,49

2,39

0,07

Не востребована потребителями

Нежная

Паста содержит соду и глицерин

19,03

20,82

1,78

8,59

Внедрена в производство в марте

2002 г

Отзывы покупателей неизвестны

Светлая

Паста белого цвета, содержит соду и  глицерин

19,43

20,82

13,91

6,68

Внедрена в производство в марте

2002 г

Очень большой процент брака


 

продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2.Средст-ва, очищаю-щие кухонную посуду, а  также ванны, раковины, кафель

Све-жесть

Имеет приятный запах

18,66

20,82

2,16

10,39

Внедрена в производство в марте

2002 г

Отзывы покупателей неизвестны

Хозя-юшка

Очищает посуду от пятен кофе и  чая

17,93

20,82

28,93

13,89

Внедрена в производство в марте

2002 г

Отзывы покупателей неизвестны

Домаш-няя

Очищает посуду для микроволновой  печи

17,78

20,82

3,03

14,59

Внедрена в производство в марте

2002 г

Отзывы покупателей неизвестны

Жидкие  чистящие средства

 

Нитхи-нол

Средство для чистки стекол, зеркал

13,73

14,82

1,08

7,30

0,33

Популярное у потребителей средство


продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Крот-Н

(370 гр.)

средство для прочистки канализаций

13,76

14,8

1,03

7,01

Внедрена в производство в ноябре

2001 г.

Появился постоянный спрос на

продукт у покупателей

 

Галатея

(370 гр.)

средство для чистки СВЧ-печей, духовок, электрических и газовых  плит, поверхностей эмалированной посуды

21,26

22,49

1,22

5,44

0,23

Популярное у потребителей средство

Информация о работе Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»