Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Проведенный анализ деятельности предприятия показал, что оно обладает положительным потенциалом:
• наличие необходимых производственных мощностей;
• опыт в разработке новых продуктов;
• платежеспособность;
• квалифицированные кадры;
• эффективная система управления.

Оглавление

I. Краткое описание и характеристика фирмы стр. 1-11
II. Краткий анализ экономической и финансовой деятельности стр. 12-18
III. Анализ внешней среды стр. 19-23
IV. Постановка целей стр. 24
V. Конкурентный анализ фирмы стр. 25-27
VI. Портфельный анализ фирмы стр. 28-32
VII. Стратегия фирмы стр. 33-35
VIII. Внедрение и реализация стратегии стр. 36-37
Заключение стр. 38-39
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

 

 

 

продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Жидкие

чистящие средства в 500 гр. ПЭТ-упаковке

Галатея -Н

средство для  чистки печей, по свойствам не отличается от «Галатеи»

30,50

33,34

2,83

8,51

Внедрена в  производство в ноябре

2001 г

Слабый спрос  продукта у покупателей 
из-за предпочтения более дешевой Галатеи

(370 гр.)

Галатея-гель

средство для чистки печей, более  концентриро-ванное, чем «Галатея»

30,84

34,84

3,99

11,47

Внедрена в производство в ноябре

2001 г

Слабый спрос продукта у покупателей


 

 

продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Жидкие

чистящие средства в 500 гр. ПЭТ-упаковке

Парма-гель

средство для чистки печей, степень  концентрации выше, чем в «Галатеи геле»

30,56

34,84

4,27

12,26

Внедрена в производство в ноябре

2001 г

Пользуется наибольшей среди жидких

чистящих средств в ПЭТ-упаковке популярностью у потребителей

Суржа-гель

чистит и удаляет ржавчину с  поверхности ванны, раковины, унитаза, содержит щавелевую кислоту

42,83

37,84

-4,99

-13,20

Внедрена в производство в ноябре

2001 г

Пользуется  небольшой

популярностью у потребителей


продолжение таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Сан-люкс

Чистит и удаляет ржавчину, отложения  солей жесткости с поверхности  ванны, раковины, унитаза, концентрация щавелевой кислоты более высокая, чем в « Суржа-геле»

42,33

37,84

-4,49

-11,87

Внедрена в производство в ноябре

2001 г

Пользуется небольшой

популярностью у потребителей


 

 

 

 

окончание таблицы 11.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Разрабатываемые средства

Жидкие  чистящие средства

Уют

Средство для чистки ковров и  мягкой мебели

13,76

14,80

1,03

7,01

Будет внедрено в производство в  июне

2003 г.

Отзывов покупателей нет

Антинакипин

(2 вида)

Средство, очищающее накипь с поверхности  пластмассовых и металлических  чайников

21,26

22,49

1,22

5,44

Будет внедрено в производство в  июне

2003 г.

Отзывов

покупателей нет


 

 

постепенно сокращать это направление, переходя сначала на производство одного наименования - «Ландыша», а затем либо снижать себестоимость за счет поиска более дешевого сырья, либо вообще убрать это направление, заменив его, новым.

Производство чистящих паст является прибыльным направлением деятельности предприятия. Наиболее приемлемым из них является изготовление паст, содержащих щавелевую кислоту. Так «Суржа» считается у потребителя самой удачной среди аналогичной продукции других изготовителей и лидером объемов продаж, принося предприятию ощутимый доход. Поэтому «Химпром» может дальше наращивать ее производство и делать попытки выхода на новые географические рынки. Новая разработка «Химпрома» – паста «Сияние», содержащая щавелевую кислоту меньшей концентрации, является также прибыльной. Она имеет высокую рентабельность, неплохие потребительские качества, и цену ниже, чем «Суржа». Поэтому она будет востребована потребителями.

С производством  остальных чистящих паст у предприятия  не все складывается удачно. Так  чистящая паста «Санита» является популярной у потребителя и по объемам продаж следует за «Суржей». Но ее изготовление не приносит прибыли предприятию, так как из-за высокой себестоимости имеет рентабельность –2,44 %. Новая разработка предприятия - паста «Особая» по потребительским качествам схожа с «Санитой», но имеет рентабельность намного выше - 12,85 %. Поэтому предприятию следует либо заменить производство «Саниты» изготовлением пасты «Особая»; тогда потери части клиентов можно избежать, проведя рекламную кампанию по новой пасте; либо сделать попытку поменять технические условия производства «Саниты», заменив дорогое сырье более дешевым, и дать название новой пасты, созвучное уже имеющемуся.

«Химпром» производит большое количество мягких чистящих паст, которые можно применять  для чистки посуды.

29

Многие из этих паст имеют схожие потребительские качества и одинаковую стоимость, поэтому не различимы  для покупателя. Но предприятию эти  пасты приносят неодинаковый доход  из-за своей различной себестоимости  изготовления. Наиболее популярное чистящее средство этой группы – паста «Восточная», она имеет постоянных потребителей и хороший объем продаж. Но прибыли предприятию приносит немного, так как ее рентабельность равна 3,84 %. Зато пасты «Приморская» и «Универсальная» оказались забытыми потребителями. Их рентабельность очень низкая - 4,23% и 2,39%, а доля продаж еще ниже 0,07. Их можно «безболезненно» для потребителей и предприятия снять с производства. Группа чистящих средств, содержащих соду и глицерин: «Нежная» и «Светлая» имеют одинаковые потребительские свойства. Паста «Светлая», отличающаяся от других по своему цвету, является неудачной разработкой предприятия, так как имеет большой процент брака. Предприятию можно ограничиться выпуском только чистящей пасты «Нежная», имеющей неплохую рентабельность - 8,59 % и популярность у потребителей.

Новые разработки предприятия –  пасты «Свежесть», «Хозяюшка», «Домашняя», хотя не являются оригинальными по своим потребительским качествам, но имеют высокую рентабельность - 10,39%, 13,89% и 14,59% соответственно. Они могут принести предприятию реальный доход, поэтому для увеличения объема продаж необходимо информировать население об их появлении при помощи рекламы.

Жидкие чистящие средства «Нитхинол», «Крот-Н» и «Галатея» являются очень  популярными у потребителей средствами, обеспечивая предприятию хороший объем прибыли.

Серия жидких чистящих средств в  ПЭТ –упаковке имеет высокую  рентабельность, но средства для чистки печей «Галатея-Н» и «Галатея-гель»  непопулярно у потребителей из-за предпочтения ими более дешевой  «Галатеи» (370 гр.).

30

Самым популярным в этой группе чистящих средств является «Парма-гель».

Жидкое чистящих средство «Суржа-гель»  и «Санлюкс» нерентабельны из-за высокой себестоимости, предприятию  следует для производства этих средств  использовать более дешевое сырье, а для увеличения объемов продаж усилить рекламу этих средств.

Новые чистящие средства –«Уют» (средство для чистки ковров) и «Антинакипин» (средство, удаляющее накипь с пластмассовых  и металлических чайников), разрабатываемые  заводом, являются рентабельными и, предположительно, будут пользоваться спросом у потребителей.

В рамках стратегии диверсификации «Химпром» может производить  на своих площадях либо сопутствующие  выпускаемым товарам бытовой  химии предметы, либо вообще поменять рынок и выйти на него с совершенно новым товаром. Но предприятию необходимо, чтобы производство нового товара сочеталось с основной деятельностью завода - производством товаров бытовой химии.

Примером такого нового направления  деятельности может быть переработка  полимера и изготовление изделий из него. Полимер – очень популярный на сегодняшний день материал, из которого производят товары различного назначения. Он недорогой и для производства изделий из него не требует использования какого-либо дополнительного сырья. Полимер применяется для изготовления лотков, подносов, пакетов, пленки, различных деталей и приспособлений для строительства и отделки помещений, упаковки, тары и т.д.. Потребителями изделий из полимера являются пищевая промышленность (различные хлебо-, мясо-, и молококомбинаты), предприятия питания, строительные фирмы, предприятия, занимающиеся изготовлением мебели и т.д.

Переработка полимерного материала  выгодна предприятию, так как  может производиться на уже имеющихся  у предприятия установках.

 

31

Но для изготовления из этого материала продукции требуется новое технологическое оборудование, а для налаживания бесперебойного выпуска изделий «Химпрому» необходима отлаженная система поставок сырья. Чтобы обеспечить все это необходимо наличие крупных капиталовложений, а так как предприятие не имеет таких финансовых возможностей, то требуется привлечение инвесторов. На сегодняшний день в России нет крупных отечественных инвесторов, поэтому «Химпром» должен будет сотрудничать с иностранными фирмами. При этом обязательным требованием контракта между предприятием и инвестором должно быть то, что инвестор обязуется обеспечить завод сырьем и технологическим оборудованием.

Изделия, производимые из полимера должны быть конкурентоспособными. Поэтому  их необходимо производить из заведомо дешевого, но качественного сырья; если есть возможность – использовать местное сырье.

Поиск инвесторов необходимо осуществлять среди предприятий, заинтересованных в выпускаемой заводом продукции, т.е. потребителей, либо сотрудничать с  производителем сырья. Но так как последнее не вполне реально, остается заинтересовать выгодным предложением потребителей. Одним из предполагаемых инвесторов предприятия может быть австралийская компания «Австролюкс», занимающаяся производством и реализацией мебели. В регионе находится ее филиал. Мебель поставляется в регион в разобранном виде, а затем собирается на территории «Химпрома», арендованной «Австролюксом». Выгода «Австролюкса» от такого сотрудничества заключается в том, что «Химпром» может производить для этого предприятия различные крепежные детали из полимера для сборки мебели, что избавит «Австролюкс» от необходимости их завозить из Австралии.

Таким образом, в выборе стратегии  диверсификации предприятие должно идти по пути синергизма.

 

32

VII. Стратегия фирмы

 

Выбор стратегии предприятия должен основываться на данных о степени  развития рынка, о потенциале развития предприятия и востребованности его продукции потребителями. Рынок  товаров бытовой химии является, хотя образованным давно, но до сих  пор растущим. Здесь постоянно разрабатываются новые товары, способные удовлетворить развивающиеся потребности потребителей, появляются новые технологии и новое сырье. Поэтому предприятие, которое решит удержаться на этом рынке, должно обладать силой выстоять среди безжалостных конкурентов, производя продукцию, которая сможет конкурировать с товарами бытовой химии любых производителей.

Проведенный ранее анализ факторов внешней и внутренней среды, и, выделенные на его основе сильные и слабые стороны деятельности ОАО «Химпром», позволили выявить, что предприятие имеет определенный потенциал роста, который при правильной стратегической политике и умелом внедрении ее в производственную среду сможет, не только удержать предприятие «наплаву», но и получить максимальную прибыль от производственной деятельности.

Выбор стратегии производственной деятельности предприятия, основывается на ряде характеристик внутренней и  внешней среды «Химпрома», приведенных  ниже:

1. рынок товаров бытовой химии является растущим и прибыльным;

2. развитие НТП способствуют появлению новых продуктов, новых рынков, и новых потребителей;

3. «Химпром» имеет многолетний опыт производства товаров бытовой химии и необходимые производственные мощности;

    1. продукция, выпускаемая заводом, хорошего качества и пользуется спросом потребителей;

33

5. слабыми сторонами деятельности предприятия являются высокие издержки производства, сводящие на нет его прибыль, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.

Для успешной работы на растущем рынке  и получения максимальной прибыли предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции с целью минимизации издержек и с учетом легкодоступности сырьевой базы. При этом необходимо использовать свой потенциал и возможности в целях открытия новых направлений деятельности, которые не требовали бы изменения структуры предприятия и больших капиталовложений, сочетались бы с производством товаров бытовой химии, имели бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносили бы постоянный доход.

На основе анализа ассортимента продукции в целях минимизации издержек был разработан стратегический план производства продукции на 2002 г., приведенный в таблице 12. Согласно этому плану, предприятие может получить в 3,5 раза больше прибыли, чем если будет следовать заводскому производственному плану. Снижение себестоимости продукции и пересмотр ассортимента выпускаемых товаров - еще не все, что предприятию требуется сделать в рамках стратегии снижения издержек. Необходимо пересмотреть используемое для производства товаров бытовой химии сырье, с целью отказа от дорогостоящего и труднодоступного сырья и поиска местных сырьевых баз.

Но, несмотря на измененный в соответствии с предлагаемой стратегией ассортиментный состав выпускаемой продукции и  увеличивающуюся прибыль, предприятию все же необходимо для полной финансовой устойчивости или расширять ассортимент производства товаров бытовой химии или выходить на новые рынки с новым товаром. Увеличить ассортимент товаров бытовой химии вряд ли предприятию удастся из-за проблем с обеспечением сырьем.

 

 

34

А возобновить контракт с американской компанией, как это отмечалось раньше, не имеет смысла так как, производимое PCI America сырье является слишком дорогостоящим.

«Химпром», благодаря своему опыту  работы в химической отрасли промышленности и наличию необходимых производственных мощностей, может применить стратегию диверсификации. Данная стратегия, как уже было сказано выше, – это изменение сферы деятельности, то есть включение в производственную программу изделий, не имеющих прямого сходства с выпускающимися изделиями.

Формируем общую стратегию: стратегия  диверсификации с освоением нового производства, тип – синергический, конкурентная стратегия наступательного  типа. В целом ориентирована на сокращение расходов. Возможна вертикальная интеграция «назад вперед».

Информация о работе Разработка стратегии фирмы на примере ОАО «Химпром»