Стратегии маркетинга на примере ОАО «Авантаж»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – получить представление о методике выбора и реализации маркетинговой стратегии, разработав рекомендации по оптимизации маркетинговой стратегии компании. Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность и описать существующие разновидности маркетинговых стратегий;

2) обосновать методы и правила разработки маркетинговой стратегии, условия ее реализации;

3) дать оценку состояния маркетинговой среды фирмы;

4) обосновать планирование деятельности по разработке маркетинговой стратегии ОАО «Авантаж».

Оглавление

Введение 3

Глава I. Особенности разработки маркетинговой стратегии

предприятия 5

1.Понятие и виды маркетинговой стратегии 5
2.Методы разработки маркетинговой стратегии 14
Глава II. Стратегический анализ внешней и внутренней среды

ОАО «Авантаж» 20

2.1. Общая характеристика предприятия 20

2.2. Матрица SWOT-анализа ОАО «Авантаж» 23

Глава III. Разработка стратегии развития ОАО «Авантаж» 26

3.1. Определение миссии, цели и ценностей компании 26

3.2. Выбор стратегии на основе SWOT-анализа 28

Заключение 29

Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая Катя.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Уфимская  государственная академия экономики  и сервиса 
 
 

Кафедра «Социология и СКТ» 
 
 

Курсовая  работа

подисциплине: «Маркетинг»

на тему: «Стратегии маркетинга на примере ОАО «Авантаж» 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы СОД-41 Кравчанина Е.О.

Проверила:  Садретдинова Э.В. 
 

Уфа – 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

Глава I. Особенности разработки маркетинговой стратегии

предприятия           5

    1. Понятие и виды маркетинговой стратегии    5
    2. Методы разработки маркетинговой стратегии           14

Глава II. Стратегический анализ внешней и внутренней среды 

ОАО «Авантаж»                  20

2.1. Общая  характеристика предприятия              20

2.2. Матрица SWOT-анализа ОАО «Авантаж»             23

Глава III. Разработка стратегии развития  ОАО «Авантаж»          26

3.1. Определение  миссии, цели и ценностей компании           26

3.2. Выбор  стратегии на основе SWOT-анализа             28

Заключение                    29

Список  литературы                 30

 

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе перехода к рыночным отношениям в нашей стране стимулирование сбыта продукции становится важной составляющей обеспечения успешной деятельности любого предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия – изготовителей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции посредством мер стимулирования. Кроме того, объективным фактором возрастания роли стимулирования является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации. Поэтому все большее число предприятий прибегает к стимулированию сбыта как к средству, способному эффективно поддержать рекламную кампанию.

        Формированию маркетинговой стратегии  отводится основное место в комплексе маркетинговых мероприятий. От ее выбора зависит планирование и организация прочих видов маркетинговой деятельности

и, в  конечном счете, успешность предприятия  на рынке. Достаточно легко корректировать тактические действия, но изменение неверно избранной стратегии сопровождается значительными финансовыми и прочими потерями. Это налагает особую ответственность на менеджера-«стратега» и предъявляет особые требования к его теоретической и методологической грамотности, аналитическим способностям и навыкам практической деятельности.

     Степень разработанности  проблемы. Степень изученности данной курсовой работы различна. В оригинальной зарубежной и переводной литературе нашли достаточно полное отражение такие компоненты стратегического маркетинга как оценка внешней среды, изучение поведения потребителей, сегментирование рынков, анализ конкурентных преимуществ, разработка рыночной стратегии. В последние годы появилось большое количество публикаций отечественных авторов, посвященных факторам конкурентоспособности компаний и их продукции, а также стратегическому планированию и управлению.

     Объект исследования – ОАО «Авантаж», действующая на потребительском рынке через сеть магазинов «КламаС». Предмет исследования – обоснование принципов и методов разработки маркетинговой стратегии ОАО «Авантаж».

     Цель исследования – получить представление о методике выбора и реализации маркетинговой стратегии, разработав рекомендации по оптимизации маркетинговой стратегии компании. Для достижения этой цели мы должны решить следующие задачи:

1) охарактеризовать  сущность и описать существующие  разновидности маркетинговых стратегий;

2) обосновать  методы и правила разработки  маркетинговой стратегии, условия  ее реализации;

3) дать оценку состояния маркетинговой среды фирмы;

4) обосновать  планирование деятельности по разработке маркетинговой стратегии ОАО «Авантаж».

     Методы исследования. В данной работе использованы общенаучные методы исследования: анализ документов (теоретический анализ литературы), включенное наблюдение, моделирование, а также специфический метод исследования – SWOT-анализ, направленный на изучение внутренней и внешней среды организации.

 

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Понятие и виды маркетинговой стратегии

     Стратегия – совокупность всех действий управляющих, способствующих достижению целей компании; действующая стратегия компании частично спланирована и частично реагирует на изменяющиеся обстоятельства.

     Осуществление стратегии – комплекс действий, способствующих повышению деловой активности в организационной и финансовой сферах, разработке политики фирмы, созданию корпоративной культуры и мотивации персонала, руководству всем, что способствует достижению намеченных результатов.

     Стратегия компании, как правило, состоит из продуманных целенаправленных действий и реакции на непредвиденное развитие событий. Фирма определяет свои долгосрочные действия по отношению к рынкам, товарному ассортименту, ценообразованию, товародвижению и продвижению товара на рынок, разрабатывает маркетинговые стратегии в соответствии с различными состояниями спроса, формирует глобальные направления своего развития. У фирм имеется большая степень свободы выбора стратегии. Они могут диверсифицировать свою деятельность в связанные или не связанные отрасли посредством создания совместных предприятий, стратегических альянсов, приобретения других компаний или открытия новых направлений деятельности. Некоторые компании следуют стратегии лидерства по издержкам, другие заостряют внимание на различных более привлекательных для клиентов сочетаниях многочисленных свойств товаров, а третьи выбирают обсуждение особых запросов узкого круга покупателей. Рассмотрим основные маркетинговые стратегии, которые наиболее часто используются для развития организации.

     По  мнению Ф. Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть одну из 4 ролей1. Стратегия маркетинга определяется положением компании на рынке в зависимости от того, является ли она лидером, претендентом, последователем или занимает некую нишу:

     1. Лидер (доля на рынке порядка 40%) ощущает себя уверенно. Лидеру рынка принадлежит наибольшая доля рынка определенного продукта. Для того чтобы упрочить доминирующее положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлекая новых потребителей, находя новые способы потребления и применения продукции. Для защиты своей доли рынка лидер использует стратегии позиционной, фланговой и мобильной обороны, упреждающих ударов и отражения атаки, вынужденного сокращения. Большинство лидеров рынка стремятся лишить конкурентов самой возможности перехода в наступление.

     2. Претендент на лидерство (доля  на рынке около 30%). Такая компания агрессивно атакует лидера и других конкурентов. В рамках специальных стратегий претендент может использовать следующие варианты атак:

  • «фронтальная атака» - ведется по многим направлениям (новым товарам и ценам, рекламе и сбыту), эта атака требует значительных ресурсов;
  • «окружение» - попытка атаковать всю или значительную рыночную территорию рынка;
  • «обход» - переход к производству принципиально новых товаров, освоению новых рынков;
  • «атака гориллы» - небольшие порывистые атаки не совсем корректными методами.

     3. Последователь (доля 20%) – компания, которая стремится сохранить свою долю рынка и обойти все мели. Однако даже последователи должны придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличения доли рынка. Последователь может играть роли подражателя или двойника

     4. Окопавшийся в рыночной нише – (доля 10%) обслуживает небольшой сегмент рынка, до которого нет дела крупным фирмам. Традиционно эту роль играл малый бизнес, сегодня стратегию ниш используют и крупные компании. Ключ к нишам – специализация. Компании, ориентирующие в нишах, выбирают одну или несколько областей специализации: по конечным пользователям, по вертикали, в зависимости от размеров клиентов, на особых клиентах, по географическому принципу, по продукту, на индивидуальном обслуживании покупателей, на определенном соотношении качества/цене, на обслуживании, на каналах распределения. Несколько ниш предпочтительнее одной.

     По  мнению Фатхутдинова Р.А. М. Портер выделяет пять основных конкурентных стратегий2:

     1. Стратегия лидерства по издержкам,  предусматривающая снижение полных  издержек производства товаров  или услуг.

     2. Стратегия широкой дифференциации, направленная на придание товарам специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов, что способствует привлечению большого количества покупателей.

     3. Стратегия оптимальных издержек, дающая возможность покупателям получить за свои деньги большую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции. Задача состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные издержки и цены относительно производителей продукции с аналогичными чертами и качеством.

     4. Сфокусированная стратегия, или  стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства

     5. Сфокусированная стратегия, или  стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит свою цель обеспечение представителей выбранного сегмента товарами или услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.

     По  мнению А.Т. Зуб3, М. Портер выделяет три ключевые общие стратегии: лидерство по затратам, дифференциация и фокусирование. Рассмотрим каждую их них последовательно.

     1.Лидерство  по затратам. При реализации этой стратегии ставится задача добиться лидерства по затратам в своей отрасли за счет комплекса функциональных мер. Стратегия подразумевает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведение до минимума расходов в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т.д.

     Низкие  затраты дают организации хорошие  шансы в ее отрасли даже в случае существования жесткой конкуренции. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли, где жесткая конкуренция в других формах уже установилась.

     2. Дифференциация. Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Как показывает Портер, подход к дифференциации может принимать различные формы, включая имидж, торговую марку, технологию, отличительные черты, особые услуги покупателям и т.п. Дифференциация требует серьезных исследований и разработок, а также устойчивого сбыта. Кроме того, покупатели должны отдавать свои симпатии продукту, как чему-то уникальному. Потенциальным риском этой стратегии являются изменения на рынке или выпуск аналогов, инициированный конкурентами, которые разрушат конкурентное преимущество, добытое компанией.

     3. Фокусирование. Задачей этой стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом. Предполагается, что организация таким образом сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем ее конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокусирование может также сочетаться с лидерством по затратам или индивидуализации продукта (услуги).

Информация о работе Стратегии маркетинга на примере ОАО «Авантаж»