Разработка стратегии развития организации на примере ОАО «МЕКАД»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – создание и разработка эффективной стратегии развития предприятия на примере ОАО «МЕКАД».
Объектом исследования в курсовой работе является стратегическая и конкурентная деятельность ОАО «МЕКАД». Предметом исследования являются инновационно-организационные мероприятия по созданию и разработке эффективной стратегии развития ОАО «МЕКАД».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стратегия развития предприятия как основа его жизнеспособности и успеха 5
1.1 Понятие и содержание этапов стратегического планирования на предприятии 5
1.2 Стратегия развития предприятия: основные методы и подходы ее разработки 10
1.3 Роль инноваций в процессе формирования стратегии развития предприятия 14
2 Анализ стратегической деятельности ОАО «МЕКАД» и оценка его конкурентоспособности 24
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «МЕКАД» 24
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «МЕКАД» и оценка его стратегической деятельности 31
3 Разработка и внедрение стратегии развития для повышения конкурентоспособности ОАО «МЕКАД» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Библиографический список 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 67

Файлы: 1 файл

Копия Юля - Разработка стратегии развития организации на примере ОАО МЕКАД - 1000 руб..doc

— 799.00 Кб (Скачать)

В теории управления процесс формирования стратегии осуществляется, как правило, на основе портфельного анализа. С помощью  этого инструмента оценивается  вся хозяйственная деятельность предприятия с целью распределения  инвестиционных ресурсов: вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления развития и сокращения инвестиций в неэффективные проекты. В результате проведения портфельного анализа компания дает оценку конкурентоспособности основных продуктов, определяет размеры вложений капитала в каждое подразделение. Для каждого отдельного продукта разрабатывается отдельный инновационный проект.

Здесь может произойти противопоставление целей одних проектов общим целям  развития компании, что, в свою очередь, приведет к несовпадению стратегии  отдельных подразделений и общей корпоративной стратегии. Во избежание подобной ошибки к формированию инновационной политики в организации необходимо применять комплексный подход.

Таким образом, выбор той или  иной стратегии определяется внешними условиями, в то время как ее реализация зависит от внутренней организации и выполнения каждого вида деятельности. Новые задачи требуют установления новой системы связей, как между уровнями управления, так и между подразделениями. Для эффективной реализации инновационных проектов необходимо создать специальную структуру, которая обеспечила бы устойчивость связей и надежное функционирование системы в целом. Для реализации поставленной задачи необходимо: определить соответствие имеющейся организационной структуры принятым к реализации инновационным проектам; провести необходимые изменения в части распределения прав и ответственности и согласовать информационные и финансовые потоки.

Этап организационно-структурных  изменений можно считать заключительным этапом на пути к формированию принципиально новой корпоративной стратегии предприятия. К стратегическому планированию следует подходить по принципу того, что назначение маркетинга состоит в удовлетворении текущих требований покупателей, а инновации — будущих. Поэтому разработка стратегического поведения должна включать анализ перспектив в области научно-технического и технологического прогресса, обзор состояния отрасли в целом и перспективных планов предприятий-конкурентов в частности. Цель этой части формирования стратегического плана состоит в изучении внешних условий ведения бизнеса с тем, чтобы выявить угрозы и возможности, которые могут возникнуть во внешнем окружении по отношению к предприятию и определить направления дальнейшего развития. Далее следует оценить внутренний потенциал организации относительно своих конкурентов. Здесь выявляются сильные и слабые стороны предприятия с тем, чтобы использовать благоприятные преимущества и одновременно избежать предстоящих трудностей». [10]

«Обобщая вышесказанное, составим общую схему ключевых моментов организации инновационной деятельности на предприятии (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 - Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятии

 

Безусловно, процесс организации  инновационной деятельности этими  этапами не ограничивается. Такие  моменты, как: технико-экономическое  обоснование технологической инновации, источники инвестиций, ресурсное  обеспечение, оценка инвестиционной привлекательности инновационного проекта, оценка риска вложения средств, оценка факторов риска, которые могут воспрепятствовать успешной реализации проектов, являются судьбоносными для реализации инновационной программы.

При внедрении новых товаров  или новой технологии предприятия подвергаются высокому риску. Уровень риска значительно варьируется и находится в прямой зависимости от степени новизны продукта или технологии.

Практика успешно развивающихся  в инновационном плане компаний показывает, что процесс разработки новой продукции должен пройти пошаговую схему, состоящую из множества последовательных этапов. Этот процесс может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет и, когда оформленная новинка готова для выхода на рынок, она может оказаться уже устаревшей. Избежать подобной ситуации можно при применении параллельно-последовательного подхода к разработке инновации.

Некоторые компании в целях сокращения времени предпринимали попытки  ввода принципа «одновременной разработки товара» функциональными подразделениями. Специалистами была предпринята попытка разработать модель параллельно-последовательного вывода инновации на рынок, суть которой удобно рассмотреть с помощью условной схемы (рисунок 3).

На схеме представлен примерный  процесс разработки и выведения нового оформленного продукта на рынок. Путь от зарождения идеи до ее практического воплощения состоит из десяти шагов, которые можно объединить в три ключевых этапа: генерации и селекции идей; анализа, проверки и апробации выдвинутой идеи; контроля стратегической перспективы нового продукта, коммерциализации инновации, получения и перераспределения прибыли.

Завершается работа над инновационным  проектом перераспределением полученной прибыли в другие проекты. Действуя по такому принципу, предприятие, во-первых, обеспечивает себе постоянное обновление ассортимента товарной номенклатуры. Во-вторых, поддерживает высокую прибыльность товаров текущего ассортимента. В-третьих, посредством инновационного портфеля распределяет экономический риск.

Таким образом, рассмотрев процессы, связанные с организацией инновационной деятельности на предприятии и выведением нового товара на рынок, можем сделать следующие основные выводы: в условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла товаров и услуг, развития новых разнохарактерных технологий одним из основных условий формирования конкурентной стратегической перспективы промышленного предприятия все больше становится его инновационная активность.

 

 

Рисунок 3 - Модель инновационного процесса

 

Предприятия, которые  формируют стратегическое поведение  на основе инновационного подхода, то есть главной целью стратегического  плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сократить уровень издержек, добиться высоких показателей прибыли.

Эффективность проведения инновационных разработок зависит  от состояния инновационного потенциала предприятия, основу которого составляют интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые, инфраструктурные и другие ресурсы. Для постоянного внедрения новых товаров или новых технологий предприятия могут создать собственное инновационное подразделение.

Все ускоряющиеся темпы  изменений внешней среды функционирования предприятий увеличивают риск предпринимательской  деятельности вообще и инновационной  в частности. С целью распределения  риска необходимо формирование портфеля товаров и услуг. Для этого требуется создание инновационной программы предприятия и постоянное перераспределение средств из завершенных проектов в развивающиеся». [4]

Таким образом, обобщая  все вышесказанное в первой главе, можно сделать вывод, что стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотивации и контроля, ориентированных на выработку стратегических планов.

Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые поставлены в условия жесткой конкуренции, как между собой, так и с иностранными корпорациями. Хотя стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха, тем не менее, оно создает условия для возникновения ряда важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ стратегической деятельности ОАО «МЕКАД» и оценка его конкурентоспособности

2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «МЕКАД»

 

Открытое акционерное  общество «МЕКАД» (далее ОАО «МЕКАД») - это современное предприятие  связи в г. Ачинске, действующее  на основании Устава в лице генерального директора Шейкина Валерия Николаевича.

История данного предприятия  связи начинает свой отчет с июня 1993г., когда по инициативе и при  поддержке администрации города Ачинска, губернатора Красноярского  края, в целях реализации президентской  программы «Российский народный телефон» было создано Открытое акционерное общество «МЕКАД». Четырнадцать лет на рынке услуг связи предприятие ОАО «МЕКАД» развивалось и конкурировало, оснащалось технически и совершенствовалось в профессиональном отношении.

Миссия предприятия. ОАО «МЕКАД» в своей повседневной деятельности стремится максимально использовать достижения современных информационных технологий в интересах клиентов и партнеров по бизнесу.

Для более успешной деятельности предприятия, его развития и поддержания  конкурентоспособности ОАО «МЕКАД», в 2008 году произвело глобальную реконструкцию объектов связи и линейно-кабельных сооружений с использованием новейших и прогрессивных технологий. Были построены современные цифровые станции, возведены волоконно-оптические кабельные линии связи, цифровые системы передачи, т.е. предприятие осуществило инновационный ход развития.

Сеть связи ОАО «МЕКАД»  построена и работает на основании  лицензий Министерства по связи и  информатизации РФ. ОАО «МЕКАД» соблюдает  все требования российских законов, нормативных актов Министерства по связи и информатизации РФ и других государственных органов, надзирающих за телекоммуникационным рынком.

В настоящее время  ОАО «МЕКАД» является современным, динамично развивающимся предприятием связи.

Основными партнерами данного предприятия являются: ООО «СЦС Совинтел», ОАО «Ростелеком». Абонентская база компании насчитывает свыше 3000 корпоративных и частных клиентов (3420), среди которых и такие известные как:

  • ООО «Сота», ООО «Оптика-фарма», ООО «Издательско-полиграфический комплекс ОМЕГА Принт»;
  • ОАО «Сбербанк России», ЗАО «Газпромбанк», ЗАО «Банк Русский Стандарт»;
  • Сибирский федеральный университет (Ачинский филиал №1), Ачинский политехнический техникум, Современный гуманитарный институт, Ачинский кадетский корпус, Ачинская мариинская женская гимназия;
  • ООО «Сегодняшняя газета – Ачинск», Телевизионная вещательная компания «Наш город», ООО «Вещательная корпорация XXI век»;
  • Госнаркоконтроль, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы, Управление федеральной службы судебных приставов, Управление пенсионного фонда РФ г. Ачинска и Ачинского района.

ОАО «МЕКАД» находится  в обособленном двухэтажном здании по адресу: 662159 Россия, Красноярский край, г. Ачинск, ЮВР, д.18.

Основными направлениями  деятельности ОАО «МЕКАД» являются:

  1. Подключение телефона (по проводной и беспроводной связи) (городская и междугородная связь);
  2. Подключение к сети Интернет (через выделенную линию ADSL (с модемом), через волоконно-оптическую сеть).

Структура предоставления услуг ОАО «МЕКАД» представлена на рисунке 4. Услуги предоставляются как различным организациям и предприятиям города Ачинска, так и его жителям.

Потребителями услуг среди предприятий и организаций являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, как государственные, муниципальные, так и частные предприятия.

Потребителями услуг среди жителей города являются мужчины и женщины со средним и выше среднего уровнем достатка, и ограничением по возрасту – старше 18 лет и выше, т.к. между клиентом и компанией заключается договор на оказание услуг, предполагающий определенные выплаты потребителем услуг в пользу ОАО «МЕКАД» за предоставленные услуги.

 



 


 



 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 – Структура  предоставления услуг ОАО «МЕКАД»

 

Основными способами  оплаты услуг ОАО «МЕКАД» являются: касса предприятия, платежный терминал и банки (рисунок 5). Оказание всех услуг приостанавливается при балансе лицевого счета ниже порога блокировки. Порог блокировки устанавливается в размере 0 (ноль) рублей.

 



 




 

 

Рисунок 5 – Способы оплаты услуг ОАО «МЕКАД»

 

В процессе предоставления услуг работники ОАО «МЕКАД»  оказывают клиентам еще и ряд  сопутствующих и дополнительных услуг, среди которых: внешний IP-адрес, почтовый адрес, размещение WEB-информации до 5 Мб., 50 Мб. и до 200 Мб., аренда места под сервер, смена тарифного плана и др.

Большую часть услуг  оказывают высококвалифицированные  специалисты с высшим образованием в сфере ИТ. Организационная структура  ОАО «МЕКАД» является линейно-функциональной (рисунок 6), т.е. линейному руководителю (генеральному директору) в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (юридический, экономический, кадровый, абонентский отделы и др.). Данные подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо доводят их до отделов или до отдельных исполнителей на нижестоящем уровне.

Информация о работе Разработка стратегии развития организации на примере ОАО «МЕКАД»