Разработка матрицы «SWOT» ООО «ТВТ-центр»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи работы. Цель работы - разработка матрицы «SWOT».
Задачи работы:
- рассмотрение использования SWOT-анализа в управлении фирмой;
- разработка матрицы «SWOT» ООО «ТВТ-центр».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Использование SWOT-анализа в управлении фирмой………...5
Роль анализа среды в менеджменте фирмы………………………..5
Понятие и основные поля матрицы «SWOT»…………………….11
Методика составления матрицы «SWOT» на практике…………22
Глава 2. Разработка матрицы «SWOT» ООО «ТВТ-центр»……………29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ТВТ-центр»…………………………………………………………………………….29
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО «ТВТ-центр»…………33
2.3 Разработка матрицы «SWOT» на примере ООО «ТВТ-центр»……34
Заключение………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

свот (сырая версия).doc

— 355.50 Кб (Скачать)
 

     Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз (опасностей) и возможностей.

     Далее устанавливается связь между ними. Для этого составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

     На  пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

     Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть  угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

     Для оценки возможностей применяется метод  позиционирования каждой конкретной возможности  на матрице возможностей (рис. 12.9).

     Данная  матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.

Таблица 1.3 - Матрица SWOT

    Возможности

1.

2

3

Угрозы

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

ПОЛЕ

«СИВ»

ПОЛЕ

«СИУ»

2.
3.
Слабые  стороны ПОЛЕ

«СЛВ»

ПОЛЕ

«СЛУ»

1.
2.
3.
 
 

     Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис 12.10) . Те угрозы, которые попадают на поля «ВР» , «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК» и «НР», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК", «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. [4].

     Таблица 1.4 -  Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей Влияние возможностей на организацию
Сильное Умеренное Малое
Высокая ПОЛЕ «ВС» ПОЛЕ «ВУ» ПОЛЕ «ВМ»
Средняя ПОЛЕ «СС» ПОЛЕ «СУ» ПОЛЕ «СМ»
Низкая ПОЛЕ «НС» ПОЛЕ «НУ» ПОЛЕ «НМ»

     Что касается конкретного наполнения рассмотренных  матриц, то рекомендуется проводить выявление возможностей и угроз в трех направлениях: рынок, продукт и деятельность по реализации продуктов на целевых рынках (ценообразование, товарораспределение и продвижение продуктов). Источником возникновения возможностей и угроз могут быть потребители, конкуренты, изменение факторов макровнешней среды, например, законодательной базы, таможенной политики. Целесообразно проводить данный анализ, отвечая применительно к возможностям и угрозам по трем направлениям на следующие вопросы:

     1. Характер возможности (угрозы) и причина ее возникновения.

     2. Как долго она будет существовать?

     3. Какой силой она обладает?

     4. Насколько она ценна (опасна)?

     5. Какова степень ее влияния?

     Для анализа среды также может  быть применен метод составления  ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

     Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому фактору экспертным путем дается оценка его важности для отрасли по шкале: 3 - сильная важность, 2 - умеренная важность, 1 - слабая важность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Разработка матрицы  «SWOT» ООО «ТВТ-центр»

     2.1 Организационно-экономическая  характеристика ООО  «ТВТ-центр» 

     Фирма ООО «ТВТ-центр» является обществом  с ограниченной ответственностью. Обществом  с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

     Предмет деятельности – поставка нефтепродуктов.

     Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность  по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

     Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать  предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.

     Для анализа финансовых показателей  деятельности предприятия построим аналитическую таблицу 2.1 и рассмотрим динамику финансового результата.

     Данные  таблицы свидетельствует, что темп роста балансовой прибыли к 2008 году достиг 200,28%, а сумме на 1406 тыс.руб. При этом, по сравнению с 2007 годом  наблюдалось сокращение прибыли  на 23,73%.

     В 2009 году темпы роста выручки от реализации достаточно высокие по отношению  к 2007 году (135,1%), но по сравнению с 2008 годом сокращение составило 12,16%.

     Такая динамика может свидетельствовать  ухудшении развития производственной деятельности ООО «ТВТ-центр» в отчетном периоде. 

     Себестоимость продукции в 2009 году по отношению  к 2007 году увеличилась на 6,85% (521 тыс.руб.), а к 2008 году – снизилась на 70,45% (3406 тыс.руб.). На это повлияло снижение затрат на оплату труда, доля которых  за отчетный период снизилась на 71,48%, а в сумме на 1101,9 тыс.руб. Также уменьшилась доля уплаченных налогов более, чем в 3 раза или на 2297,5 тыс. руб.

     Таблица 2.1 - Анализ балансовой прибыли ООО «ТВТ-центр» за  2007 – 2009гг. 

 
Показатель         2007          2008        2009 Темп  роста 2009 г. к 2007г. Темп  прироста2009 г. к 2007г.
тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб.
1 2 3 4 5 6 7
1 Выручка от реализации продукции, работ, услуг 12042 18520 16269 135,10 35,10
2 Себестоимость проданных товаров, работ, услуг 7601 11528 8122 106,85 6,85
3 Валовая прибыль 4441 6992 8147 183,45 83,45
4 Коммерческие  расходы 3329 7288 7246 217,66 117,66
5 Прибыль от продаж (убыток) 1112 -296 901 81,03 -18,97
6 Прочие доходы - - 59 100 100
7 Прочие расходы 189 406 204 107,94 7,94
8 Прибыль до налогообложения (балансовая) (убыток) 923 -702 456 49,40 -50,60
9 Налог на прибыль  и иные платежи - - 52 100 100
10 Чистая прибыль (убыток) 923 -702 704 76,27 -23,73
 

     Данные  таблицы показывают, что чистая прибыль  предприятия фактически снизилась по сравнению с 2007 г. на 23,73%. При этом, по сравнению с 2008 годом она увеличилась за отчетный период на 1406 тыс. руб. На это положительно повлияло изменение факторов, влияющих на чистую прибыль. Предприятие в отчетном году увеличило цены на реализуемую продукцию по сравнению с предыдущим годом.

     Это позволило предприятию снизить  убытки от основной деятельности на 702 тыс. руб., которые были в 2008 году. На это повлияло существенное сокращение затрат на производство (на 3406 тыс.руб.). На предприятии в 2009 году произошло снижение прочих расходов (на 53,94%), а также наблюдается рост прочих доходов на 59 тыс.руб.

       Организационная структура ООО «ТВТ-центр»относится к линейно – функциональному типу, она представлена на рисунке 2.1. 

       
 
 
 
 

       

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «ТВТ-центр»

     В таблице 2.2 следует проанализировать движение работников в ООО «ТВТ-центр».

Таблица 2.2 -Движение рабочей силы в 2007 – 2008 годах 

Показатель 2007 год 2008 год Темп роста, %
Количество  отработанных человеко-часов (без внешних  совместителей и работников несписочного состава), чел.-ч. 2309082 2452297 106,20
Число человеко-дней болезни (приходящиеся не рабочие дни по календарю) работников списочного состава в соответствии с метками временной нетрудоспособности, чел.-дн. 10557 10491 99,37
Принято работников, чел. 226 375 165,93
Выбыло  работников, чел. 230 363 157,83
  В том числе:

  - по  собственному желанию

135 215 159,26
Численность работников списочного состава на конец  отчетного периода, чел. 1343 1349 100,45

Информация о работе Разработка матрицы «SWOT» ООО «ТВТ-центр»