Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организации труда секретаря школы в данной организации, а именно анализ условий труда секретаря и затрат его рабочего времени, формулирование рекомендаций по повышению эффективности результатов рабочего процесса.
Введение 3
Часть 1. Анализ работы. 5
1.1. Сбор информации о работе. 5
1.2. Определение содержания работы. 6
1.3. Определение контекста работы. 6
1.4. Выводы по результатам работы. 10
1.5. Составление документа «Описание работы». 11
Часть 2. Анализ затрат рабочего времени. 13
2.1. Анализ структуры затрат рабочего времени 13
2.2.Оценка степени рациональности использования рабочего времени 21
2.3.Анализ причин, мешающих рациональному использованию рабочего времени 26
2.4.Предложения по улучшению использования рабочего времени 27
Часть 3.Анализ условий труда 30
3.1.Информация об условиях работы 30
3.2.Факторы рабочей среды, влияющие на здоровье и результаты работы сотрудников 31
3.3. Разработка предложений по улучшению условий труда 35
Часть 4.Оценка эффективности предложений по совершенствованию организации труда 36
Заключение 38
Список литературы 40
Пятница, 21 января
Шифр затрат рабочего времени | Наименование работ (перечень элементов затрат) | Время начала, час. мин. | Всего, мин. | Удельный вес, % | Код |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Т ндо | Подготовка рабочего места | 08-25 | 5 | 0,9% | 01 |
Т до | Подключение ПК и других технических средств | 08-30 | 15 | 2,8% | 02 |
Т до | Получение дополнений от директора для оформления нового устава | 08-45 | 15 | 2,8% | 03 |
Т до | Разговор по телефону | 09-00 | 10 | 1,9% | 06 |
Т до | Работа с проектом нового устава. Продолжение | 09-10 | 30 | 5,7% | 04 |
Т до | Разговор по телефону | 09-40 | 5 | 0,9% | 06 |
Т нр | Поход с проектом
устава к представителю Управления
образования для получения |
09-45 | 15 | 2,8% | 10 |
Т до | Непосредственно сама работа над уставом | 10-00 | 120 | 22,6% | 04 |
Т нр | Поход из Управления образования обратно в школу | 12-00 | 15 | 2,8% | 10 |
Т до | Доклад о проведенной работе над уставом директору | 12-15 | 25 | 4,7% | 07 |
Т рп | Перерыв на обед | 12-40 | 30 | 5,7% | 19 |
Т рп | Перерыв на личные нужды | 13-10 | 5 | 0,9% | 18 |
Т до | Прием посетителей | 13-15 | 20 | 3,8% | 13 |
Т до | Оформление первого варианта чистовика нового устава для передачи в администрацию на рассмотрение специалистами | 13-35 | 45 | 8,5% | 04 |
Т нр | Поездка в администрацию для сдачи устава на проверку | 14-20 | 10 | 1,9% | 10 |
Т до | Оформление обходного листа, передача устава юристу | 14-30 | 40 | 7,5% | 07 |
Т нр | Поездка из администрации обратно в школу | 15-10 | 10 | 1,9% | 10 |
Т рп | Перерыв на личные нужды | 15-20 | 10 | 1,9% | 18 |
Т до | Подготовка списка сотрудников по просьбе зам.директора по УВР | 15-30 | 10 | 1,9% | 03 |
Т до | Передача сведений зам.директора по УВР | 15-40 | 5 | 0,9% | 07 |
Т до | Разговор по телефону | 15-45 | 5 | 0,9% | 06 |
Т до | Выдача справки учащемуся | 15-50 | 5 | 0,9% | 08 |
Т нп | Распечатка
контрольных работ для |
15-55 | 20 | 3,8% | 18 |
Т ндо | Выключение оргтехники, приборка рабочего места | 16-15 | 15 | 2,8% | 02 |
Уход домой | 16-30 | ||||
Итого | - | 485 | 91,5% |
Количество
времени, отработанного за каждый день,
не одинаково, по этому для расчета
удельного веса каждого вида затрат
в суммарных затратах рабочего времени
каждого дня использовался
На основе данных из вышепредставленных таблиц рассчитаем затраты рабочего времени на выполнение n вида работ за период наблюдения (в нашем случае 5 дней).
5+20+15+15+5+15+5+5+5+40+5 = 135 мин;
10+10+25+30+15+30+20+15+10+35+
5+5+10+5+5+5+10+10+5+15+10+5+
Структура фактических затрат рабочего времени за неделю представлена в таблице в Приложении 3.
Для оценки результативности использования рабочего времени можно применить коэффициент экстенсивности (Кэ) = (Ф - Тп)/Ф = 1-П/Ф. Рассчитаем коэффициент за 5 рабочих дней:
Кэ = 1 – 385/2650 = 0,85
– данная величина ниже
Далее рассчитаем коэффициент затрат рабочего времени на отдых и личные надобности – Кот = Тот/Ф:
Кот = 280/2650 = 0,1 или 10%
Поскольку регламентированные перерывы по нормативу составляют 6%, значит, это опять же указывает на нерациональное использование рабочего времени.
Коэффициент потерь рабочего времени на нерегламентированные перерывы - Кнп = Тнп/Ф:
Кнп = 105/2650 = 0,04 или 4%
При оценке этого показателя мы должны исходить из того, что таких перерывов не должно быть вообще, однако в данной ситуации эти перерывы вызваны не только техническими перерывами, не зависящими от сотрудника (переход из одного помещения в другое), но и по инициативе самого сотрудника, а значит необходимо принять меры по их устранению.
Для анализа содержания труда и оценки отдельных сторон организации труда рассчитывают следующие коэффициенты:
Коэффициент затрат времени на выполнение работ, не включенных в план Кндо: Кндо = Т ндо / Тр:
Кндо = 145/2650 = 0,05 или 5%
Коэффициент затрат времени на выполнение работ, включенных в план - Кдо = 1 – Кндо:
Кдо = 1- 0,5 = 0,95 или 95%
То есть, мы видим, что несмотря на большие показатели перерывов, работа, выполняемая секретарем, делается в надлежащем объеме и это хороший показатель.
Теперь проанализируем затраты времени на выполнение работ, обусловленных должностными обязанностями. В соответствии с принятой классификацией они делятся на:
Результаты исследования приведены в таблице:
Классификация рабочего времени, обусловленного должностными обязанностями:
Таблица
2. Классификация рабочего
времени.
Классификация | Всего, мин. | Уд.вес,% |
Подготовительно-заключительное время Тп-з | 175 | 8,3% |
Время основной (оперативной) работы Тосн | 1810 | 85,4% |
Время обслуживания рабочего места Тоб | 135 | 6,4% |
Общая величина рабочего времени, обусловленного должностными обязанностями | 2120 | 100% |
На подготовительно-заключительное и время обслуживания рабочего места может приходиться 2-4% рабочего времени. В данной ситуации приходится 8,3+6,4=14,6%, что является отклонением от нормы и требует анализа.
Рассмотрим, какие именно работы попадают в эту классификацию:
Итак, мы видим, что большинство этого времени занимает работа с ПК и другими техническими средствами. Такая ситуация складывается из-за того, что оборудование очень старого образца и не обладает нужной мощностью, по этому очень долго загружается. Можно сэкономить это время, если сделать приход секретаря на работу обязательным не за 5 минут, а за 15, что позволит потратить это время как раз на подготовку своего рабочего места. Зависание ПК и другой техники в течение дня можно предотвратить, если периодически закрывать все приложения, давать «отдохнуть» компьютеру. Хотелось бы отметить, что это не всегда возможно, т.к. в некоторые, особо напряженные дни компьютер работает в постоянном активном режиме. Завершение рабочего дня начинать не ранее, чем за 3 минуты до конца рабочей смены. Все эти меры позволят более рационально использовать само рабочее время.
Теперь необходимо провести детальный анализ структуры затрат рабочего времени каждого дня и дать оценку каждой выполненной работе по следующим критериям (Таблица 3):
Таблица
3. Структура затрат
рабочего времени каждого
дня
Наименование (содержание) работ (перечень элементов затрат) | Всего, мин. | Необходимость | Соответствие нормам времени | Целесообразность |
Понедельник, 17 января | ||||
Подготовка рабочего места | 5 | да | да | да |
Подключение ПК и других технических средств | 20 | да | нет | да |
Беседа с директором, получение заданий | 50 | да | да | да |
Работа с документами | 90 | да | да | да |
Делопроизводство | 10 | да | да | да |
Разговоры по телефону | 20 | да | да | да |
Передача отчетов, выполненных заданий, с пояснениями | 30 | да | да | да |
Выдача справок | 10 | да | да | да |
Перемещения внутри школы | 30 | да | да | да |
Перемещения вне школы | 20 | да | да | да |
Работа в Интернете, работа с электронной почтой | 20 | да | да | да |
Ведение протокола педсовета | 160 | да | да | да |
Подготовка аудиторий к семинару, педсовету | 20 | да | да | да |
Отлучения по личным нуждам, на чай | 15 | нет | нет | нет |
Перерыв на обед | 30 | да | да | да |
Ничегонеделание, занятие личными делами | 15 | нет | нет | нет |
ИТОГО | 545 | 30 | 50 | 30 |
Удельный вес непроизводительных работ в рабочем фонде | 5,5% | 9,2% | 5,5% | |
Вторник, 18 января | ||||
Подготовка рабочего места (приборка на столе, на стеллажах, в шкафах с документацией и др.) | 55 | да | да | нет |
Подключение и отключение ПК и других технических средств | 20 | да | нет | да |
Беседа с директором и его заместителями, другими сотрудниками для получения и выдачи заданий | 35 | да | да | да |
Работа с документами (обзор, составление писем, отчетов, протоколов, объявлений и др.) | 75 | да | да | да |
Делопроизводство по личному составу учащихся, сотрудников, беседа с новым сотрудником | 25 | да | да | да |
Пользование телефоном, факсом | 65 | да | да | да |
Передача отчетов, выполненных заданий, с пояснениями | 10 | да | да | да |
Выдача справок | 15 | да | да | да |
Перемещения внутри школы | 30 | да | да | да |
Перемещения вне школы | 45 | да | да | да |
Работа в Интернете, работа с электронной почтой | 20 | да | да | да |
Прием посетителей | 15 | да | да | да |
Работа с бумажной корреспонденцией | 20 | да | да | да |
Ксерокопирование | 15 | да | да | да |
Помощь другим сотрудникам | 60 | да | да | да |
Отлучения по личным нуждам, на чай | 30 | нет | нет | нет |
Перерыв на обед | 30 | да | да | да |
ИТОГО | 575 | 30 | 50 | 85 |
Удельный вес непроизводительных работ в рабочем фонде | 5,2% | 8,7% | 14,7% | |
Среда, 19 января | ||||
Подготовка рабочего места (приборка на столе, на стеллажах, в шкафах с документацией и др.) | 20 | да | да | да |
Подключение и отключение ПК и других технических средств | 25 | да | нет | да |
Беседа с директором и его заместителями, другими сотрудниками для получения и выдачи заданий | 25 | да | да | да |
Работа с документами (обзор, составление писем, отчетов, протоколов, объявлений и др.) | 70 | да | да | да |
Делопроизводство по личному составу учащихся, сотрудников, беседа с новым сотрудником | 95 | да | да | да |
Пользование телефоном, факсом | 15 | да | да | да |
Выдача справок | 5 | да | да | да |
Перемещения внутри школы | 10 | да | да | да |
Перемещения вне школы | 30 | да | да | да |
Работа в Интернете, работа с электронной почтой | 40 | да | да | да |
Прием посетителей | 40 | да | да | да |
Подготовка аудиторий к семинару, педсовету | 35 | да | да | да |
Ксерокопирование | 60 | да | да | да |
Отлучения по личным нуждам, на чай | 30 | нет | нет | нет |
Перерывы на обед | 30 | да | да | да |
Ничегонеделание, занятие личными делами | 5 | нет | нет | нет |
ИТОГО | 535 | 35 | 60 | 35 |
Удельный вес непроизводительных работ в рабочем фонде | 6,5% | 11,2% | 6,5% | |
Четверг, 20 января | ||||
Подготовка рабочего места (приборка на столе, на стеллажах, в шкафах с документацией и др.) | 45 | да | да | да |
Подключение и отключение ПК и других технических средств | 25 | да | нет | да |
Беседа с директором и его заместителями, другими сотрудниками для получения и выдачи заданий | 40 | да | да | да |
Работа с документами (обзор, составление писем, отчетов, протоколов, объявлений и др.) | 135 | да | да | да |
Делопроизводство по личному составу учащихся, сотрудников, беседа с новым сотрудником | 20 | да | да | да |
Пользование телефоном, факсом | 20 | да | да | да |
Передача отчетов, выполненных заданий, с пояснениями | 10 | да | да | да |
Перемещения внутри школы | 15 | да | да | да |
Помощь другим сотрудникам | 50 | да | да | да |
Отлучения по личным нуждам, на чай | 20 | нет | нет | нет |
Перерывы на обед | 30 | да | да | да |
Участие в семинаре | 105 | да | да | да |
ИТОГО | 515 | 20 | 45 | 20 |
Удельный вес непроизводительных работ в рабочем фонде | 3,9% | 8,7% | 3,9% | |
Пятница, 21 января | ||||
Подготовка рабочего места (приборка на столе, на стеллажах, в шкафах с документацией и др.) | 5 | да | да | да |
Подключение и отключение ПК и других технических средств | 30 | да | нет | да |
Беседа с директором и его заместителями, другими сотрудниками для получения и выдачи заданий | 25 | да | да | да |
Работа с документами (обзор, составление писем, отчетов, протоколов, объявлений и др.) | 195 | да | да | да |
Пользование телефоном, факсом | 20 | да | да | да |
Передача отчетов, выполненных заданий, с пояснениями | 70 | да | да | да |
Выдача справок | 5 | да | да | да |
Перемещения вне школы | 50 | да | да | да |
Прием посетителей | 20 | да | да | да |
Отлучения по личным нуждам, на чай | 35 | нет | нет | нет |
Перерывы на обед | 30 | да | да | да |
ИТОГО | 485 | 35 | 65 | 35 |
Удельный вес непроизводительных работ в рабочем фонде | 7,2% | 13,4% | 7,2% |