Организационно-экономическое совершенствование системы управления персоналом на торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является анализ процесса управления персоналом ООО «Зима», выявление проблем связанных с данным вопросом и формированием предложений по его улучшению, которые позволили бы помочь процветанию компании.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Управления персоналом торгового предприятия………………………5
1.1. Общие принципы управления персоналом торгового предприятия……….5
1.2. Основные функции управления персоналом торгового предприятия…….10
1.3. Управление производительностью труда…………………………………...17
1.4. Управление стимулированием труда………………………………………..22
Глава 2. Исследование системы управления персоналом на предприятии ООО «Зима»……………………………………………………………………………...30
2.1. Общая характеристика организации ООО «Зима»…………………………30
2.2. Оценка эффективности системы управления персоналом на предприятии ООО «Зима»……………………………………………………………………….35
Глава 3. Организационно-экономическое совершенствование системы управления персоналом на торговом предприятии……
3.3. Механизм оптимизации функционирования системы управления персоналом на предприятиях торговли………………………………………….66
Заключение………………………………………………………………………...73
Литература…………………………………………………………………………75
……………………………

Файлы: 1 файл

диплом оля2.doc

— 374.00 Кб (Скачать)
 

    2.1. Общая характеристика  организации

    ООО «Зима» было организовано и сдано  в эксплуатацию в 2002 году.

    Организационно-правовая деятельность – общество с ограниченной ответственностью.

    Сфера деятельности: розничная торговля.

    Основная  по объему деятельность осуществляется по месту регистрации предприятия. ООО «Зима»  осуществляет розничную  торговлю в г. Пензе.

    ООО «Зима» - это диверсифицированная, ориентированная на рынок организация.

      ООО «Зима» является юридическим  лицом, руководствуется в своей  деятельности законодательно-правовыми  актами РФ и Пензенской области,  Гражданским Кодексом  и Законами  РФ, нормами российского права,  и иными  нормативными правовыми актами РФ., а также внутренними организационно-нормативными документами:  такими как Устав, Положения о структурных подразделениях, лицензии, должностные инструкции, а также другими распорядительными документами.

    ООО «Зима» имеет самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с полным наименованием, необходимые штампы, действует на самофинансировании.  Свидетельство о государственной регистрации ООО «Зима» получило 1 июня 2002 г. (см. приложение). 

    ООО «Зима» осуществляет следующие виды деятельности:

  • хранение,
  • розничная продажа.

    Главной задачей ООО «Зима»  является  реализация продуктов питания и непродовольственных товаров. В этих целях ООО «Зима»  заключает договора с предприятиями торговли, частными предпринимателями, акционерными обществами открытого типа.

    Переданное  ООО «Зима»  в полное хозяйственное  ведение имущество, включая дивиденды  за счет прибыли, образуют уставной и  специальный фонды.

    ООО «Зима» имеет право:

    1) Оказывать услуги предприятиям, организациям согласно заключенных договоров.

    2) Покупать, продавать другим предприятиям  и организациям и гражданам   передавать  в аренду транспортные  средства, инвентарь и другие  материальные ценности, а также  списывать имеющееся на балансе  имущество. 

    3) Передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы другим предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или выполняющих для ООО «Зима»  работы и услуги.

    Успешное  управление персоналом предполагает проведение систематического анализа влияния  внешней среды, адаптацию предприятия к внешним воздействиям и состоянию трудового ресурса, построению рациональной системы внутриорганизационного взаимодействия индивидов и коммуникационной сети, адекватно реагирующей на внешнее окружение. От того, в какой мере успешным будет построение внутренней координационной системы взаимодействий,  взаимоподчиненности и подответственности на предприятии ООО «Зима», в такой мере можно рассчитывать на успех в осуществлении предприятием своей миссии и выполнении стоящих перед ним задач.

    В современной предпринимательской  практике достижение организационных  целей предполагает разработку и  установление определенного внутриорганизационного порядка, который принято называть организационной структурой.

    Организационная  структура управления торговым предприятием ООО «Зима» построена следующим образом:

    • разработана политика предприятия поставлены задачи, которые ясны всему персоналу;
    • описаны функции реализации продаж (закупки, продажи, обеспечения, управления, складские функции);
    • определены уровни управления и делегирования полномочий, ролевая специализация в управлении;
    • выбрана модель структуры управления торговым предприятием ООО «Зима», исходя из поставленных целей и торговой политики.

    Организационная структура управления ООО «Зима» является наиболее концентрированный отражением взаимосвязей и отношением элементов организации в процессе функций управления. Состав и соподчиненность подразделений аппарата управления непосредственно определяют разделение труда в процессах принятия решений  и вместе с тем оказывают активное воздействие на управление преобразования в организации. (Рис. 6)

    

    

 
 

    

    

    

 

    

    

    

    

    

    

 

Рис.6  Организационная структура предприятия

    Во  главе всей организации  стоит  генеральный директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности компании, без особой на то доверенности действует от имени ООО «Зима», представляет его интересы во всех отечественных предприятиях, фирмах и организациях. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, обязательные к исполнению всеми работниками компании.

      Директор несет в пределах  своих полномочий полную ответственность  за деятельность ООО «Зима», обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.

    Заместитель директора непосредственно подчиняется  генеральному директору. Заместитель директора выполняет все функции связанные с организацией коммерческой деятельности.

    В подчинении директора находятся  все отделы - финансовый, коммерческий, отдел кадров, бухгалтерия, главный  бухгалтер.

    Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности.

    В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех  или иных принципах управления.  
Организационная структура организации и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с меняющимися условиями.

    Организационная структура управления основывается на сочетании вертикальных связей административного характера и горизонтальных связей функционального характера. Организационные структуры управления разнообразны и определяются многими объективными факторами и условиями.

    К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной деятельности организации (крупная, средняя, мелкие); производственный профиль организации (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей); характер выпускаемой продукции; сфера деятельности организации. Главный бухгалтер – осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, учет издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

    В подчинении у гл. бухгалтера находится  бухгалтер и операторы. Они выполняют  работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Осуществляют прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.

    В подчинении директора находится  отдел кадров. Начальник отдела кадров возглавляет работу по обеспечению  предприятия кадрами рабочих  и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия. Обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью.

    Также подчиненным у директора находится  зам. директор. Он осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества продаваемой продукции, снижение ее себестоимости, обеспечение правильных соотношений темпов роста производительности труда и заработной платы, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.

    В подчинении у менеджеров находятся  ст. продавцы, которые в свою очередь  занимаются организацией работы продавцов  торгового зала. В обязанности менеджеров так же входит заказ товара у поставщиков. Приемом товара  по количеству и качеству занимаются кладовщики.

    Сложившиеся распределение функциональных обязанностей между подразделениями в ООО  «Зима» характеризуется частично разработанными предприятием должностными инструкциями: директора, менеджера, гл. бухгалтера.

     В соответствии с основной деятельностью  предприятия – торговой, главное  место в структуре занимает торговый отдел, структура которого приводится ниже (Рис.7).

 

    

    

    

 
 

Рис. 7. Структура  торгового отдела

 

2.2. Оценка эффективности  системы управления  персоналом на  предприятии ООО  «Зима»

    Произошедшие  в последнее десятилетие изменения  в экономической и политический жизни России обусловили необходимость  всестороннего анализа и оценки эффективности управленческой деятельности на предприятии. Важно иметь представление как о состоянии управления предприятием торговли в целом, так и о состоянии управления его важнейшими ресурсами.

    Проведем  анализ состояния системы управления персоналом ООО «Зима» с использованием алгоритма оценки эффективности служб по персоналу, учитывающего качественные и количественные аспекты оценки системы управления персоналом. Алгоритм развертывается в такой последовательности действий:

    1 шаг. Проводим качественную оценку  структур управления персоналом (УП) на предприятии.

    2 шаг. Определяем эффективность  деятельности аппарата управления  предприятия в целом.

    3 шаг. Производим количественную  оценку структур УП на предприятии.

    4 шаг. Выполняем интегрированную рейтинговую оценку деятельности службы УП предприятия и определяем значимость системы УП  в  достижении эффективности управления предприятием.

    Алгоритм  оценки эффективности служб УП базируются на системе предлагаемых оценочных  показателей, составляющих новую методическую базу, позволяющую более достоверно характеризовать текущее состояние системы управления персоналом. Интеграция показателей в разрезе отдельных шагов алгоритма ведется исходя из специфики построения и функционирования системы менеджмента ООО «Зима».

    Первый  шаг. Качественная оценка структур управления персоналом на предприятии проведена  по 10 направлениям функционирования службы по персоналу, в каждом из которых  выделены группы изучаемых параметров и показателей (таблица 2).

    Таблица 2

    Качественная  оценка функционирования службы УП на торговом предприятии ООО «Зима»

Направления работы с персоналом Изучаемые параметры и показатели Оценочная шкала*
3 2 1 0 1 2 3
1. Управление персоналом Мнения по управлению персоналом   +          
Мнения  персонала о состоянии УП на предприятии +            
Принципы  работы с персоналом +            
Принципы  планирования ЧР +            
Направления кадровой политики   +          
2. Организация труда в службе  УП Задачи, цели и  функции службы УП +            
Способы разделения труда в службе УП +            
Нормативные документы   +          
Взаимоотношения службы УП и других подразделений           +  
Структура и профессионально-квалификационный состав кадровой службы   +          
Диапазоны ответственности начальников отделов в службе УП +            
Права и обязанности службы по персоналу +            
3. Правовое регулирование трудовых  отношений Содержание  контракта, должностных инструкций         +    
Содержание  локальных нормативных актов  и их соответствие законодательству: международному и национальному           +  
4. Комплектование персонала и отбор Практика выдвижения кандидатов в резерв       +      
Практика  отбора сотрудников – внешний  и внутренний отбор       +      
5. Обучение и развитие персонала Организация обучения         +    
Возможность продвижения по службе       +      
Способы оценки персонала       +      
6. Управление дисциплинированными  отношениями Наличие должностных

инструкций

            +
Локальные нормативные акты             +
Организация дисциплинарных отношений             +
Поощрительная политика         +    
Формы применения мер принуждения       +      
7. Оплата и мотивация труда Система оплаты труда         +    
Применяемые уровни в оплате труда       +      
Методы  мотивации труда       +      
Льготы  и привилегии         +    
Медицинское обслуживание   +          
8. Участие в управлении Формы участия  в управлении         +    
Участие в прибыли         +    
Локальные нормативные акты       +      
9. Перевод,  увольнение, повышение, понижение Приказы, контракты, распоряжения по персоналу           +  
10. Участие  в решении трудовых конфликтов Документы по конфликту, протоколы собраний, судебные документы             +

Информация о работе Организационно-экономическое совершенствование системы управления персоналом на торговом предприятии