Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 08:39, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является анализ процесса управления персоналом ООО «Зима», выявление проблем связанных с данным вопросом и формированием предложений по его улучшению, которые позволили бы помочь процветанию компании.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Управления персоналом торгового предприятия………………………5
1.1. Общие принципы управления персоналом торгового предприятия……….5
1.2. Основные функции управления персоналом торгового предприятия…….10
1.3. Управление производительностью труда…………………………………...17
1.4. Управление стимулированием труда………………………………………..22
Глава 2. Исследование системы управления персоналом на предприятии ООО «Зима»……………………………………………………………………………...30
2.1. Общая характеристика организации ООО «Зима»…………………………30
2.2. Оценка эффективности системы управления персоналом на предприятии ООО «Зима»……………………………………………………………………….35
Глава 3. Организационно-экономическое совершенствование системы управления персоналом на торговом предприятии……
3.3. Механизм оптимизации функционирования системы управления персоналом на предприятиях торговли………………………………………….66
Заключение………………………………………………………………………...73
Литература…………………………………………………………………………75
……………………………
По результатам расчета плановой потребности в работниках отдельных должностей, профессий и уровней квалификации на предприятии составляется штатное расписание. В нем отражаются также работники, занятые неполный рабочий лень или неполную рабочую неделю (по таким должностям и профессиям показывается соответствующая доля штатной единицы).
Формирование
персонала предприятия
При решении задач управления движением персонала особое внимание должно уделяться предотвращению его текучести. Уровень текучести персонала оценивается по формуле:
где Утп - уровень текучести персонала в периоде, %.
Рс - число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию, чел.;
Риа - число работников, уволенных в рассматриваемом периоде по инициативе администрации, чел.;
Чс
- среднесписочная численность
Предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением адаптации вновь Принятых работников (особенно в первые шесть месяцев их работы).
1.3.
Управление
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Под производительностью труда понимается отношение основных результатов деятельности торгового предприятия и отдельных его работников к затратам труда персонала на ее осуществление в определенном периоде
Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Это управление охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ.
1.
Построение системы
а) понятие производительности труда применимо ко всем категориям и профессиям работников торгового предприятия. В практике оценки труда работников торговли такой подход принят в большинстве стран с развитой рыночной экономикой (в нашей стране это понятие на протяжении многих лет не применялось по отношению к персоналу управления в связи со сложностью оценки результатов его труда);
б) производительность труда на торговом предприятии характеризует затраты только живого труда. В принципе возможна оценка производительности с использованием объема затрат не только живого, но и овеществленного труда, но такая оценка не входит в систему управления персоналом;
в) в системе показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия производительность играет вспомогательную роль. Это связано с тем, что характеризует только одну сторону этой эффективности уровень использования персонала. Для более обобщенной оценки эффективности должны учитываться затраты всех видов ресурсов предприятия и основной финансовый результат его деятельности — прибыль. Так, рост производительности труда на предприятии может сопровождаться снижением эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, и как результат — снижением суммы или уровня прибыли.
Принципиальная
формула расчета
где ПТ — производительность труда;
Р — объем (результат) деятельности работника (группы работников, персонала в целом) за определенный период времени;
ЗТ — объем затрат живого труда за определенный период времени.
Как результаты, так и затраты труда на предприятиях торговли могут быть выражены различными показателями. Система основных из этих показателей приведена в таблице 1.
Комбинируя
сочетание различных
Построение конкретной системы показателей производительности труда на предприятии осуществляется в такой последовательности:
На первом этапе строится система показателей производительности труда для отдельных работников в разрезе выполняемых ими операций.
Таблица 1
Система основных показателей оценки результатов и затрат труда на предприятиях торговли
Показатели оценки результатов труда | Показатели оценки затрат труда |
1.
Объем продажи товаров и 2. Объем товарооборота в целом 3. Объем
продажи отдельных
6. Количество
предоставленных покупателям услуг в
натуральных
Объем отдельных видов выполненных хозяйственных операций (закупка товаров и т.п.) в стоимостных или натуральных показателях |
|
На втором этапе система показателей производительности труда агрегируется для групп работников отдельных структурных подразделений предприятия.
На третьем этапе выбирается система показателей, характеризующих производительность труда персонала предприятия в целом, и определяется основной из них (он служит для обобщающей оценки). В качестве такого обобщающего показателя принимается обычно объем товарооборота в расчете на одного среднесписочного работника за определенный период времени
1.
При использовании системы
2. Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на предприятии осуществляется на основе ее анализа. При проведении такого анализа используется избранная для оценки система основных и вспомогательных показателей производительности труда.
В процессе поиска возможных резервов роста производительности труда следует иметь в виду, что ее повышение на предприятиях торговли может быть достигнуто при соблюдении любого из перечисленных ниже условий:
а) результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда уменьшаются
£1. зт'
б) результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда остаются неизменными
в) результаты деятельности работников возрастают, затраты труда также возрастают, но меньшими темпами
г) результаты деятельности работников остаются неизменными, а затраты труда снижаются
д) результаты деятельности работников снижаются, затраты труда также снижаются, но большими темпами
Каждая из этих моделей поиска резервов роста производительности труда может быть использована торговым предприятием на отдельных этапах его развития и на конкретных стадиях конъюнктуры потребительского рынка.
3. Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервов роста производительности труда на предприятии организуется в разрезе основных направлений его деятельности. Эти направления подразделяются обычно на следующие основные группы:
а)
организационные. К ним относятся
мероприятия по совершенствованию
организационной структуры
б) технические. К ним относятся мероприятия по повышению уровня механизации труда работников; внедрению более производительных машин, механизмов и оборудования; повышению коэффициентов использования машин и механизмов во времени и по мощности и т.п.;
в) технологические. К ним относятся мероприятия по внедрению прогрессивной технологии товародвижения с использованием тары-оборудования; внедрению прогрессивных методов продажи товаров и новых видов торговых услуг покупателям; совершенствованию технологии осуществления погрузо-разгрузочных работ и т.п.;
г) экономические. К ним относятся мероприятия по формированию центров ответственности на базе отдельных структурных единиц и подразделений с правом самостоятельного распоряжения частью суммы полученной прибыли; совершенствованию системы участия наемных работников в прибылях и т.п.;
д) социальные. К ним относятся мероприятия по укреплению трудовой дисциплины на предприятии; совершенствованию условий труда и быта персонала; созданию благоприятного психологического климата и т.п.
Реализация многих из этих мероприятий может быть осуществлена на каждом торговом предприятии, в его структурных единицах и подразделениях, на конкретных рабочих местах. [22, с. 480]
1.4. Управление стимулированием труда
В условиях перехода к рыночной экономике система управления стимулированием труда подвергается существенной трансформации. По сути эта система призвана создать новый мотивационный механизм трудовой активности персонала на предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Основной целью управления стимулированием труда является обеспечение роста доходов персонала и дифференциации их выплат и соответствии с трудовым вкладом отдельных работников в общие результаты деятельности торгового предприятия.
Управление
стимулированием труда
1. Выбор форм и систем заработной платы представляет собой начальный этап организации стимулирования труда персонала. На предприятиях торговли применяются две формы оплаты труда: повременная и сдельная. При повременной форме заработная плата начисляется работнику по его тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. Сдельная форма представляет собой оплату в зависимости от выполненного объема работ по заранее установленным сдельным расценкам.