Мотивация и стимулирование труда работников(на примере ОАО «Белшина»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование современной системы мотивации и стимулирования труда и разработка предложений по ее совершенствованию на примере ОАО «Белшина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы мотивации и стимулирования труда;
- проанализировать экономическую основу эффективности системы мотивации труда на ОАО «Белшина;
- разработать рекомендации и предложения по совершенствованию мотивации и стимулированию труда в организации.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы мотивации стимулирования и труда 6
1.1 Сущность мотивации труда 6
1.2 Принципы и методы мотивации труда 12
2 Экономическая основа эффективности системы мотивации и стимулирования труда на ОАО «Белшина» 17
2.1 Производственная деятельность и организационно-управленческая структура предприятия 17
2.2 Анализ мотивации и стимулирования труда на предприятии 20
3 Предложения по совершенствованию мотивации и стимулирования труда в организации 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А. Основные технико-экономические показатели ОАО «Белшина» 38
Приложение Б. Рекомендации и предложения по повышению
эффективности мотивации труда на ОАО «Белшина»……. .....39

Файлы: 1 файл

Курс менедж 82.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая  работа: 37 с., 3 рис., 7 табл., 27 источника, 2 прил. 
 

     МОТИВАЦИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ, СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ  
 

           Предмет исследования — система мотивации и стимулирования труда в организации.

           Объект исследования — ОАО «Белшина».

     Цель  работы: исследование современной системы мотивации и стимулирования труда и разработка предложений по ее совершенствованию на примере ОАО «Белшина».

     Методы  исследования: математические и аналитические.

     Исследования  и разработки: рассмотрены теоретические основы мотивации и стимулирования труда; проанализировано экономическая основа эффективности системы мотивации и стимулирования труда на ОАО «Белшина»; разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию мотивации и стимулированию труда в организации.

           Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        _______________ 
 
 
 
 
 
 
 

 

          СОДЕРЖАНИЕ 
     

Приложение А. Основные технико-экономические показатели ОАО «Белшина» 38

Приложение  Б. Рекомендации и предложения по повышению

                 эффективности  мотивации труда на ОАО «Белшина»……. .....39 
     
     
     
     
     
     
     

 

      ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Становление в Республике Беларусь экономической  системы рыночного типа выдвигает  в число первоочередных такие вопросы, как преобразование механизма управления, изменение содержания всех функций управления. Значимость этих вопросов для Республики Беларусь вызвана сложностью переходного периода социально-экономического развития от командно-административной системы к рыночной.

     В связи с этим возникает необходимость  исследования системы мотивации труда на белорусских предприятиях.

     В настоящее время предметом изучения психологов выступают механизмы формирования, изменения и регуляции поведения личности с целью выявления его социальной направленности.

     В экономической трактовке мотивация  рассматривается односторонне —  с позиции управляющей системы и сквозь призму стимулирования, не выходя за ее пределы.

     Социологический подход концентрируется на выявлении  доминирующих мотивов деятельности групп и придании им количественной определенности методами статистического анализа, оперируя категориями отношение к труду и удовлетворенность трудом.

     Управленческое  содержание категории мотивации  есть расширенно синтезированное выражение  психологической, экономической и  социологической ее трактовки. 

     С позиции управляющей системы мотивация представляет собой «...процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации», а с точки зрения управляемого объекта — «...процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулов) и внутренних (мотивы) факторов».

     Таким образом, сегодня крайне важно, используя современную методологию мотивации построить эффективную систему, позволяющую получить максимальный экономический эффект для организации.

     Содержащиеся  в западной экономической литературе сведения по современным формам стимулирования наемных работников, отражающие специфику  отдельных стран, не применимы в  чистом виде по отношению к экономике Республики Беларусь. Опыт других стран можно использовать с учетом специфики белорусской модели экономического развития, менталитета и других особенностей белорусов.

     В настоящее время только создав приемлемые условия труда, выплачивая достойное вознаграждение за труд, возможно получить максимальные результаты от работы персонала.

     Предмет исследования — система мотивации и стимулирования труда в организации.

           Объект исследования — ОАО «Белшина».

     Цель  работы: исследование современной системы  мотивации и стимулирования труда  и разработка предложений по ее совершенствованию на примере ОАО «Белшина».

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть теоретические основы мотивации и стимулирования труда;

     - проанализировать экономическую основу эффективности системы мотивации труда на ОАО «Белшина;

     - разработать рекомендации и предложения по совершенствованию мотивации и стимулированию труда в организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы  мотивации стимулирования  и труда

     1.1 Сущность мотивации труда

 
 

     Понятие «мотивация» нельзя связывать исключительно с психологией, хотя оно именно с ней, прежде всего, связано. Оно более полно раскрывает себя в междисциплинарной области, на стыке различных областей знания. Управление производством и является такой областью знания, где находят свое применение достижения разных наук.

     Применительно к менеджменту «мотивация» определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации».

     Мотивация является одной из функций управления, составной частью процесса управления, направленной на достижение конкретной цели менеджмента - заставить людей эффективно трудиться. Важно при этом учитывать, что в побуждении людей к таким действиям принято обычно видеть главный смысл того, чем занимается менеджер.

     Внутренним  побудителем работника к действию, к тем или иным поступкам в  процессе трудовой и другой деятельности является мотив.

     Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом. Мотив - это средство, с помощью которого работник, находясь в той или иной ситуации, объясняет и обосновывает свое поведение.

     Мотивы  достаточно подвижны. Зачастую они  складываются под воздействием эмоций работника, его темперамента.

     Деятельность  работника находится под воздействием нескольких мотивов, или мотивационного ядра. Мотивационное ядро - это совокупность ведущих мотивов, которыми руководствуется работник в определенный период времени в своем трудовом поведении.

     Структура мотивационного ядра различна. Она зависит от конкретных трудовых ситуаций. Наиболее часто встречаются следующие трудовые ситуации: ситуация выбора специальности или места работы; ситуация повседневной работы по данной профессии на конкретном предприятии; конфликтная ситуация; ситуация перемены места работы или смены профессии; инновационная ситуация, связанная с существенными изменениями условий трудовой деятельности и др.

     Ведущее место в приведенной классификации  трудовых ситуаций занимает повседневное трудовое поведение.

     В социально-экономической ситуации, характерной для Республики Беларусь и некоторых других стран Восточной Европы, ведущим мотивом в большинстве случаев выступает уровень материального стимулирования, уровень оплаты труда. Ориентация на личное материальное обеспечение будет лежать в основе структуры побуждений к труду до тех пор, пока в обществе не будут созданы возможности для полного удовлетворения всех основных потребностей. Чем выше заработок работника, тем полнее он и члены его семьи удовлетворяют целый ряд своих запросов в материальных и духовных благах.

     Стимулирование  призвано выполнять следующие основные функции: экономическую, социальную, социально-психологическую, воспитательную.

     Выполнение  экономической функции направлено на повышение эффективности производства и труда, решение тех конкретных задач, которые стоят перед предприятием, фирмой. Экономическая функция предполагает совершенствование распределительных отношений.

     Суть  социальной функции стимулирования состоит в том, что социально-экономическое положение людей в значительной степени определяется комплексом тех экономических и социальных благ, которыми располагает человек, занимая то или иное место в общественном разделении труда. Стимулирование, используя широкий набор материальных, духовных и социальных благ, служит основой удовлетворения разнообразных потребностей работника, развития его личности, его способностей.

     Социально-психологическая  функция стимулирования заключается  в том воздействии, которое оказывает механизм стимулирования на формирование внутреннего мира работника: его потребностей, ценностей, ориентации, мотивации труда, на формирование того или иного типа отношения к труду.

     Воспитательная  функция тесно взаимосвязана  с социально-психологической функцией стимулирования и направлена на формирование нравственных качеств работника.

     Цели, которые преследуют менеджеры в  практике мотивации и стимулирования, вполне конкретны. Они направлены на то, чтобы увязать интересы работников организации с целями деятельности последней. Интересы работников, в свою очередь, выражаются в наличии у них определенных потребностей и в стремлении удовлетворить эти потребности.

     В демократическом обществе законодательство не предусматривает обязательного, и тем более принудительного, трудоустройства. Если у человека есть средства для жизни, он может не работать вообще, если захочет, или организовать собственную предпринимательскую деятельность.  Если же чело-век все же выбирает работу по найму, значит, он преследует вполне конкретные цели, продиктованные имеющимися у него потребностями.

     Важно учитывать, что у любого наемного труда есть одна особенность. Она  заключается в том, что условия  труда предопределяются менеджерами  организации. Они не всегда устраивают тех, кто приходит в организацию трудиться, нередко вынужденно. Если интересы работника и предоставленные ему условия труда не совпадают, или в значительной мере не совпадают, то труд будет порождать к себе у работников разное отношение.

     Идеальной ситуацию с мотивацией в организации можно иметь тогда, когда у каждого работающего в ней будет в душе свой «храм», который будет определять характер отношения работающего к своему труду. И создать такой храм в душе во многом призван руководитель.

     Исследователи, ищущие пути и средства мотивации труда, пришли к выводу, что отправной точкой мотивации конкретного работника является знание и учет его потребностей. Таким образом, приемлемые, стимулирующие работника условия труда могут быть созданы при условии, если менеджер хорошо знает потребности работника, и с их учетом строит стимулы труда, добивается того, чтобы по мере эффективного труда потребности работника последовательно удовлетворялись.

     Использование потребностей в мотивации труда  дело совсем не простое. Во-первых, потребности у каждого человека свои, особенные. Во-вторых, со временем они имеют свойство меняться, подобно тому, как меняются сами люди. В-третьих, потребности изменяются в историческом плане. Одно дело -потребности людей средневековья, другое дело - потребности людей в современном информационном обществе. В-четвертых, потребности людей различаются в национальном и географическом аспектах.

     Теории  мотивации, разработанные позже, позволили, с одной стороны, систематизировать и классифицировать потребности работников организации. С другой стороны, использовать результаты для создания моделей мотивации. Теории мотивации также позволили объяснить поведение людей в процессе труда, указать работникам управления пути обеспечения эффективного труда в организациях.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда работников(на примере ОАО «Белшина»)