Финансовый анализ (на примере ОАО "МТС")

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических условиях деятельность предприятия является предметом внимания и оценки как внутренних, так и внешних контрагентов, так или иначе заинтересованных в результатах его деятельности. Поэтому анализ финансовой деятельности предприятия как наиболее точный и всеохватывающий способ анализа деятельности и дальнейшего ее прогнозирования является очень актуальным. Анализ финансового состояния предприятия – это возможность оценить его текущую работу на основании исторических данных и, таким образом, дать прогноз для будущего развития. Финансовое состояние - это одна из самых важных характеристик экономической деятельности организации.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа……………………. 5
1.1 Сущность и значение финансового анализа ………………………………..5
1.2 Информационная база и основные пользователи финансового анализа …7
1.3 Основные способы, приемы и методы проведения финансового анализа. 9
Глава 2. Состав и структура финансовой отчетности…………………... .13
2.1 Содержание бухгалтерского баланса……………………………………... 13
2.2 Отчет о доходах и расходах ………………………………………………..16
2.3 Отчет о движении денег …………………………………………………….20
Глава 3. Пример финансового анализа (на основе ОАО «МТС»)……… 24
3.1 Краткая характеристика ОАО «МТС»…………………………………….. 24
3.2 Анализ имущества, источников его формирования ………………………25
3.3 Анализ ликвидности,финансовой устойчивости и платежеспособности. 26
3.4 Анализ деловой активности ………………………………………………..30
3.5 Анализ рентабельности и банкротства……………………………………. 31
Заключение ………………………………………………………………………33
Библиографический список …………………………………………………….35
Приложения ……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

!!!.docx

— 585.28 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение. …………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Теоретические основы финансового анализа……………………. 5

 

1.1 Сущность и значение финансового  анализа ………………………………..5

1.2 Информационная база и основные  пользователи финансового анализа …7

1.3 Основные способы, приемы и  методы проведения финансового  анализа. 9

 

Глава 2. Состав и структура  финансовой отчетности…………………... .13

 

2.1 Содержание бухгалтерского баланса……………………………………... 13

2.2 Отчет о доходах и расходах ………………………………………………..16

2.3 Отчет о движении денег …………………………………………………….20

 

Глава 3. Пример финансового  анализа (на основе ОАО «МТС»)……… 24

 

3.1 Краткая характеристика ОАО  «МТС»…………………………………….. 24

3.2 Анализ имущества, источников  его формирования ………………………25

3.3 Анализ ликвидности,финансовой устойчивости и платежеспособности. 26

3.4 Анализ деловой активности ………………………………………………..30

3.5 Анализ рентабельности и банкротства……………………………………. 31

Заключение ………………………………………………………………………33

Библиографический список …………………………………………………….35

Приложения ……………………………………………………………………..36

 

 

Введение

 

В современных  экономических условиях деятельность предприятия является предметом  внимания и оценки как внутренних, так и внешних контрагентов, так  или иначе заинтересованных в  результатах его деятельности. Поэтому  анализ финансовой деятельности предприятия  как наиболее точный и всеохватывающий  способ анализа деятельности и дальнейшего  ее прогнозирования является очень  актуальным. Анализ финансового состояния  предприятия – это возможность  оценить его текущую работу на основании исторических данных и, таким  образом, дать прогноз для будущего развития. Финансовое состояние - это  одна из самых важных характеристик  экономической деятельности организации. Оно определяет степень конкурентоспособности  предприятия, определяет, по каким направлениям деятельности следует вести работу по улучшению, оценивает возможности  дальнейшего развития и успешности направлений деятельности. Кроме  того, анализ финансовой деятельности помогает определить, насколько финансово  устойчиво предприятие и в  какой мере оно гарантирует собственные  экономические интересы и интересы своих партнеров. Это является актуальностью работы.

Целью настоящей  работы является исследование методик  и принципов анализа финансовой деятельности предприятия. На примере  деятельности ОАО «МТС» будет  проведен финансовый анализ на основе реальной отчетности предприятия, выявлены возможные проблемы и слабые места  и даны предложения по улучшению  того или иного направления деятельности.

Объектом  исследования является Открытое Акционерное  Общество «МобильныеТелеСистемы».

Предметом исследования является анализ финансовой деятельности и практическая возможность ее применения в управленческой деятельности на примере конкретной организации.

Данная  работа написана с использованием литературы по экономической теории, теории финансового  менеджмента, периодической печати, специализированным исследованиям  в области экономики и финансового  менеджмента.

В первой главе кратко рассмотрены теоретические  аспекты финансового анализа, его  сущность и значение для организации  в современных рыночных условиях, важность для пользователей и  информационная база, приведены основные методики и способы оценки финансовой деятельности предприятия.

Во второй главе данной работы для анализа деятельности  предприятия

использовалась  официальная финансовая отчетность ОАО «МобильныеТелеСистемы» (ОАО «МТС»).

Библиографический список и приложения (отчетность ОАО  «МТС») представлены в конце курсовой работы.

 

Глава 1. Теоретические основы финансового  анализа

 

1.1 Сущность и значение  финансового анализа

финансовый анализ ликвидность  платежеспособность

В самом  общем понимании, финансовый анализ – это исследование результатов  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в рамках которого осуществляется расчет финансовых показателей, а по полученным результатам делаются выводы о финансовом положении предприятия, вплоть до выводов о его платежеспособности. Порядок проведения финансового  анализа регулируется финансовым законодательством.

Финансовый  анализ, по сути, представляет собой  исследование и оценку состояния  предприятия по данным его финансовой отчетности. Смысл такого исследования заключается не только в том, чтобы  представлять, насколько успешно  функционирует предприятие, но прежде всего, чтобы выделить сильные и  слабые стороны, а так же дать рекомендации по дальнейшему развитию, спрогнозировать  возможные варианты развития предприятия  в условиях экономики.

С точки  зрения инвестора прогнозирование  будущего это значение финансовых отчетов, а с точки зрения менеджера  анализ финансовых отчетов полезен  как для того, чтобы предвидеть будущие условия, так и для  планирования действий, которые позволят фирме в будущем развиваться  еще эффективнее. Иными словами, финансовый анализ – это один из наиболее точных и обоснованных методов  прогнозирования развития компании в будущем, возможность избежать негативных вариантов развития и  выявить возможности для успеха.

Оценка  финансового состояния, степень  ее детализации зависит от таких  факторов, как:

    • Цели анализа;
    • Наличие необходимой информации;
    • Техническая обеспеченность;
    • Кадры (компетентность и профессионализм).

Финансовый  анализ предоставляет возможность  дать оценку:

    • имущественному состоянию предприятия;
    • уровню риска и возможности банкротства;
    • остаточности/недостаточности средств для

краткосрочной/долгосрочной деятельности;

    • резервам и способностям к наращиванию капитала;
    • рациональном/нерациональном использовании собственных и заемных средств, потребности в инвестициях;
    • обоснованности политики использования прибыли (дивиденды, инвестирование в развитие и т.д.).

Как уже  говорилось выше, главная цель финансового  анализа – возможность на основании  исторических данных о прошлой деятельности предприятия определить его нынешнее положение, а так же оценить потенциал  развития в будущем.

Для достижения этой цели А.Д. Шеремет выделяет несколько основных этапов хода анализа:

Этап I: сравнение  данных предприятия с нормативами (средние показатели по экономике  в целом, по стране, по отрасли, по бизнес-плану); сравнение данных фирмы по времени (исторические тренды в развитии фирмы); сравнение с фирмами-конкурентами (оценка конкурентоспособности).

Этап II: оценка качества информации, на основе которой строится анализ.

Этап III: непосредственно сам анализ.

На практике так же выделяют следующие этапы  финансового анализа:

Сбор  и подготовка информации об объекте  финансового анализа (организации, предприятия);

Аналитическая работа: расчет показателей, выявление  взаимосвязей между ними; интерпретация результатов, выявление сильных и слабых сторон, определение возможных резервов развития.

Заключения, выводы, предложения и рекомендации по улучшению эффективности деятельности предприятия.

При комплексном  процессе принятия решений в реальной жизни следует помнить, что финансовый анализ – хоть и важная, но всего  лишь одна из нескольких составляющих общего анализа хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому один лишь финансовый анализ не может и не должен быть единственным критерием в принятии управленческих решений. Управленческое решение – это совокупность формальных и неформальных процедур и именно на основе такого подхода на современном  этапе развития экономики осуществляется процесс принятия решений.

 

1.2 Информационная база и основные пользователи финансового анализа

 

Основным  источником информации, дающим возможность  охарактеризовать нынешнее положение  и деятельность предприятия, является финансовая отчетность.

Финансовая  отчетность – это совокупность форм отчетности предприятия, составленных на основе данных финансового учета  с целью предоставления пользователям  обобщенной информации о финансовом положении предприятия. Финансовая отчетность предоставляется в простой  и понятной форме, чтобы заинтересованные пользователи могли использовать ее для принятия определенных управленческих и деловых решений, даже если у них нет специального экономического или бухгалтерского образования.

Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям.

Уместность  означает, что данная информация значима  и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Уместность предполагает также своевременность  данной информации.

Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью, а также нейтральностью данных.

Правдивая информация не содержит ошибок и фальсификаций.

Преобладание  содержания над экономической формой – сведения рассматриваются прежде всего с точки зрения их экономического содержания.

Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей.

Понятность  означает, что пользователи могут  понять содержание отчетности без специальной  профессиональной подготовки.

Сопоставимость  требует, чтобы сохранялась последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предприятии, и тем  самым обеспечивалась сопоставимость данных о деятельности предприятия  за несколько отчетных периодов.

Стороны, заинтересованные в информации о  деятельности предприятия, принято  делить на две основные категории: внешние  и внутренние пользователи. Внутренние пользователи – это чаще всего  управленческий персонал организации. Внешние пользователи разделяются  на две группы:

    • непосредственно заинтересованные (собственники, кредиторы, государство, неуправленческий персонал организации, поставщики, покупатели, конкуренты);
    • опосредованно заинтересованные (налоговая служба, государственные органы, профсоюзы, биржи, консультационные фирмы, аудиторские фирмы, СМИ).

Внутренние  пользователи на основании финансовой отчетности принимают важные для  организации решения, составляют бизнес-план и финансовый план предприятия на следующий период. Для принятия таких  решений важна полная, достоверная  и своевременная информация, поэтому  у внутренних пользователей есть преимущество перед внешними – они имеют наибольший массив доступной информации, который зачастую полностью не раскрывается для внешних пользователей.

В то же время следует помнить, что предоставляемая  внешним пользователям финансовая отчетность очень важна, т.к. она  обеспечивает связи между организацией и ее внешним окружением и качество этой связи зависит от того, в  каком объеме и какая информация будет предоставляться. Управленческому  персоналу следует помнить, что  внешние контрагенты делают выводы на основании достаточно ограниченной финансовой отчетности и учитывать  это уже при принятии собственных  решений.

А.Д. Шеремет предлагает свою классификацию и характеристику основных пользователей финансовой отчетности.

 

 

1.3 Основные способы, приемы и методы проведения финансового анализа

 

Метод финансового  анализа это подход к изучению динамики хозяйственных процессов  в организации. За основу берется  система показателей, после чего выявляется взаимосвязь между ними, рассчитывается изменение этой связи. Методы и приемы внешнего и внутреннего финансового анализа одни и те же, единственным различием является глубина анализа, которая зависит от различной степени доступности информации для внутренних и внешних аналитиков.

В ходе финансового  анализа используются несколько  основных способов и приемов. Их можно  разделить на две большие группы: формализованные и неформализованные.

Формализованные приемы анализа:

    • Использование абсолютных, относительных и средних величин;
    • Прием сравнения – сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода и/или с плановыми показателями;
    • Прием сведения и группировки – информация объединяется в аналитические таблицы
    • Прием цепных подстановок – каждый отчетный показатель последовательно заменяется базисным при неизменных остальных показателях. Этот прием показывает влияние каждого отдельного фактора на общий финансовый показатель.

В практической деятельности используют следующие  формализованные методы финансового  анализа:

Информация о работе Финансовый анализ (на примере ОАО "МТС")