Финансовый анализ (на примере ОАО "МТС")

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических условиях деятельность предприятия является предметом внимания и оценки как внутренних, так и внешних контрагентов, так или иначе заинтересованных в результатах его деятельности. Поэтому анализ финансовой деятельности предприятия как наиболее точный и всеохватывающий способ анализа деятельности и дальнейшего ее прогнозирования является очень актуальным. Анализ финансового состояния предприятия – это возможность оценить его текущую работу на основании исторических данных и, таким образом, дать прогноз для будущего развития. Финансовое состояние - это одна из самых важных характеристик экономической деятельности организации.

Оглавление

Введение. …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа……………………. 5
1.1 Сущность и значение финансового анализа ………………………………..5
1.2 Информационная база и основные пользователи финансового анализа …7
1.3 Основные способы, приемы и методы проведения финансового анализа. 9
Глава 2. Состав и структура финансовой отчетности…………………... .13
2.1 Содержание бухгалтерского баланса……………………………………... 13
2.2 Отчет о доходах и расходах ………………………………………………..16
2.3 Отчет о движении денег …………………………………………………….20
Глава 3. Пример финансового анализа (на основе ОАО «МТС»)……… 24
3.1 Краткая характеристика ОАО «МТС»…………………………………….. 24
3.2 Анализ имущества, источников его формирования ………………………25
3.3 Анализ ликвидности,финансовой устойчивости и платежеспособности. 26
3.4 Анализ деловой активности ………………………………………………..30
3.5 Анализ рентабельности и банкротства……………………………………. 31
Заключение ………………………………………………………………………33
Библиографический список …………………………………………………….35
Приложения ……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

!!!.docx

— 585.28 Кб (Скачать)

Простое чтение отчетности. Первый и поверхностный  этап анализа. Помогает при первом приближении  сделать основные выводы об источниках привлечения средств, о вложениях, о величине и имущества, о характере  дебиторской и кредиторской задолженности.

Горизонтальный  анализ – это сопоставление показателей  по статьям за отчетный и предшествующий периоды, такой метод позволяет  выявить абсолютные и относительные  отклонения. Чаще всего показатели изменения для удобства выражаются в процентах. Так можно увидеть  те показатели и статьи, по которым отклонения достаточно велики либо носят скачкообразный характер, и сделать выводы относительно подобных изменений.

Вертикальный  анализ – при этом методе выявляется удельный вес отдельных статей в  общем показателе (он принимается  за 100%). В балансе каждая статья –  это процент или доля от итога, в отчете о прибылях и убытках  – процент или доля от выручки.

Трендовый анализ – выявляет изменения в  историческом разрезе развития организации, позволяет выявлять тенденции и  закономерности в изменениях ключевых статей и показателей. Чаще всего  берут период в несколько лет, выявляют базовый период и сравнивают показатели всех следующих периодов. С помощью тренда формируются  возможные значения показателей  в перспективе, ведется прогнозный анализ. В российской действительности недостаточно эффективен из-за частого изменения правил учетной политики и финансового законодательства.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных  факторов (причин) на показатель с помощью  детерминированных и стохастических приёмов исследования. Основными  способами факторного анализа являются индексный метод, метод цепных подстановок  и интегральный метод. Этот метод  хорош в применении в период стабильности в экономике, но в условиях кризиса  и высокой инфляции почти не дает результатов (поэтому в России используется редко).

Анализ  финансовых коэффициентов – наиболее распространенный метод. Финансовые коэффициенты – это относительные показатели, которые рассчитываются в виде отношений  отдельных статей отчетности. Чаще всего показатели коэффициентов  изучаются в динамике изменения  внутри организации в сочетании  со сравнением между организациями. Наиболее распространено сравнение  с определенными значениями коэффициентов, которые были выделены в трудах западных экономистов как некие нормальные значения для каждого коэффициента. Тут следует с осторожностью подходить к подобному методу оценки, так как она не всегда применима в российских условиях. Так же часто используется сравнение в рамках одной отрасли. Еще одним способом сравнения является сравнение показателей предприятия с наиболее успешными компаниями в отрасли.

Помимо  вышеперечисленных для анализа  применяются математические методы, такие как метод корреляции, метод  регрессии, исследование операций и  другие инструменты экономической  математики. Следует сказать, что  применяются такие методы редко  и в основном в научных работах  либо при осуществлении крупных  проектов при внутреннем анализе  организации.

Кроме того, существует ряд неформализованных  методов: экспертные оценки, сценарные, психологические. Эти методы могут  дополнять основные формализованные  методы, уточнять их в некоторой  степени.

В любом  случае, к оценке финансового состояния  предприятия, прогнозирования его  дальнейшего развития необходимо подходить  комплексно и по возможности использовать несколько методик анализа для  выявления наиболее точной картины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состав и структура финансовой отчетности

 

2.1 Содержание бухгалтерского баланса

 

Сущность  финансовой отчетности, как заключительного  элемента метода, сводится к обобщению  данных текущего учета хозяйственной  деятельности в системе счетов, получению  на них дебетовых и кредитовых оборотов, выведению конечных сальдо и представлению этих показателей  в виде баланса и других форм, удобных для обозрения и восприятия руководителем, собственником или  любым другим пользователем.

 

Схема 1. Требования, предъявляемые к отчетности.

 

Поскольку по финансовой отчетности судят о  работе предприятия, а затем на её основе принимаются различные управленческие решения, то к отчетности всегда предъявляются  особые требования. Важнейшие из них  следующие: достоверность, своевременность, сопоставимость, доступность и экономичность (схема 1).

Достоверность данных, приведенных в финансовой отчетности, обеспечивается достоверностью информации, отражаемой в системе  бухгалтерского учета, её документальной обоснованностью, специальными приемами сопоставления данных в регистрах, а также периодической сверкой данных учета с положением дел в реальной действительности путем проведения инвентаризаций.

Элементами  финансовой отчетности, непосредственно  связанными с определением финансового  положения организаций являются:

А) Активы - это ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых  периодов, от которых организация  ожидает экономической выгоды в  будущем.

Б) Обязательства - это текущая задолженность компании, возникшая из событий прошлых  периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из организации ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

В) Капитал - это доля в активах организации, остающаяся после вычета всех её обязательств.

Активы, обязательства и капитал - это элементы бухгалтерского баланса.

Основное  равенство бухгалтерского учета  представлено следующим образом:

Активы = Капитал + Обязательства

Одной из форм финансовой отчетности является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс должен содержать информацию, по составлению отчетности. Баланс составляется на основании остатков по счетам, показанным в главной  книге. Он состоит из следующих разделов: активы, собственный капитал и  обязательства. Активы и обязательства  классифицируются как долгосрочные и текущие. По данным баланса осуществляется анализ финансового положения предприятия.

Актив баланса  включает в себя следующие разделы.

1) Долгосрочные  активы - состоят из нематериальных  активов, основных средств, незавершенных  капитальных вложений, долгосрочных  инвестиций, долгосрочной дебиторской задолженности, расходов будущих периодов и др.

Текущие активы - состоят из материальных запасов, готовой продукции, товаров, дебиторской  задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств.

Пассив  баланса включает следующие разделы.

Собственный капитал - включает Уставный капитал, Резервный  капитал, нераспределённый доход (непокрытый убыток), дополнительно оплаченный и неоплаченный капитал.

Долгосрочные  обязательства - включает долгосрочные кредиты и долгосрочную кредиторскую задолженность.

Текущие обязательства - состоит из краткосрочных  кредитов, краткосрочной кредиторской задолженности, расчетов с бюджетом, расчетов по оплате труда, расчетов с  поставщиками и подрядчиками и прочие.

При правильном ведении учета и составления  баланса сумма всех статей актива должна быть равна сумме всех статей пассива.

В целом  бухгалтерский баланс можно классифицировать следующим образом (Таблица 1).

 

Таблица 1 - Классификация и виды балансов.

 Признаки классификации

 Виды балансов.

1. По времени составления:

Вступительный

Текущий (операционный)

Санируемый

Ликвидационный

Разделительный

Соединительный

2. По способу отчетности:

Баланс-брутто

Баланс-нетто

3. По источникам составления:

Инвентарный

Книжный

Генеральный

4. По объему информации:

Единичный

Сводный

5. По характеру деятельности

Консолидированный

Отчетно-прогнозный

6. По формам собственности

Баланс основной деятельности

Баланс не осн. деятельности

Баланс частных предприятий

Баланс гос.предприятий


 

2.2 Отчет о доходах  и расходах

 

Отчет о  доходах и расходах субъекта определяется стандартом бухгалтерского учета "Отчет о доходах и расходах". В нем приводится порядок классификации и учета статей отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности в целях составления и предоставления его юридическими лицами (кроме банков и бюджетных учреждений) последовательно, что обеспечивает сопоставимость финансовой отчетности юридического лица за разные отчетные периоды и финансовых отчетностей различных юридических лиц.

Стандарт  также определяет порядок раскрытия  различных статей доходов и расходов, полученных от обычной деятельности, дохода или убытка от чрезвычайных ситуаций, прекращенных операций и  при учете изменений в учетных  оценках, учетной политики и корректировки  существенных ошибок в финансовых отчетах.

Отчет о  доходах и расходах включает в  себя сведения о двух оставшихся элементах  финансовой отчетности - о доходах  и расходах. В указе "О бухгалтерском  учете", а также Концептуальной основе для подготовки и представлении  финансовых отчетов отмечается, что  эти элементы непосредственно связаны  с изменением финансовых показателей  субъектов. Доходы означают увеличение активов либо уменьшение обязательств, а расходы - уменьшение активов либо увеличение обязательств в отчетном периоде.

Отчет о  доходах и расходах может показать валовой доход, доход от обычной  деятельности до и после налогообложения  и чистый доход.

Форма отчета значительно упрощена. В ней нет  расшифровок использования прибыли, платежей в бюджет, затрат и расходов, учитываемых при исчислении льгот  по налогу на прибыль. Она лишь раскрывает формирование финансового результата за отчетный период (чистого дохода или убытка).

Все статьи доходов и расходов, признанные за отчетный период, включаются при определении  чистого дохода или убытка отчетного  периода.

По первой статье отражается доход от основной деятельности, который может быть получен от реализации ТМЗ, оказания услуг и т.д. в зависимости от основной деятельности. Доход от основной деятельности отражается за минусом  НДС, акцизов и т.п. налогов и  обязательных платежей, а также стоимости  возвращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены, предоставленных  покупателю.

По статье "Себестоимость реализованной  продукции (работ, услуг)" показывают фактические затраты, непосредственно  связанные с производством продукции (работ, услуг), которые группируются в соответствии с их экономическим  содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на страхование, износ основных средств, прочие затраты, приведенные в СБУ-7 "Учет ТМЗ".

Затраты, не включаемые в производственную себестоимость  продукции (работ, услуг), признаются как  расходы за отчетный период, в котором  ни были понесены. В состав расходов периода включаются:

    • общие и административные расходы;
    • расходы по реализации;
    • расходы на выплату процентов.

Валовой доход представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется, как  разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности.

Доход (убыток) от основной деятельности представляет собой сальдированный финансовый результат  и определяется как разность между  валовым доходом и расходами  периода.

По статье "Доход (убыток) от неосновной деятельности" показывается сальдированный финансовый результат (доход, убыток) от неосновной деятельности. Сюда включаются результаты от реализации внеоборотных активов, изначально не предназначенных для продажи, переоценки ценных бумаг, обращающихся на бирже, и другие.

Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения  представляет собой сальдированный финансовый результат, определяемый путем  алгебраического сложения сумм пол  статьям "Доход (убыток) от основной деятельности" и "Доход (убыток) от неосновной деятельности". Эту статью можно назвать было бы совокупным доходом, так как в указанной  выше Концептуальной основе отмечается, что "совокупный доход включает доходы, полученные от основной и неосновной деятельности субъектов".

По статье "Подоходный налог" показывается расход, понесенный юридическим лицом  в ходе получения дохода. Подоходный налог определяется в соответствии с "Учетом по подоходному налогу" и начисляется в тот же период, в котором возникли соответствующие доходы.

Доход (убыток) от обычной деятельности после налогообложения  определяется путем вычитания из дохода (убытка) от обычной деятельности до налогообложения величины подоходного  налога.

Доход (убыток) от чрезвычайных ситуаций представляет собой сальдированный результат  от чрезвычайных ситуаций за минусом  подоходного налога. Чрезвычайные ситуации - это события или операции, отличные от обычной деятельности юридического лица (субъекта). Предполагается, что  такие события и операции не будут  повторяться часто и регулярно.

Чистый  доход представляет собой сальдированный результат (чистый доход, убыток), полученный юридическим лицом за отчетный период. По данным отчета о результатах финансово-хозяйственной  деятельности субъекта данный показатель определяется путем алгебраического  сложения дохода (убытка) от обычной  деятельности после налогообложения  с величиной дохода (убытка) от чрезвычайных ситуаций.

Информация о работе Финансовый анализ (на примере ОАО "МТС")