Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:27, дипломная работа
Об особенностях деятельности малых предприятий в условиях молдавской действительности на примере конкретного предприятия с анализом финансово-хозяйственной деятельности, выводами и предложениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.2. СИСТЕМА ГОСПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
1.3. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «AUROTIP AOSI» 34
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 34
2.2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 35
2.3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «AURATIP AOSI» КАК МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 55
3.1. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА 55
3.2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «AURATIP AOSI» 61
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 74
4.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ «AURATIP AOSI» 74
4.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЯ 103
Оптимальные пределы для промышленных предприятий оцениваются на уровне 0,7-0,8. На анализируемом предприятии из данной таблицы мы видим, что он значительно меньше допустимого предела, что не позволяет предприятию погасить текущие долги без необходимости реализации товарно-материальных запасов. А товарно-материальные запасы объективно возросли за счет нереализованной в 2008 году продукции.
Опора на собственный капитал, с одной стороны, свидетельствует о стремлении руководства к финансовой самостоятельности. Но в рыночных условиях, и особенно при наличии значительной инфляции, целесообразнее пользоваться заемными средствами, а собственным средствам, если они имеются в избытке, находить иные более выгодные применения, чем вкладывать в активы, которые в условиях роста себестоимости и коммерческих расходов не дают заметной прибыли. Анализ рентабельности позволяет делать вывод, что при отсутствии внешних отрицательных факторов, предприятие сможет получать прибыль.
Оборачиваемость активов говорит о положительной тенденции. Заметен устойчивый рост в динамике данного показателя, что говорит о развитии производства и наборе оборотов.
Глава 3. Анализ деятельности «Auratip AOSI» как малого предприятия
3.1. Значение малого предпринимательства для Республики Молдова
Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает. Именно идеи малого бизнеса создали гамбургер Мак Доналдс, компьютер, автомобиль «Форд» и даже электрический свет.
Цель каждого бизнесмена – разбогатеть, получить прибыль путем реализации определенной продукции или услуг, потом еще больше разбогатеть, потом еще…
История бизнеса – ровесница рынка и старше денег. Многочисленные примеры свидетельствуют: можно стать гениальным бизнесменом по воле случая, но чтобы продержаться на плаву в бурной стихии бизнеса всю жизнь, нужно быть личностью и уметь жить.
Малый бизнес является основой благополучия развитых стран. Сегодня малые предприятия в Молдове показывают следующие результаты:
Таблица 4.1.
Основные показатели деятельности малых и средних предприятий по формам собственности*
Число предприятий, тыс. |
Среднегодовая численность персонала, тыс. |
Доходы от продаж, млн. лей | ||||
2006 |
2007 |
2006 |
2007 |
2006 |
2007 | |
Total / Всего / Total |
35,5 |
39,3 |
332,7 |
343,5 |
54280,7 |
66786,7 |
din care: / в том числе: / of which: |
||||||
Publică / Публичная / Public |
0,7 |
0,7 |
28,1 |
27,3 |
1446,7 |
1707,6 |
Privată / Частная / Private |
31,8 |
35,3 |
265,7 |
275,3 |
45029,3 |
56199,5 |
Mixtă (publică şi privată), fără participare străină |
0,3 |
0,3 |
11,8 |
9,7 |
723,8 |
741,7 |
Străină / Иностранная / Foreign |
1,2 |
1,4 |
11,6 |
15,3 |
2878,1 |
3548,1 |
A întreprinderilor mixte |
1,5 |
1,6 |
15,5 |
15,9 |
4202,8 |
4589,8 |
Совместных предприятий |
*Источник: По данным Национального Бюро статистики Республики Молдова – www.statistica.md
И у нас малый бизнес постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью.
На сегодняшний день
Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаше всего используется следующее деление предприятий:
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн. человек.
Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию производства, без чего немыслима ее высокая эффективность.
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из опыта стран с
развитой рыночной экономикой известно,
как влияет на положение малого бизнеса
общее состояние и социально-
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят в них возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие условия и факторы, в той или иной степени влияющие на развитие малого бизнеса:
В настоящее время у нас в стране условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. Практически по всем вышеперечисленным пунктам условия далеки от оптимальных. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не появится и не вырастет производственное предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условий для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.
Опыт работы предприятий малого бизнеса в развитых странах свидетельствует о том, что малый бизнес в рыночных условиях выживает благодаря своим характеристикам именно как малого предпринимательства, а не представителя конкретной отрасли. Тем не менее, определенные отраслевые особенности развития малого бизнеса имеются.
Во всех этих отраслях малый бизнес за 10 лет прижился, выжил, а в некоторых показал быстрый рост. И связано это было не столько со спецификой отрасли, сколько со спецификой самой фирмы, возможностями ее лидера, формами организации производства и труда и т.п.
В результате многочисленных исследований выявилось, что легче вначале приживаются фирмы в тех отраслях, которые прямо работают на потребителя. Однако их век оказывается короче, поскольку в них ограничены возможности диверсификации и они находятся в более жесткой конкурентной борьбе (швейная, мебельная, игрушечная отрасли). Зато в тех отраслях, где возможна большая диверсификация самих изделий (инструментальная, электронная, фармацевтическая отрасли), продолжительность деятельности фирмы на рынке оказалась выше, так же, как и выше перспективы расширения и роста.
Однако у нас все оказывается наоборот, предприятия сферы услуг живут дольше, чем производственные. Ну, например, такое издание, как «Маклер» существует на рынке уже 18 лет, а многочисленные производственные фирмы, пытавшиеся открыться, работают не более года. Предприятия из сферы услуг, в которых работает 1 – 2 человека, работают много лет, те же производственные – нет. Представляется, что особого роста на крупном производственном предприятии нет (например, Витанта, Кишиневский комбинат картонных изделий и др.), поскольку рынок в Молдове не очень большой, скорее всего, свою продукцию экспортировать куда-либо предприятие вряд ли может, однако, ощущение развития создается путем рекламирования разных марок пива и напитков. Разнообразие названий компенсирует отсутствие увеличения рынка сбыта.
Однако, фирма в соседней Украине, обеспечивающая столовыми салфетками чуть ли не всю Молдову, привлекает к работе всего 5 человек, которые отвечают и за производство, и за отгрузку, и за маркетинг с менеджментом, а эффективность максимальная.
Обычно фирмы строят свою конкурентную стратегию за счет следующих факторов: за счет изменения цены (37%), за счет изменения качества (42%), за счет изменения специализации и организационных факторов (23%). Во всех фирмах рост оборота опережал рост персонала, выросла производительность труда, повысился уровень квалификации высококвалифицированного труда, но уменьшилась его доля (за счет технических достижений).
Ни одна из фирм не стоит на месте: постоянное движение, пульсация, поиск – определяющие характеристики, «ключевые слова» для любой из фирм. Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящихся на условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.
Созданию такой атмосферы в малой фирме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от умения руководителя, сколько от воздействия внешней среды. Поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами.
Другим слабым местом малого бизнеса является низкая возможность накопления капитала. Как правило, для расширения производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Есть ограничения и в получении кредита. У малого бизнеса нет достаточных средств для выплаты высокого процента.
Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные начинания.