Малое предпринимательство в Молдове

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:27, дипломная работа

Краткое описание

Об особенностях деятельности малых предприятий в условиях молдавской действительности на примере конкретного предприятия с анализом финансово-хозяйственной деятельности, выводами и предложениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.2. СИСТЕМА ГОСПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
1.3. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «AUROTIP AOSI» 34
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 34
2.2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 35
2.3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «AURATIP AOSI» КАК МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 55
3.1. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА 55
3.2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «AURATIP AOSI» 61
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 74
4.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ «AURATIP AOSI» 74
4.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЯ 103

Файлы: 1 файл

Дипломная_малые предприятия и пути их развития.doc

— 937.50 Кб (Скачать)

Решение многих из указанных задач  возможно только при условии использования  в процессах управления самых современных средств обработки информации и коммуникационных связей.

Проблемы управления современной организацией в основном связаны:

  • с усложнением структуры организации;
  • с развитием средств коммуникации как внутри организации, так и в общении с внешним миром;
  • с наличием большого количества конкурентов, в связи со значительным развитием производства во всем мире;
  • с необходимостью создания гибкой системы экономической и психологической мотивации, способствующей повышению заинтересованности работников в достижении цели, стоящей перед организацией. [28, c. 198]

При решении проблемы стимулирования роста производительности используются принципы, сформулированные в рамках теории выбора руководителей, владеющих  социально-психологическими методами управления, теории реализации целей, теории удовлетворения потребностей и теории справедливости.

Эффективность деятельности может  характеризоваться как, к примеру, повышением производительности, снижением  издержек, так и распределением ответственности, оптимизацией бизнес-процессов. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо разграничить две стороны эффективности деятельности в компании, хотя они и сильно взаимосвязаны, - эффективность бизнеса и эффективность управления этим бизнесом. Синонимы первого понятия - прибыльность и рентабельность, т. е. имеется в виду отдача на вложенные средства. Второе обозначает технологию, тот набор средств и инструментов, с помощью которых можно достичь вышеупомянутой эффективности бизнеса.

Важнейший элемент управления эффективностью - механизм измерения и оценки результатов деятельности компании. Существующая бухгалтерская и управленческая отчетность зачастую не позволяет получить необходимую информацию о реальном состоянии дел: финансовые параметры лишь характеризуют исторический аспект уже свершившихся событий. Игнорирование таких факторов, как существующие отношения с клиентами и партнерами, знания и опыт сотрудников, уровень использования передовых технологий, не позволит компании достичь долгосрочных целей. Поэтому традиционную систему финансовых индикаторов необходимо дополнить показателями, относящимися к другим стратегически важным аспектам деятельности компании: производственному, инновационному, маркетинговому, трудовому.

Для того чтобы получить наилучшие  результаты, преуспевающие бизнесмены находят правильные ответы на следующие вопросы:

  • Какого поведения я хочу добиться от своих подчиненных?
  • Как я определяю эффективное поведение?
  • Каким образом я смогу его вознаградить?

Перечислим некоторые способы  вознаграждения:

- Стимулирующая роль денег особенно эффективна, когда предприятия вознаграждают своих сотрудников в зависимости от выполнения работы и получения конкретных результатов, а не за отсиженное на рабочем месте время.

- Одобрение является еще более мощным способом вознаграждения, чем деньги, которые, конечно всегда будут много значить в мире труда.

- Действие. Служащие, которые приобретают акции и становятся совладельцами, ведут себя как владельцы. Для того чтобы использовать этот способ вознаграждения, предприятие должно производить конкурентоспособный товар, использовать групповое принятие управленческого решения вместо авторитарного и консультативного и иметь открытые каналы общения между высшим руководством и непосредственными исполнителями.

- Вознаграждение свободным временем поможет удержать сотрудников от формирования привычки транжирить время попусту, и позволит сотруднику больше тратить времени на себя и свою семью, если он будет справляться с работой раньше отведенного срока.

- Взаимопонимание и проявление интереса к работнику.

- Продвижение по служебной лестнице и личный рост.

- Предоставление самостоятельности и любимой работы особенно удачно тогда, когда работники стремятся стать эффективными сотрудниками-профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля и регламентации или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами.

- Призы. Этот способ вознаграждения зависит от воображения и коммерческих способностей руководства компании и эффективен тогда, когда надо укрепить кастовость, "чувство плеча к плечу" на фирме, которую сотрудники считали бы своим вторым домом, а также в те периоды спада в экономике, когда существует дефицит каких-либо товаров. Очень эффективный способ, сотрудники начинают видеть организацию и начальство под немного другим углом.

Определение цели, стратегии достижения и способа вознаграждения являются тремя этапами эффективного менеджмента:

I этап. Постановка целей, которые: 

  • ориентированы на достижение результатов, а не на выполнение деятельности
  • совместимы, достижение одной цели не препятствует достижению другой
  • измеримы и имеют свои критерии оценки
  • требуют усилий, но достижимы

II этап. Определение стратегии достижения:

  • стратегия основательных решений
  • стратегия риска
  • стратегия идей менеджмента
  • стратегия действенности
  • стратегия эффективных сотрудников-профессионалов
  • стратегия упрощения
  • стратегия качества
  • стратегия лояльности и преданности
  • стратегия сотрудничества

III этап. Определение и реализация  системы вознаграждения

  • по результату:
  • деньги
  • одобрение
  • действие
  • свободное время и самостоятельность
  • взаимопонимание и личный интерес
  • продвижение по служебной лестнице и личный рост
  • самостоятельность и любимый рост
  • призы

Если результат не достигнут, необходимо разобраться вместе с подчиненными, в чем ошибка, но не искать виноватых, как это чаще всего делает высшее руководство наших фирм. [28, c. 333]

Составляющие уровня управленческой культуры:

  • стратегическое мышление и стратегический ресурс успеха
  • способность определить социальную ответственность предприятия перед обществом
  • способность организовать взаимодействие
  • риск с умом, постоянное стремление к обновлению, способность постоянно действовать
  • реализация системы вознаграждения по результату
  • стремление к самосовершенствованию и гармоничному развитию личности; самосовершенствование должно приводить к самоутверждению, а не к саморепрезентации
  • использование психофизических технологий и сдержанное поведение при конфликтах

Все это - четыре необходимых условия  эффективного отечественного менеджмента, являющиеся составляющими его успеха (S):

S = A + K + R + M . [22, c. 78]

Технологии эффективного менеджмента  позволяют каждому предпринимателю  по «шагам» усвоить, как осуществлять эти этапы, как эффективно управлять  подчиненными, равными себе по уровню управления и даже шефом.

Эффективность менеджмента - это результативность управленческой деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых, трудовых и людских ресурсов. Функциональная роль эффективности менеджмента - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса. Для измерения эффективности существует система критериев и показателей, тесно взаимосвязанных между собой.

Эффективность менеджмента, по своему содержанию, природе подразделяется прежде всего на экономическую и социальную составляющие.

Экономическая эффективность менеджмента выражает экономическую сущность управленческих отношений. Ее определение вызывает необходимость прежде всего исчисления соответствующих трудовых, материальных и финансовых ресурсов и затрат, обеспечивающих формирование управленческого потенциала, содержание и функционирование системы управления.

Основные показатели фирмы складываются из числовых данных финансовой отчетности. И здесь, вроде все понятно- чем выше прибыль, тем лучше.

Однако значительную сложность представляет оценка результатов управленческой деятельности, ее продукта, т.к. выделить его в чистом виде, осуществить прямое измерение практически невозможно, о них нельзя судить по количеству затраченного труда или объемам переработанной информации. Конечным продуктом собственно управленческого труда принято считать совокупность управленческих решений - осуществленных, т.е. реализованных исполнителями. Таким образом, результат управленческой деятельности проявляется лишь опосредованно, в конечном продукте хозяйствующего субъекта. В качестве его принимают результаты работы предприятия в целом. При этом обычно рассматривают прибыль, валовой доход или объем товарооборота. [25, c. 178]

Социальная эффективность менеджмента выражает социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач коллектива.

Социальная эффективность менеджмента  оценивается с помощью системы  показателей. К ней можно отнести  группу показателей, характеризующих  условия труда работников:

• морально-психологический климат

• уровень конфликтности в коллективе

• удовлетворенность работников своим трудом

• уровень заболеваемости работников

• уровень травматизма работников

• уровень механизации и автоматизации труда

• рациональность режимов труда и отдыха

• уровень компьютеризации административно-управленческого труда.

К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников предприятия, можно отнести:

• обеспеченность детскими дошкольными учреждениями

• обеспеченность лечебными учреждениями

• обеспеченность путевками в санаторно-оздоровительные учреждения

• средняя заработная плата работников, в т.ч. по категориям

• текучесть кадров. [25, c. 222]

К показателям, характеризующим организацию  и мотивацию труда, относятся:

• дисциплина труда

• материальное и моральное стимулирование работников

• уровень организации и оснащенности рабочих мест.

Показатели определяются с помощью экономической и статистической отчетности, анкетирования работников, метода экспертных оценок и других. Причем, некоторые показатели определяются с известной степенью условности, другие не могут быть выражены количественно.

Таким образом, можно  подытожить вышесказанное следующими формулировками. Малое и среднее предпринимательство представляет собой существенную структурную часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры  рынка, предает рыночной экономике  необходимую гибкость. Эта черта  малого бизнеса приобретает в  современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры производимых товаров и услуг.

Отсюда следует, что  его становление и развитие, разумеется, наряду с крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству.

  1. Выбор оптимальной модели инновационной стратегии осложняется многими факторами. В их числе – отсутствие реальных конкурентных отношений, падение объемов производства, инфляционный фактор, необходимость взвешенных подходов к конверсии оборонной промышленности и привлечению иностранных инвестиций.
  2. Законодательное регулирование экономического механизма инновационной деятельности носит фрагментарный характер. Многие законодательные нормы, определяющие важнейшие организационно-правовые и экономические компоненты этой деятельности отсутствуют, что не может не служить серьезным препятствием осуществлению эффективной государственной научно-технической политики.
  3. Важным средством экономического стимулирования инновационной деятельности является налоговая политика. По крайней мере, в течение последних сорока лет она рассматривается зарубежными и отечественными специалистами как один из наиболее эффективных инструментов в системе косвенных стимулов повышения эффективности инновационной деятельности. Однако, если за рубежом различные варианты концепции стимулирующего характера налоговой политики неизменно находили и находят законодательное закрепление, то в отечественной законодательной практике косвенные стимулы получили отражение лишь в последние годы.
  4. Законодательства о промышленной собственности развитых капиталистических стран содержат детальное регулирование вопросов передачи технологии (например, уступки патентов или предоставление на них лицензий), возможности использования патентов в качестве предметов залога. Причем делается это в отдельных главах соответствующих законов. Такое регулирование имеет в условиях рыночной экономики первостепенное значение, поскольку речь идет о рамках вытекающих из патента взаимных прав и обязанностей участников хозяйственного оборота.
  5. В системе государственного стимулирования инновационной деятельности прямые формы (субсидии, займы, дотации) сочетаются с менее эффективными, как считают многие специалисты, косвенными формами финансовой поддержки инновационного процесса – налоговыми льготами, льготными кредитами и амортизационными списаниями. Все это целенаправленно увеличивает финансовые ресурсы малого сектора экономики для модернизации и обновления производства.
  6. Для целей развития малого и среднего предпринимательства целесообразно разработать закон об инновационной деятельности. Концептуальные положения будущего закона:

Информация о работе Малое предпринимательство в Молдове