Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:27, дипломная работа
Об особенностях деятельности малых предприятий в условиях молдавской действительности на примере конкретного предприятия с анализом финансово-хозяйственной деятельности, выводами и предложениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.2. СИСТЕМА ГОСПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
1.3. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «AUROTIP AOSI» 34
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 34
2.2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 35
2.3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «AURATIP AOSI» КАК МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 55
3.1. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА 55
3.2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «AURATIP AOSI» 61
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 74
4.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ «AURATIP AOSI» 74
4.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЯ 103
Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.
Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
В соответствии с законодательством акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в уставе АО и фирменном наименовании. Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц. [5]
Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров).
Анализируя гражданское
Страна |
Организационно-правовые формы предприятий |
Великобритания |
индивидуальное предприятие ассоциированные владельцы компании с ограниченной ответственностью |
Франция |
индивидуальное предприятие |
США |
единоличное владение товарищество корпорация |
Германия |
индивидуальная трудовая деятельность партнерство (общее и ограниченное) малые акционерные общества |
Как видно из таблицы, наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства является индивидуальное предприятие.
Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций являются:
Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны и недостатки, к которым относятся:
1.2. Система господдержки и регулирования малого предпринимательства в Республике Молдова и принципы правового регулирования малого бизнеса
Поддержка малого предпринимательства со стороны органов управления Молдовы заключается в законодательном регулировании и создании благоприятных условий для развития предпринимательства. Правовая база для развития частного предпринимательства была создана практически сразу после объявления Молдовой независимости. В программах деятельности правительства на протяжении всех лет всегда подчеркивалась существенная роль частного бизнеса, в том числе малого предпринимательства, в реализации экономической реформы.
В соответствии с Законом Республики Молдова "О поддержке и защите малого бизнеса" от 20.05.94 №. 112 были определены основные принципы, направления, виды и формы поддержки малых предприятий, гарантии и способы их защиты независимо от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования, отраслевой принадлежности и иной специфики их деятельности. То есть, в нем впервые в республике определены некоторые принципы, статус приоритетов поддержки малого бизнеса, критерии отнесения субъектов хозяйственных субъектов к мелкому или малому предприятию, независимо от отраслевой принадлежности.
В частности, к мелкому предприятию
относятся хозяйственные
Многие количественные и качественные критерии, которые применяются на Западе законодатели в Молдове не используют, то есть эти критерии не получают правовой оболочки; идет процесс сокращения, приватизации крупных предприятий в мелкие и средние предприятия. Причем малые предприятия в основном существуют как бы сами по себе, то есть, не связаны с крупным бизнесом за редким исключением из этого факта; мелкие и средние фирмы чиновники "экспроприировали", "прихватизировали" через подставных лиц бывшие бюрократизированные крупные социалистические государственные предприятия и, в конечном счете, вытеснили пролетариат как класс; не определен статус рискового (венчурного) бизнеса и его сторон (новатор, руководитель рискофирмы и инвестор), то есть бизнеса, в основе которого лежит способность предпринимателей аккумулировать финансовые средства различных источников для завершения научно-технических проектов, потенциально оцениваемых как высокоприбыльные.
В Государственной программе
В этом разделе, зафиксировано, что
продолжится процесс
В этих целях предусмотрено
К ключевым вопросам, заслуживающим приоритетного внимания для предпринимательства в целом, в том числе и малого, относятся нормы гражданского, торгового и договорного права развитых стран, законодательства об обеспеченных сделках (Европейский банк реконструкции и развития подготовил типовой закон об обеспеченных сделках), законодательство о труде, не дающее односторонних выгод крупным предприятиям, защита интеллектуальной собственности и более полное законодательство о конкуренции и компаниях, торговых товариществах и др.
Но решающим фактором в области развития законодательства о малом бизнесе для Республики Молдова должно быть наличие определенного количества соответствующих специальных законов. Кроме них необходимо иметь также четкие процедуры, обеспечивающие их "встраивание в общее законодательство о предпринимательстве, которое находится (по сравнению с развитыми странами) на первоначальной стадии развития. Республика по сути дела еще и не приступила к разработке главных рыночных кодексов: нового гражданского и торгового.
Как при этом использовать опыт других
государств? Какие законы необходимо
принять (общие для
Для того чтобы ответить на эти и вопросы необходимо прежде всего сформулировать принципы правового регулирования малого бизнеса, а затем обосновывать необходимость разработки некоторых общих, но в особенности, специальных законов для становления и развития малого бизнеса в Республике Молдова.
На наш взгляд можно выделить следующие принципы правового регулирования малого бизнеса:
I. Принципы определяющие цели-
1. Обеспечение финансовой
2. Содействие малым предприятиям в получении госзаказов.
3. Предоставление малому бизнесу технических и консультативных услуг по вопросам управления.
4. Проведение национальной
1) санкционированную законом
2) более простую и устойчивую систему налогообложения, по которой большинство вновь появившихся фирм получали бы льготный налоговый режим на первые пять лет существования;
3) приоритетное участие малого
бизнеса в деле передачи
4) новые стимулы для участия банков и других финансовых институтов в финансировании малого бизнеса;
5) поощрение предприятия малого бизнеса на совместное участие в более масштабных, сложных и рисковых проектах посредством создания консорциумов, кооперативов и др.;
6) предпочтительную ориентацию на малый бизнес при сдаче в аренду или продаже государственной недвижимой собственности, сырья и других материалов;
7) решительное применение
8) специальные компенсации по расходам на заработную плату для новых фирм в первые пять лет их существования с целью поощрять занятость, создание рабочих мест и устойчивой рабочей силы в секторе малого бизнеса
II. Принципы организационно-правовые: гибкого правового регулирования малого бизнеса; обеспечения сокращения отчетности; обеспечения равного доступа к органам правосудия; реформы патентного права для малого бизнеса; расширенного участии малого бизнеса в экспортной торговле; стимулирующего инвестировании в малый бизнес; предоставления гарантий по ссудам в затруднительных обстоятельствах; расширенного участия малого бизнеса в экспортной торговле; стимулирования инвестирования в малый бизнес; развития научно-технической деятельности малого бизнеса; передачи технологий малому бизнесу крупными предприятиями.
III. Принципы, защищающие малый бизнес: ограничения контроля собственников; установления ответственности за договорные отношения. Давление заказчика на исполнителя (необоснованные скидки с договорной цены, навязывание особых условий и т.д.) должны пресекаться государственной защитой субподрядчика. Эта защита могла бы обеспечиваться вновь созданными для этого органами - Управлением мелких и средних предприятий Республики Молдова при Правительстве РМ и Комиссией Правительства РМ по справедливым сделкам, проводящей расследование и имеющей право возбуждения дела в суде.
IV. К ключевым принципам заслуживающим приоритетного внимания для предпринимательства в целом, в том числе и малого, относятся: развитие норм гражданского, торгового и договорного права, законодательство об обеспеченных сделках (Европейский банк реконструкции и развития подготовил типовой закон об обеспеченных сделках), законодательство о труде, не дающее односторонних выгод крупным предприятиям, защита интеллектуальной собственности и более полное законодательство о конкуренции и компаниях, торговых товариществах и др.
V. Принцип наличия определенного количества соответствующих, специальных законов для малого бизнеса. Кроме них необходимо иметь также четкие процедуры, обеспечивающие их "встраивание в общее законодательство о предпринимательстве, которое находится (по сравнению с развитыми странами) на первоначальной стадии развития.
Если какой-то принцип из вышеупомянутых не будет реализован, то правовое регулирование, на наш взгляд будет не полным, то есть в законодательстве будет пробел. Поэтому и для того, чтобы осуществить реализацию этих принципов в республике Молдова, необходимо определить в комплексе всю систему правового регулирования малого бизнеса.