Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:27, дипломная работа
Об особенностях деятельности малых предприятий в условиях молдавской действительности на примере конкретного предприятия с анализом финансово-хозяйственной деятельности, выводами и предложениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.2. СИСТЕМА ГОСПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
1.3. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «AUROTIP AOSI» 34
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 34
2.2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 35
2.3. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «AURATIP AOSI» КАК МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 55
3.1. ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА 55
3.2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «AURATIP AOSI» 61
ГЛАВА 4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 74
4.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ «AURATIP AOSI» 74
4.2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЯ 103
Малый бизнес – это объект регулирования многих отраслей права и законодательства. Ведь развитие научно-технического прогресса через малый бизнес как основу предпринимательства непосредственно затрагивает развитие многих отраслей права и, прежде всего тех, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся под влиянием положительных и отрицательных факторов научно-технической революции. Все эти отрасли уже сейчас претерпевают существенные изменения, связанные с необходимостью учета указанных факторов или целесообразности регулирования качественно новых общественных отношений.
Нормы гражданского, коммерческого и договорного права, законодательство об обеспеченных сделках (Европейский банк реконструкции и развития подготовил типовой закон об обеспеченных сделках), трудовое законодательство, не дающее односторонних выгод крупным предприятиям, нормы (гражданского и административного права), регулирующие защиту интеллектуальной собственности и законодательство о конкуренции и компаниях, торговых товариществах и др. также в какой-то своей части регулируют отдельные правоотношения, прямо или косвенно связанные с малым предпринимательством.
В настоящее время правовую основу
государственного регулирования малого
предпринимательства в
Таблица 1.2
Основные нормативные документы, регулирующие развитие малого предпринимательства в Республике Молдове*
Название нормативного акта |
Дата принятия |
Закон «О предпринимательстве и предприятиях» |
03.01.1992 |
Закон «О поддержке сектора малых и средних предприятий» |
07.07.2006 |
Закон «О пересмотре и оптимизации нормативной базы регулирования предпринимательской деятельности» |
16.12.2004 |
Налоговый кодекс, раздел II, ст. 49 «Хозяйствующие субъекты – субъекты сектора малых и средних предприятий, крестьянские (фермерские) хозяйства, обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, резиденты зон свободного предпринимательства, резиденты научно-технологических парков и резиденты инновационных инкубаторов» |
01.01.1997 |
Закон «О микрофинансовых организациях» |
22.07.2004 |
Закон «О франчайзинге» |
01.10.1997 |
Закон «О предпринимательском патенте» |
15.07.1998 |
Закон «О торгово-промышленной палате» |
13.05.1999 |
Закон «О защите конкуренции» |
30.06.2000 |
Закон «О государственной регистрации предприятий и организаций» |
05.10.2000 |
Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» |
03.11.2000 |
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» |
30.07.2001 |
Закон «Об инвестициях в предпринимательскую деятельность» |
18.03.2004 |
Постановление Правительства «О создании Организации по развитию сектора малых и средних предприятий» |
17.05.2007 |
Стратегия поддержки развития малых и средних предприятий на 2006-2008 годы |
15.05.2006 |
*Источник: разработана автором
Базовым является закон «О предпринимательстве и предприятиях», который устанавливает общие условия учреждения и деятельности предприятий различных форм собственности, организационно-правовых форм хозяйствования и размеров.
Специально деятельность средних, малых и мелких предприятий, а также их поддержка регулируется законом «О поддержке сектора малых и средних предприятий». Указанный закон, принятый в июле 2006 года, предусматривает комплекс мер, стимулирующих развитие малых и средних предприятий. В частности, в нем дано определение субъектов малого и среднего предпринимательства, указана роль Организации по развитию сектора малых и средних предприятий, отмечены меры по защите средних, малых и мелких предприятий.
Направления поддержки государством малых и средних предприятий устанавливаются государственными стратегиями поддержки развития сектора малых и средних предприятий. В настоящее время действует Стратегия поддержки развития малых и средних предприятий на 2006-2008 годы. В ней отмечены главные шаги Правительства по устранению ключевых барьеров на пути деятельности сектора малых и средних предприятий, а именно:
o неэффективной регуляторной базы;
o ограниченного доступа к финансовым и информационным ресурсам;
o низкой конкурентоспособности национальных предприятий на
международном уровне;
o низкого уровня предпринимательских способностей и слабо развитой инфраструктуры поддержки бизнеса.
В частности, для решения вопросов
регламентирования
инициировало процесс реформирования
соответствующей регуляторной базы,
был принят Закон «О пересмотре и оптимизации
нормативной базы по урегулированию предпринимательской
деятельности» № 424-XV от 16 декабря 2004 года,
внедрение которого имеет целью пересмотр
структуры государственных учреждений,
обладающих функциями регламентирования,
и законодательно-нормативной базы по регламентированию предпринимательской
деятельности.
В целях расширения доступа МСП к финансам Правительство предприняло меры по оживлению Фонда по поддержке предпринимательства и развития сектора малых и средних предприятий, созданного Постановлением Правительства № 659 от 21 октября 1993 г. Европейский Банк Реконструкции и Развития и Корпорация Международного Финансирования предоставили местным коммерческим банкам кредитные линии, предназначенные для сектора малых и средних предприятий. Ряд организаций, таких как "ProCredit", "Corporaţia de Finanţare Rurală и "Microinvest" предоставляют кредиты микро- и малым предприятиям. В регионах страны осуществляют свою деятельность 510 заемно-сберегательных ассоциаций. В 2004 году был принят Закон «О микрофинансовых организациях» № 280-XV от 22 июля 1994 года, который призван способствовать развитию этого сегмента финансового рынка.
Для усиления конкурентоспособности
малых предприятий Молдовы
В целях развития предпринимательской культуры иностранные доноры продолжают оказывать помощь в развитии консалтинговых бизнес-услуг для микро- и малых предприятий, а Правительство внесло изменения в учебные планы среднего образования профессиональных училищ и высших учебных заведений, введя специальные дисциплины в области предпринимательства.
Таким образом, стратегическими направлениями действий Стратегии поддержки развития малых и средних предприятий на 2006-2008 годы являются:
Одним из эффективных методов косвенной поддержки малого бизнеса является создание и развитие институтов инфраструктуры, оказывающих различные виды услуг мелким предпринимателям. Работающие в Молдове институты инфраструктуры можно классифицировать следующим образом:
· Частные предприятия либо индивидуалы – провайдеры бизнес услуг
Особенно активно начали создаваться со второй половины 90-х годов. Предоставляют широкий перечень услуг: консультационную поддержку, бизнес-обучение, информационное обслуживание. Они ориентированы в основном на мелкого клиента. Часть индивидуальных консультантов работает неофициально.
Проекты/ программы западных доноров
(например, USAID «BIZPRO Moldova»). Некоторые
оказывают широкий перечень услуг, другие
– имеют узкую специализацию; первые подобные
институты начали создаваться в Молдове
с середины 90-х годов. Они имеют возможность
пользоваться помощью консультантов экономически
развитых стран,
международными базами данных. Они нередко
ориентированы на более крупных клиентов.
· Бизнес-ассоциации и неправительственные
организации (NGO). В основном начали создаваться в последние
5-6 лет. Часто создаются с целью получения
внешней помощи (гранта) и на период его
использования. Как правило, ориентированы
на оказание узкого перечня услуг (например,
обучение или консультации), некоторые
пытаются заниматься
лоббированием интересов своих членов.
· Банки, как особые институты инфраструктуры, оказывающие финансовую поддержку малым предприятиям. Коммерческие банки не ориентированы на кредитование мелкого клиента, несмотря на то, что некоторые из них используют специальные кредитные линии, финансируемые европейскими донорами.
Наконец, важную роль в поддержке малого бизнеса играет самоподдержка предпринимателей:
- Основные причины сотрудничества между предпринимателями – получение информации (о рынках, технологиях); увеличение прибыли; обмен опытом. Перечисленные причины косвенно могут свидетельствовать недостаточности развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Молдове.
- Несмотря на создание в стране ряда бизнес-ассоциаций, объединяющих мелких частных предпринимателей, опрошенные в ходе исследования предприниматели, как правило, не являлись членами бизнес-ассоциаций. Лишь предприятия 9% респондентов входили в бизнес-ассоциации. Одной из главных причин этого является, вероятно, то, что ассоциации сегодня не могут или не заинтересованы в предоставлении своим членам тех услуг, в которых они в наибольшей степени нуждаются.
1.3. Роль малых предприятий в организации бизнеса и эффективность менеджмента малого предприятия и эффективность бизнеса
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших. [22, c. 78]
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе.
Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий - внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию производства, без чего немыслима ее высокая эффективность.
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из опыта стран с
развитой рыночной экономикой известно,
как влияет на положение малого бизнеса
общее состояние и социально-
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят в них возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие условия и факторы, в той или иной степени влияющие на развитие малого бизнеса: