Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция
Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.
Предложенная А. Фейгенбаумом система управления качеством внесла значительные изменения во внутрифирменное управление. В частности, изменились организационные структуры: появились центральные отделы управления качеством или обеспечения качества и соответствующие ячейки (элементы комплексных систем управления качеством) в научных, проектно-конструкторских, производственных, обеспечивающих и сбытовых подразделениях. Повысился статус работ по обеспечению качества. Систему управления качеством стал возглавлять управляющий самого высокого ранга – вице-президент по качеству.
Таким образом, А. Фейгенбаум обосновал систему всеобщего управления качеством продукции. Практическую реализацию в полном объеме эта система получила в Японии. Система всеобщего управления качеством основана на так называемых циклах Деминга. Цикл Деминга состоит из четырех этапов: планирование, производство, контроль, совершенствование продукции. Объектом системы является весь жизненный цикл изделия, что означает системный подход ко всем этапам жизненного цикла: изучение требований рынка, доставка готовой продукции потребителю и ее техническое обслуживание в процессе эксплуатации.
Можно сказать, что именно на этой фазе сложилось понятие управления качеством в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено – применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене – идея «общества потребления» воплотилась в жизнь.
Причина перехода к следующей фазе: согласно концепции стандартизированного качества под качественным изделием понимается изделие, требования к которому определил и зафиксировал в нормах производитель, а потребитель вправе либо купить предложенный продукт, либо отвергнуть его. В то же время эта концепция привела к обострению противоречия между качеством и эффективностью в новой форме – при ошибке в определении запросов потребителей при выходе годных, с точки зрения производителей, изделий на рынок затраты чрезвычайно велики.
4. Фаза менеджмента качества стала зарождаться в середине 60-х годов как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management – TQM) постепенно пришел на смену всеобщему управлению качеством (TQC). Необходимость развития этой фазы связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, резким обострением конкуренции на этом рынке и политикой государственной защиты потребителей.
Основой концепции новой фазы стали:
– идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;
– перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натуральных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологические дефекты еще до начала стадии производства;
– место концепции «ноль дефектов» заняла концепция «удовлетворенного потребителя»;
– высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижется, так как конкуренция на рынках очень высока.
Основные идеи сформулированы в работах Генити Тагути, доктора Мицуно, в научных разработках компаний «Тойота» и «Мицубиси».
Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – еще управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обуславливающая у потребителя уверенность в качестве продукции.
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к нулю дефектов; к нулю производственных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества».
Причина перехода к следующей фазе: в рамках фазы менеджмента качества удается практически преодолевать противоречие между качеством и эффективностью производства в его существовавших формах, однако следующая фаза возникает при проявлении новой формы этого противоречия. Требований потребителя, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были экологичными, т.е. не наносили ущерб окружающей среде.
5. Фаза качества среды. В 90-е годы ХХ в. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
В соответствии со стандартом ИСО 14000 в каждой организации должны быть:
1) введены определенные
2) осуществлены меры по строгому их соблюдению;
3) подготовлены пакеты
4) назначены ответственные за
определенные области
Новая система стандартов призвана обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:
– организационном – через
– национальном – через создание государственной экологической политики;
– международном – через
1.3. Современные подходы к управлению качеством
Сегодня дискуссии ученых Украины в области качества сосредоточились вокруг понятийного аппарата, внедряемых на отечественных предприятиях зарубежных систем качества. Проблемные ситуации часто возникают на основании некорректного перевода и адаптации зарубежных стандартов.
В статье Рач В.А. доказано, что нельзя управлять качеством. Управлять следует всей деятельностью фирмы (предприятия) на основе качества, т.е. качество является неотъемлемой составляющей управления на любом уровне.
Контрольні питання
Литература