Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:11, лекция

Краткое описание

Лекция 1. Качество. Основные понятия
Понятие качества
Качество важнее цены. Роль и значение качества постоянно возрастает под влиянием развития технологий производства и потребностей человека. Подъем уровня культуры и образования с каждым днем делает потребителей все более разборчивыми и придирчивыми.

Файлы: 15 файлов

L 1.doc

— 95.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 2.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Предложенная А. Фейгенбаумом система  управления качеством внесла значительные изменения во внутрифирменное управление. В частности, изменились организационные структуры: появились центральные отделы управления качеством или обеспечения качества и соответствующие ячейки (элементы комплексных систем управления качеством) в научных, проектно-конструкторских, производственных, обеспечивающих и сбытовых подразделениях. Повысился статус работ по обеспечению качества. Систему управления качеством стал возглавлять управляющий самого высокого ранга – вице-президент по качеству.

Таким образом, А. Фейгенбаум обосновал  систему всеобщего управления качеством  продукции. Практическую реализацию в  полном объеме эта система получила в Японии. Система всеобщего управления качеством основана на так называемых циклах Деминга. Цикл Деминга состоит из четырех этапов: планирование, производство, контроль, совершенствование продукции. Объектом системы является весь жизненный цикл изделия, что означает системный подход ко всем этапам жизненного цикла: изучение требований рынка, доставка готовой продукции потребителю и ее техническое обслуживание в процессе эксплуатации.

Можно сказать, что именно на этой фазе сложилось понятие управления качеством в его современном понимании. Противоречие между повышением качества и ростом эффективности производства в его прежних формах было преодолено – применение новых идей управления позволило одновременно повышать качество и снижать затраты на производство. Потребитель практически во всех странах стал получать товары и услуги высочайшего качества по доступной цене – идея «общества потребления» воплотилась в жизнь.

Причина перехода к следующей  фазе: согласно концепции стандартизированного качества под качественным изделием понимается изделие, требования к которому определил и зафиксировал в нормах производитель, а потребитель вправе либо купить предложенный продукт, либо отвергнуть его. В то же время эта концепция привела к обострению противоречия между качеством и эффективностью в новой форме – при ошибке в определении запросов потребителей при выходе годных, с точки зрения производителей, изделий на рынок затраты чрезвычайно велики.

 

4. Фаза менеджмента качества стала зарождаться в середине 60-х годов как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management – TQM) постепенно пришел на смену всеобщему управлению качеством (TQC). Необходимость развития этой фазы связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, резким обострением конкуренции на этом рынке и политикой государственной защиты потребителей.

Основой концепции новой  фазы стали:

– идея, что большая  часть дефектов изделий закладывается  на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;

– перенос центра тяжести  работ по созданию изделия с натуральных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, что позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологические дефекты еще до начала стадии производства;

– место концепции  «ноль дефектов» заняла концепция «удовлетворенного потребителя»;

– высокое качество необходимо предоставить потребителю за приемлемую цену, которая постоянно снижется, так как конкуренция на рынках очень высока.

Основные идеи сформулированы в  работах Генити Тагути, доктора Мицуно, в научных разработках компаний «Тойота» и «Мицубиси».

 

Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – еще управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обуславливающая у потребителя уверенность в качестве продукции.

Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к нулю дефектов; к нулю производственных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества».

Причина перехода к следующей  фазе: в рамках фазы менеджмента качества удается практически преодолевать противоречие между качеством и эффективностью производства в его существовавших формах, однако следующая фаза возникает при проявлении новой формы этого противоречия. Требований потребителя, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были экологичными, т.е. не наносили ущерб окружающей среде.

 

5. Фаза качества  среды. В 90-е годы ХХ в. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

В соответствии со стандартом ИСО 14000 в каждой организации должны быть:

1) введены определенные экологические  процедуры;

2) осуществлены меры по строгому их соблюдению;

3) подготовлены пакеты документов;

4) назначены ответственные за  определенные области экологической  деятельности.

Новая система стандартов призвана обеспечивать уменьшение неблагоприятных  воздействий на окружающую среду  на трех уровнях:

– организационном – через улучшение  экологического «поведении» фирм;

– национальном – через создание государственной экологической  политики;

– международном – через улучшение  условий международной торговли.

 

1.3. Современные подходы к управлению качеством

Сегодня дискуссии ученых Украины  в области качества сосредоточились  вокруг понятийного аппарата, внедряемых на отечественных предприятиях зарубежных систем качества. Проблемные ситуации часто возникают на основании некорректного перевода и адаптации зарубежных стандартов.

В статье Рач В.А. доказано, что нельзя управлять качеством. Управлять следует всей деятельностью фирмы (предприятия) на основе качества, т.е. качество является неотъемлемой составляющей управления на любом уровне.

 

Контрольні питання

  1. Що таке суспільство споживання?
  2. Які фази забезпечення якості продукції пройшли виробники?
  3. Назвіть ключовий момент кожної фази та причини переходу до іншої фази?
  4. Яке сучасне розуміння управління якістю?
  5. Основоположником якої фази був Шухард?
  6. У чому полягає роль доктора Демінга у становленні філософії якості?

 

Литература

    1. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособие/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2003. – С. 46-72.

L 3.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 4.doc

— 60.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 5.doc

— 75.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 6.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 7.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

L 8.doc

— 80.50 Кб (Открыть, Скачать)

L 9.doc

— 73.00 Кб (Открыть, Скачать)

L10.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

L11.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

L12.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

L13.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

L14.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

Lection 7.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"