Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 21:09, курс лекций

Краткое описание

1. История возникновения социального управления
2. Основные этапы истории менеджмента.
3. Организационная школа менеджмента.
4. Административная школа менеджмента.
5. Школа «человеческих отношений» в теории менеджмента.
6. Школа социальных систем в теории менеджмента.
7. Эмпирическая школа в теории менеджмента.
8. Кибернетическая школа в теории менеджмента.
9. Основные понятия теории управления

Файлы: 1 файл

менеджментщит.docx

— 69.00 Кб (Скачать)

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    1. История возникновения социального управления
    2. Основные этапы истории менеджмента.
    3. Организационная школа менеджмента.
    4. Административная школа менеджмента.
    5. Школа «человеческих отношений» в теории менеджмента.
    6. Школа социальных систем в теории менеджмента.
    7. Эмпирическая школа в теории менеджмента.
    8. Кибернетическая школа в теории менеджмента.
    9. Основные понятия теории управления
    10. Закономерности управления системами
    11. Понятие и содержание менеджмента
    12. Основные категории менеджмента
    13. Инфраструктура менеджмента
    14. Социофакторы и этика менеджмента
    15. Состав функций менеджмента и процесс менеджмента
    16. Содержание функции формирования целей в менеджменте.
    17. Содержание функции планирования в менеджменте.
    18. Организовывание как процесс формирования структуры организации.
    19. Организовывание как процесс формирования взаимоотношений 
      полномочий.
    20. Содержание функции контроля и регулирования в менеджменте
    21. Сущность и этапы разработки управленческих решений
    22. Режимы и модели принятия управленческих  решений
    23. Содержание и типология функции коммуникаций
    24. Технология и результативность коммуникации
    25. Содержание функции мотивирования в менеджменте
    26. Содержательные и процессуальные теории мотивации
    27. Теория потребностей А. Маслоу и её применение в менеджменте.
    28. Технология мотивирования.
    29. Групповая динамика в менеджменте
    30. Конфликтность, виды и последствия конфликтов.
    31. Японская модель менеджмента. (см. доп. файл)
    32. Американская модель менеджмента. (см. доп. файл)
    33. Германская модель менеджмента. (см. доп. файл)
    34. Показатели эффективности менеджмента
    35. Парадигмы менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История возникновения социального управления 
На определенной ступени развития человечества в результате разложения первобытнообщинного строя и появления частной собственности возникло государство. Его отличие от первобытно-общинного строя заключается в образовании публичной власти, которая в своей основе не совпадает непосредственно с населением. Публичная власть находится над обществом, в определенной степени противопоставляя себя этому обществу.

Публичную власть создал для защиты своих интересов экономически господствующий класс, который возник в результате присвоения основных средств производства.

Люди, образовавшие государство как политическое сообщество, отдают ему ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно государству для достижения главной его цели. Эта цель заключается в том, чтобы каждый из этих людей и все они вместе могли обеспечивать, сохранять и реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу, а также владение такими благами, как деньги, земли, дома и т. д. 
В результате образования публичной власти из общества выделилась группа людей, осуществляющая управление другими людьми. 
Под социальным управлением следует понимать управление социальными системами, которые представлены организацией, обществом, нацией.  
Под менеджментом следует понимать управление организацией.  
Таким образом, социальное управление как понятие шире, чем менеджмент и включает его. Вместе с тем, менеджмент как процесс управления организациями любого вида и профиля, представляет собой весьма широкое поле исследований и приложения усилий.  
Организации как представители социальных систем отличаются тем, что они создаются искусственно для достижения определенных целей, в то время как общество или нация складываются стихийно под воздействием неуправляемых или неявно управляемых социальных процессов (переселение народов, географические открытия, религиозные концепции, колонизация, революции и т.п.) 

2. Основные этапы истории менеджмента. 
Основные этапы развития менеджмента зараждались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп  
Первый этап развития менеджмента - древний период.  с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

Второй этап развития менеджмента

II   период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Третий этап развития менеджмента-период систематизации (1856-1960). Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды.

Четвертый этап развития менеджмента — информационный период (1960 г. по настоящее время).

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

 

 

3) организационная школа  менеджмента . 
Представители : тэйлор , гант , генри форд .  
Представителями школы исследовались вопросы эффективности труда , в основном на низших уровнях управления : 
эффективность,нормирование труда,работа с кадрами ,мотивация труда работников, разрешение соц проблем .

 

4) административная школа .  
Представители : файоль , муни , рэйли, дейвис. 
Здесь рассматривались следующие вопросы :  
Основные принципы менеджмента , функции управления, исследовались процесс ней подход к управлению и построение организаций, централизация и децентрализация власти , мотивация труда и стабильность кадров , разделение труда, власть и ответственность , справедливость оплаты , контроль работы .  
Группы операций выполняемых на предприятии по файолю:  
Технические , коммерческие , финансовые , страховые , учетные , административные .

 

5) школа человеческих отношений .  
Представители : фоллет, дуглас, маслоу .  
Эта школа изучала вопросы : 
Соц ответсвенности бизнеса перед своими работниками , вопросы индивидуальной психологии , потребности человека , психологию и мотивацию работников, конфликты , соответствие формальных и неформальных организаций, статусы и роли членов коллектива , роль социальных , половых , возрастных и др факторов , влияющих на эффективность труда .

6)школа социальных систем . 
Представители : честер Бернард , Герберт Саймон , Марч. 
Рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих : 
Индивид, формальная структура организации , неформальная структура организации , статусы и роли членов организации , внешнее окружение ( поставщики , покупатели , партнеры ) , технические средства труда .  
Также исследовались взаимодействие перечисленных составляющих, коммуникационные связи , и состояние равновесия всей организационной системы .

 

7) эмпирическая школа .  
Представители: Ньюмен , дэйл, друкер.  
Практические положения : 
Первоочередная значимость конкретных условий , ситуаций, целей , задач и проблем ,, нахождение конкретных средств, форм и методов , позволяющих решить данную проблему , задачу и тд,, накопление необходимого опыта управления , руководства и его оценка практическими результатами ,, учеба " на ходу" или приобретение необходимых знаний , навыков и умений на практике ,, использование опыта бывших руководителей в качестве консультантов , экспертов .  

8) кибернетическая школа . 
Представители : Норберт винер . 
" теория игр" при принятии решений в условиях неопределенности и рисков , прогнозирование , "теория массового обслуживания " для вычисления вероятности очередей и их минимизации , системный анализ , эконометрия , исследование операций , пригодных для решения задач планирования принятия решений , оптимизации и прогнозирования ,, статистические методы анализа и оценки различных ситуаций .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9) основные понятия теории  управления .  
Причинно следственная связь в процессе управления : 
1. Нужда- внутреннее состояние , сознание, при котором возникает ощущение недостаточности чего либо . 2. Потребность - осознанное состояние человека, необходимости удовлетворения нужды . 3. Цель- вариант удовлетворения исходной потребности , выраженной из числа множества альтернатив . 4. Процесс - порядок действий по достижению целей . 5. Результат - то состояние , которое возникает после достижения цели . 6. Последствие - действие , вызывающие движение элементов взаимодействующих систем .  
Субъект у , тот, кто управляет , объект у - то чем управляют .  
Сознание - это процесс восприятия , анализа , оценки внешней среды и внутреннего состояния для принятия решений и определения последующих действий .  
Цель управления - предполагает , во первых , знание возможностей объекта управления , во вторых , подразумевает исследования способствующие или препятствующие достижению целей .  
Управляющее воздействие - прикладывается к объекту управления и вызывает изменения либо в нем самом , либо в поведении. 
Возмущающее воздействие - воздействия , которые нарушают заданные зависимости поведения управляемого объекта .  
Прямая связь - движение управляющего воздействия от субъекта к объекту .  
Обратная связь - позволяет субъекту управления лучше понять , что происходит с объектом и принять меры по корректировки .

 

10) закономерности управления  системами .  
Система - это множество элементов , находящихся во взаимосвязях и взаимодействиях , благодаря чему представляют целостность .  
Система управления - это совокупность взаимосвязанных элементов , образующих единое целое и определенным образом воздействующее на достижение определенных целей . 
По коффу все системы делятся на детерминированные ( механистические) , анимационные ( одушевленные) , социальные ( общественные ) . Их обобщает экологическая система . Детерминированные - не имеют собственные цели , а их собственные части обслуживают функции целого( заводы генри Форда с конвейерными станками , где человек часть единого механизма . Анимационные - имеют собственные цели ( животные , люди )( мозг - управление , тело- оперативная часть ) . Социальные - имеют свои цели и состоят из частей так же имеющие свои цели( демократические организации ) . Экологическая - включает все перечисленные и ее целью является обслуживание др систем .  
Закрытая система является само сдерживающей . Существенно игнорирует эффект внешнего воздействия . Не принимает энергии от внешних источников и не дает Энергию внешней среде . Открытая система предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром .

 

 

11. Понятие и содержание  менеджмента

Менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленные на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования ресурсов.

Менеджер – специалист, тщательно упорядочивающий деятельность других людей.

 

Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.

Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей.

Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющих- ся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.

Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.

Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.

 

 

 

 

 

 

12.Основные категории менеджмента

Объекты менеджмента: организации, холдинги, персонал, подразделения, филиалы, функциональные области, проект, процесс.

Субъекты менеджмента: Топ-менеджеры (Директор, президент, ген. Директор), Менеджеры среднего звена (Менеджеры структурных подразделений), Менеджеры низшего уровня (Бригадиры, мастера участков, руководители групп)

 

ВИДЫ менеджмента: По признаку объекта (общий, функциональный), По признаку содержания (нормативный, стратегический, оперативный)

ФУНКЦИИ менеджмента: Общие (Формирование цели, Планирование, Организация, Контроль, Регулирование) Фоновые (Мотивирование, Принятие решений, Установление коммуникаций)

 

МЕТОДЫ менеджмента: административные (Воздействия: распорядительное, дисциплинарное, организационно-стабилизирующее), экономические (Воздействия: материальное стимулирование), социально-психологические (Воздействия: нематериальное стимулирование (похвала, карьера, присвоение неформального статуса и т.д.)

 

ПРИНЦИПЫ  менеджмента: Целевой направленности, Иерархической упорядоченности, Научной обоснованности и оптимальности, Инновативности, Рационального соотношения

единоначалия и коллегиальности, Приоритетности самореализации, Права на интерес.

 

 

13.Инфраструктура менеджмента

ИНФРАСТРУКТУРА менеджмента: Внутренняя среда – Ограничения (Цели

Организации, Структура организации, Технология, Нормативы) Условия

(Ресурсы, Инновации, Системы  поощрения и мотивации); Внешняя  среда -

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"