Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 02:33, курс лекций
Тема 1: Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент.
Сурду Наталья Витальевна.
Тема 1: Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов методов экономического механизма менеджмента.
Объектами управления со стороны
менеджмента :
1 - производство
2 - маркетинг
3 - финансы
4 - работа с кадрами
5 - эккаунтинг ( учет и анализ хозяйственной деятельности )
6 - инновации
Менеджмент осуществляет следующие операции
:
1 - управление разработкой и проектированием продукта
2 - выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта
3 - управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов
4 - управление запасами на складах, включающая в себя управление хранением закупленных товаров
5 - Контроль качества
Управление маркетингом призвано по
средствам маркетинговой деятельности,
по реализации продукта, процесс удовлетворения
потребностей клиента организации и достижения
цели организации, для этого осуществляется
управление такими действиями как :
1 - изучение рынка
2 - создание систем сбыта
3 - реклама
4 - Ценообразование
5 - Сбыт
6 - распределение созданной продукции
Управление финансами состоит в том,
что менеджмент осуществляет управление
процессов движения финансовых средств
в организации :
1 - составление бюджета и финансового плана
2 - формирование денежных ресурсов
3 - распределение денег между различными сторонами определяющими жизнь организации
4 - оценка финансового потенциала организации.
Кадровая работа включает в себя следующие
элементы :
1 - подбор и расстановка кадров
2 - обучение и развитие кадров
3 - компенсация за выполненную работу
4 - создание условий на рабочем месте
Управление инновациями - это организация
процесса научных и опытно-конструкторских
работ и разработок, использования в производстве
новой продукции или услуг, новой организации
производства и управления.
Сущность и характерные черты современного
менеджмента.
Понятие и сущность менеджмента.
Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных
действий :
1 - организация и управление ( производством и коллективом )
2 - постановка и корректировка задач
3 - разработка этапов работы
4 - принятие решений
5 - налаживание коммуникаций ( методы и формы передачи информации )
6 - регулирование процессов
7 - сбор и обработка информации
8 - анализ информации
9- подведение итогов работ
Цели менеджмента :
1 - получение ( увеличение прибыли )
2 - повышение эффективности организации
3 - удовлетворение потребности рынка
4 - решение социальных вопросов
Задачи менеджмента :
1 - организация производства конкурентоспособных товаров
2 - совершенствование производственного процесса
3 - внедрение новейших наукоемких технологий
4 - повешение качества продукции
5 - снижение затрат на производство
Основные функции менеджмента - организация
и управление производством продукции.
Менеджер - это профессионал по организации
и управлению производством ,сбытом и сервисом, обладающий
административно-хозяйственной самостоятельностью.
Высший уровень (топ менеджер) - генеральные
директора, директора, челны правления предприятием.
Среднее звено - руководители управления
отделами цехов
Низшее звено - руководители подотделов
секторов, бригад групп.
Каждый менеджер - руководитель, но не
каждый руководитель менеджер
Современному менеджеру необходимы следующие
качества :
1 - глубокие познание в организации производства, экономики, финансах и своей отрасли деятельности.
2 - Знание в области человеческих отношений
3 - Предприимчивость
4 - новаторство и изобретательность
5 - напористость, смелость, целеустремленность
Основные этапы развития менеджмента
:
1. Промышленный переворот (с 20-30 по 80-90 года)
А. Техническая база: появились паровая и хлопкоочистительная машины
Б. Новые промышленные технологии
В. Система железных дорог, телеграф
Г. Возникновение предприятий
Д. Появилась конкуренция как форма разорения и поглощение соперника
2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия 20 века)
А. Малонасыщенный рынок
Б. Внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции
В. Слабое вмешательство государства в бизнес
3. Эпоха массового сбыта (30-50 года 20 века)
А. Насыщение спроса на товары и услуги
Б. Государственное регулирование экономики
4. Постиндустриальное общество (60-90 года 20 века)
А. Новое качество жизни
Б. Новые условия производства
В. Растущие ограничения со стороны государства
5. Пост экономическая эпоха (с начала 21 века)
А. Новая экономика
Б. Глобализация хозяйства
Современные подходы в менеджменте: количественные, процессные, системный и ситуационный, их сущность и отличие.
Школа количественных методов (1950 – по настоящее время) – возникли в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математике, физике и т.д. Суть заключается в управлении каким-либо объектом.
Выбор наибольшего числа вариантов решения задач с последующем выбором наилучшего.
Процессный подход – основоположник А. Файоль. Распространение данного подхода рассматривается как сумма всех функций управления, то есть как взаимосвязанные и взаимообусловленные действия, как непрерывный процесс.
Системный метод – автор Ч. Барнард. В основе системного научного подхода лежит понятие «Система» - комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем) вместе с их связями и отношениями, то есть предприятие как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задача, технологии), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.
Схема 1
Ситуационный подход – автор М. Фоллет. «Различные ситуации требуют различных типов знаний».
Схема 2
Влияние целей организации на организацию
Принципы менеджмента.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Эти принципы затрагивают два основных аспекта:
1. Разработка рациональной системы управления организации
Это универсальный процесс состоящий из нескольких взаимосвязанных функций таких как планирование и организация.
2. Построение структуры организац
14 принципов управления:
1. Разделение труда;
Это функция распространяется не только на исполнительские работы, но и на управленческие.
2. Полномочия и ответственность;
3. Дисциплина;
Уважение к установленным на организации порядкам.
4. Единоначалие;
Работник должен получать приказы только от одного начальника.
5. Единство направления;
Единая цель – единый план.
6. В подчинённость личных интересов общем;
7. Вознаграждение персонала;
8. Централизация;
Любая организация должна иметь управленческий центр.
9. Скалярная цель;
От самого главного к самому низшему.
10. Порядок;
11. Справедливость;
12. Стабильность рабочего места для персоналов;
13. Инициатива;
Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.
14. Корпоративный дух.
Тема 2: Структура организации. Внешняя и внутренняя среда организации.
Внешняя среда
Среда – совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирм.
Внешняя среда – это комплекс факторов оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность.
Фирма, как система двух основных типов: закрытое и открытое.
Закрытая система предполагает относительную независимость от окружающий фирму внешней среды. Такая система обычно характерна: для начального этапа – развития рыночных отношений при незначительной роли государства в регулировании.
Рост конкурентной борьбу между товаропроизводителями, устойчивая превышение объемов к реализации товаров и услуг по сравнению со спросом, активная роль государства – это является открытой системой.
Факторы внешней среды предприятия.
Рисунок
Степень одновременного воздействия тех или иных факторов внешней среды на компании называется сложность внешней среды.
Скорость изменения внешней среды называется подвижность среды.
Внутренняя среда.
Характеристика внутренней среды:
1. Ассортимент и объем производимых товаров и услуг;
2. Характер технологического процесса и производственный потенциал;
3. Структура управления фирмой;
4. Коллектив;
5. Наличие финансовых ресурсов.
Элементы внутренней среды предприятия.
Структура – взаимосвязь составных частей чего либо. Структура управления – взаимоотношение подразделений предприятия.
В менеджменте разделяют горизонтальные, вертикальные разделение труда.
Цели – желаемое состояние объекта, результат какой-либо деятельности. Основными целями компании в условиях рыночной экономики являются производство продукции для удовлетворения потребности покупателей и получения стабильной прибыли.
Задачи:
1. Работа с персоналом;
2. Работа с предметами и средствами труда;
3. Работа с информацией.
Технология – четкая организация производства.
К разнообразным факторам, влияющим на результат деятельности относятся: потенциал, способности, потребности, восприятие, ценности (богатство, власть), влияние коллектива (лидерство).
Организация работы предприятия.
Тескт на планшете
Тема: Цикл менеджера
Основные составляющие циклы менеджмента и их характеристика.
Управление – регулирование процесса и обработке ресурсов производства и реализации продукции.
Производство продукции управление занимает определяющее место.
Схема
Основные задачи управления – обеспечение эффективного использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов, создания предпосылок повышения эффективности производства.
Функциольная назначение управления – обеспечить единство и согласованность всех звеньев производство для того, чтобы производственно хозяйственная деятельность осуществлялась без перебойно для достижения поставленных целей при наименьших затратах.
Схема процесса управления.
1. Получение и обработка информации о состоянии объекта:
Информация – передача сведений о состоянии управляемой системы объекта. Для оптимального использования обработанной информации необходимо знать конкретные цели и задачи.
Первая правило эффективного производства: «Хорошо обдумать цели и задачи стоящие перед предприятием» (Прежде чем определять конкретные цели необходимо сформулировать принципы и выявить хозяйственные ориентиры).
2. Определение принципов хозяйственных ориентиров, целей и задач управления
Принцип хозяйствования – основополагающие кардинальное направление деятельности предприятия.
Своевременные принципы хозяйствования отличаются от традиционных.
Принципы хозяйствования | |
Традиционные |
Современные |
Индивидуализм – имущественное право, самостоятельное решение |
Развитие социальной этики, ответственность участников |
Личная выгода и процветание каждого – залог более успешной работы предприятия |
Необходимость согласованных общественных действий |
Подъем эффективности путем разделения труда |
Осознание предела специализации с позиции удовлетворенности |
Предприятие, как хозяйственная единица |
Предприятие, как социально-экономическая система |
Максимум прибыли, как единственная цель |
Прибыль является главной, но растет осознание социальных целей |
Акцент на эффективные экономические решения |
Акцент на эффективность и удовлетворение интересов потребителей |
Организация предприятия, как закрытая система |
Организация предприятия, как открытая система |
Реакция только на рынок и конкурентную среду |
Реакция на рынок и на конкурентную и социальную среды |
Измерение достижений предприятий по прибыли |
Оценка деятельности фирмы по прибыли и достижению социальных результатов |
Хозяйственный ориентир – очень отдаленная цель. Ей необходима конкретность и оперативность. Она зависит от изменений внешний и внутренней среды предприятия.
Пример хозяйственных ориентиров: рост доли освоения рынка, увеличение доли новой продукции, прибыль на вложенный капитал, улучшения ассортимента продукции, расширение сбытовой сети, улучшение условий труда и т.д. Различают общие цели предприятия и специальные.
Общие: разрабатываются на предприятии в целом (основные направления программы развития). Специальные: определяются на основе общих целей предприятия.
Пример:
1. Определение рентабельности по каждым подразделениям
2. Достижения определенного уровня продаж
3. Освоение новой продукции
.задачи – развернутый план действий. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров или услуг. С учетом потребностей материальных трудовых и финансовых ресурсов, а также обеспечение эффективности предприятия. Важные задачи: освоение новых рынков сбыта продукции, повышение квалификации персонала, постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия.
Выработка решений – звено процесса управления, которая в максимальной степени следует оптимизировать путем достижения заявленных целей предприятия при минимальном использовании ресурсов.
Звершающие звенья процесса упрвления – выдача на основе принятого решения команды, призванной обеспечить реализацию изменения управляемого объекта или перевод его из одного состояния в другое.
Основные функции управления.
Цикл менеджмента и его основные элементы.
Основные функции управления:
1. Планирование
2. Организация
3. Мотивация
4. Контроль
Цикл – совокупность процессов совершаемых в течении определенного времени.
Планирование
Целостность перспективного и текущего планирования – одно из главных условий обеспечивающих не прерывность производственного процесса.
Долгосрочное планирование определяется как период, который дает возможность предвидения отдельных событий – это процесс определения желаемого положения предприятия в будущем и составление планов для достижения этого положения (минимум 5 лет).
Организация –представляет собой совокупность метода, обеспечивающих наиболее целесообразное использование предметов и средств труда в процессе трудовой деятельности с целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий.
Оптимальные процессы:
- основной (производственно-технологическ
- вспомогательный (энергетические ремонтные службы)
- обслуживающие (контроль за качеством продукции, транспортные и складские операции)