Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 02:33, курс лекций
Тема 1: Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов методов экономического механизма менеджмента.
Внутрипроизводственная специализация, являющиеся продолжением и углублением в специализации предприятия, выражается в обособлении структурных подразделений по выпуску отдельных видов продукции или по выполнению определенных стадий технологического процесса. Стандартизация заключается в установлении единых норм по типам марки, параметрам, размерам, качеству изделий, величины измерений, метод испытаний, контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции. Тип производства определяется совокупностью его организационно техническими особенностей, обусловленных номенклатурой, а также количеством одновременно запускаемой в производство однородной продукции. В зависимости от сочетания основных принципов организации производства специализации непрерывности – различают три основных типа производства: массовое, серийное и единичное.
Мотивация персонала
Методы мотивации:
- поощрение
-наказания
Мотивация бывает материальной, моральной и социальной.
Контроль
Контроль – заключительная функция менеджмента. Контроль заключается в наблюдении за ходом производственных процессов. Система контроля разрабатывается в зависимости от индивидуальных особенностей каждого предприятия, выявляются отклонения с помощью учета результата достигается оценка ее итогов.
Существует два подхода контроля – традиционный и современный.
Тема: Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Планирование – формирование образа будущего в сознание субъекта, обязательная предпосылка воплощения поставленных целей.
Цель планирования – обеспечения достижения намеченных целей выполнения поставленных задач.
Этапы:
Первый этап – прогнозирование
Второй этап – выяснение и выбор вариантов развития
Третий этап – формулирование целей
Четвертый этап – разработка программы действий и составление графика работ
Пятый этап – формирование бюджета
Общие правила эффективного планирования:
1. Эффективное планирование должно начинаться сверху
2. Нельзя полагаться на случай
3. Надежная информация
4. Психологический фактор
Сущность стратегического планирования
Сущность стратегического планирования – составной элемент стратегического управления.
Стратегическое планирование – система всего многообразия видов плановой деятельности на предприятие (оно может быть долгосрочном, среднесрочном, оперативном и функциональном).
Отличительной чертой стратегического планирования является его гибкость, которая обуславливается гибкостью планов горизонта.
Процесс стратегического планирования на предприятие.
Миссия предприятия
Миссия предприятия – определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделения приоритетов стратегии.
Есть широкое и узкое понимание миссии. В широком понимание миссия рассматривается, как констатация философии и предназначения, смысла существования предприятия. В узком понимании миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует предприятие.
Самым трудном во всем планировании является формулирование положения о миссии. Оно действует как катализатор активности каждого, кто вовлечен в конкретный бизнес: владелец предприятие, ключевой менеджмент, сотрудники, поставщики, потребители. Миссия является базисом, то есть точкой опоры для всех плановых решений предприятий.
Цели предприятия.
Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Краткосрочные цели
Долгосрочные цели – цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла
Не экономические цели – улучшение труда, формирование имиджа предприятия.
Экономические цели - увеличение доходов, достижение технологического процесса.
Цели подразделяются в определенные группы:
1. Материальные цели (продуктово-рыночная программа предприятия)
2. Стоимостные цели (финансовые результаты)
3. Социальные цели (взаимоотношение между людьми и предприятие)
Связи между целями.
Вертикальные связи представляются в виде объективных соподчинений целей разного уровня.
Горизонтальное разделение целей делится на главные и дополнительные основанный на субъективных оценках лиц принимающих решение.
Анализ внешней среды.
Основные свойства внешней среды и их характеристика: сложность, объемность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.
Сложность характеризуется определением трудозатрат материальных и интеллектуальных ресурсов (высокий, средний, низкий).
Объемность определяется числом элементов внешней среды (большая 7/10, средняя 4/6 и малая 1/3).
Подвижность – скорость искусственного или естественного изменения (П=К/Т, где П – подвижность, К – количество измененных параметров, Т – календарное время).
Неопределенность характеризуется не точной информацией о текущем состоянии элементов внешней среды.
Коммуникабельность характеризуется уровнем отношений между компанией и внешней средой (полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие, преимущественное противодействие).
Тема: Тактическое и текущее планирование. Основные этапы.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом конкретизацию стратегии.
Под тактическим планирование понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достояния стратегических целей.
Тактическое планирование – это детальное планирование.
Сравнение стратегического и тактического планирования.